Транспорт
  1069  0

 Почему растет время оборота вагонов УЗ


Автор: Инна Рослик

Почти стопроцентный износ подвижного состава и инфраструктуры, воровство и отсутствие планирования - основные причины, почему на железной дороге растет среднее время оборота грузового вагона. Решить эти проблемы быстро не получится.

Почему растет время оборота вагонов УЗ 01

В законе "О железнодорожном транспорте" нет понятия оборота грузового вагона.

Согласно данным Железнодорожного энциклопедического словаря, оборот вагона – основной показатель использования ж/д вагонного парка по времени, включающий цикл операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки. Оборот обычно измеряют в сутках.

Принято считать, что оборот вагона – один из важнейших показателей эффективности работы железных дорог.

Если смотреть статистику "Укрзализныци" (УЗ), то за последние 10 лет оборот грузового вагона увеличился с 6 суток в 2008 году до более 10 суток в 2018 году. И это при том, что грузоперевозки на сети железных дорог Украины не первый год падают.

Напомним, по данным УЗ, в 2018 году желдорогами перевезено чуть более 322 млн тонн грузов, что на 5,1% меньше, чем в 2017 году.

Оборот вагона УЗ в 2003-2018 годах

Почему растет время оборота вагонов УЗ 02
Источник: УЗ

По данным на 2019 год, средний оборот грузового вагона рабочего парка по УЗ за первые 6 месяцев 2019 года составил 9,43 суток. Но стоит отметить, что еще не наступил "горячий сезон" ж/д перевозок, когда аграрии начинают вывозить свою продукцию.

Если рассматривать очень схематично, то оборот ж/д вагона можно условно поделить на четыре части:

  • в движении;
  • на промежуточной станции:
  • под грузовыми операциями;
  • на технической станции.

Скорее всего, самая "затратная" по времени для ж/д вагона операция – это простой вагона под грузовой операцией. Она занимает около трети времени оборота вагона.

Почему растет время оборота вагонов УЗ 03

А самое незначительно время занимает простой грузового вагона на технической станции.Данные УЗ

Почему растет время оборота вагонов УЗ 04

Бизнес утверждает, что цифры УЗ отличаются от реальных. Так, менеджер по транспортной логистике Ferrexpo Константина Жеваго (компания входит в ТОП-5 крупнейших ж/д грузоотправителей – БЦ) Виталий Олейник в колонке для Mind утверждал, что если в 2017 году предприятие отправляло грузы до любого западного погранперехода 7-8 суток, то на сегодня время выросло до 14-16 суток.

В крупнейшей частной транспортно-экспедиторской компании "Лемтранс" Рината Ахметова говорят, что за первое полугодие 2019 года оборот вагона увеличился на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года – до почти 9 суток.

Владелец компании "Нибулон" Алексей Вадатурский заявил, что на сегодня оборот вагона составляет 10-12 суток.

По данным профильного издания ЦТС, которые построены на результатах исследования "Наш вагон", оборот грузового вагона значительно выше декларированных УЗ цифр. Для этого исследования авторы взяли по одному вагону каждого типа и проследили в реальном времени его оборот.

Так, согласно исследованию, средний оборот зерновоза составляет более 14 суток, полувагона – почти 12 суток (в маршрутной отправке – 9 суток, в обычной – более 14 суток), фитинговая платформа – чуть более 7 чуток, крытый вагон – около 20 суток.

Также, по разным данным, до 70% отправок прибывают с нарушением срока доставки грузов

Почему растет время оборота вагонов?

Первая проблема роста времени оборота – нехватка и износ тягового состава УЗ.

"В 2018 году оборот составил 10,35 суток (замедленный в сравнении с 2017 годом на 1,09 суток) в связи с увеличением времени простоя вагонов под грузовыми операциями и на технических станциях УЗ, а также из-за недостатка тягового подвижного состава и его неудовлетворительное состояние", – говорят в пресс-службе УЗ.

К проблеме с тягой можно причислить и проблему нехватки локомотивных бригад и вагонников.

Проблемы с локомотивами не ограничены износом. Хотя процент износа инвентарного парка грузовых локомотивов составляет более 97%, в том числе тепловозов – 100%.

Кроме износа, по данным начальника отдела внешней логистики ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР) Андрея Мороза, у УЗ ограничено количество запчастей для ремонта магистральных тепловозов старого советского образца.

"Это санкционные товары, которые нельзя завезти из России", – сообщал Мороз.

Вторая проблема - износ пути и отсутствие качественного ремонта сети.

По данным сомой УЗ, на 27% магистральных путей УЗ прострочен капитальный ремонт, износ тяговых подстанций составляет 67%, а износ контактной сети – 55%. По разным данным, уровень износа 21,7 тыс. км путей УЗ в целом уже достиг 50%.

Почему растет время оборота вагонов УЗ 05

Данные УЗ, 2017 год

За счет износа пути подвижной состав вынужден сокращать скорость движения. В исследовании "Наш вагон" утверждается, что средняя скорость движения вагонов на сети УЗ – 80 км/сутки при нормативном показателе в 200 км/сутки.

"Сегодня есть много участков на железной дороге, по которым тепловоз не может двигаться с нормальной скоростью. Вместо 90 км в час он движется со скоростью 20 км в час", – говорит начальник отдела внешней логистики ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог".

Третья проблема – разукомплектовка вагонов.

Четвертая – в большинстве случаев отсутствие долгосрочного планирования отправок грузов.

Не один раз компания предлагала грузоотправителям перейти на полугодовое планирование. По данным УЗ, в таком случае компания может увеличить объем грузоперевозок минимум на 10 млн тонн.

Согласно официальным документам УЗ, грузоотправитель не позднее 12 дней до начала следующего месяца должен предоставлять желдороги месячный заказ на перевозку грузов.

Что дальше?

Единого решения проблемы нет. Есть две точки зрения на то, как сократить среднее время оборота грузового вагона.

Первая – идея бизнеса. Неоднократно грузоотправители заявляли о необходимости введения частной тяги, которое поможет без перебоев, вовремя и в необходимом количестве отгружать продукцию. На сегодня введение частной тяги сопряжено с рядом не решенных проблем.

Еще одна инициатива бизнеса - ужесточить штрафы в отношении УЗ по нарушениям сроков доставки грузов.

Второй путь сокращения оборота вагонов предлагает "Укрзализныця". Помимо призыву к долгосрочному планированию, в УЗ утверждают, что грузоотправители должны улучшить время пользования вагоном, а также усовершенствовать технологический процесс и операционную деятельность с целью уменьшения времени пользования вагоном.

Взамен в УЗ обещают в 2019 году на 30% увеличить сумму инвестиций в ремонт подвижного состава и на 13% – в ремонт основных средств. К примеру, на ремонт путевого хозяйства в 2019 году потратят 3,5 млрд грн или 28% всех расходов.

Что значит улучшить время пользования вагоном? Как говорят в УЗ, предприятия значительно превышают сроки использования вагонов. Так, "Днепровский меткомбинат" в среднем пользуется вагоном 93 часа вместо 49 часов, указанных в договоре или согласно Единому технологическому процессу (ЕТП), "Запорожсталь" – 99 вместо 53 часов, "АрселорМиттал Кривой Рог" – 241 час вместо 68 часов.

"В УЗ неожиданно высчитали, что оборот вагонов внутри нашего предприятия должен составлять 68 часов летом и 72 часа в зимний период. Сложно доказать, что таких показателей предприятие никогда не достигало ранее. Стоит учитывать, что у "АрселорМиттал Кривой Рог" свыше 600 км собственных путей", – пояснял ранее Мороз.

В ДТЭК Рината Ахметова, на совещании бизнеса и УЗ 4 сентября, заявили, что увеличение простоев вагонов началось после внедрения УЗ штрафов за возврат загрязненных вагонов. При этом,в УЗ нет процедуры оценки степени загрязненности вагонов.

Так или иначе, но даже при выполнении указанных требований все равно останутся "вечные вопросы", как то воровство на железной дороге или износ основных фондов. Что с ними делать – пока не ясно.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3146735
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх