Аграрный рынок
  3088  3

 Как крадут топливо у агробизнеса и что с этим делать


Автор: Элина Редих

Кражи топлива в агросекторе – один из самых популярных видов хищений. БизнесЦензор рассмотрел, какими путями чаще всего крадут и как с этим бороться.

krazha-topliva-benzin 01

"Традиция" забирать себе все, что плохо лежит или не особо контролируется, пошла у работников агросектора еще из Советского Союза. Некоторые предприимчивые личности умудряются "скомуниздить" даже то, что лежит на своем месте.

Чаще всего воруют то, что пригодится в хозяйстве или можно быстро и выгодно продать. Так, топливо – один из самых лакомых кусков. Им и свою технику заправить можно, и продать кому-то на сторону.

Небольшие хозяйства часто закрывают на кражи глаза. Но для крупных компаний – это огромные убытки. Ведь расходы агропредприятия на топливо и ГСМ – это около 30% всех затрат в себестоимости продукции. Поэтому технику оборудуют датчиками и устанавливают системы контроля.

Как крадут топливо

Все начинается с банального "договорняка" на заправке. Водитель договаривается с оператором АЗС. Оператор дает ему чек на сумму за 100 литров. В бак заливают 90. Оставшиеся 10 делят между собой деньгами либо водитель сливает в канистру.

По дороге можно еще "подзаработать". Поставить магнит на счетчик расстояния (одометр) и поехать по своим делам на рабочей машине. Магнит будет задерживать счетчик и километры не посчитаются. Другие умельцы подсоединяют импульсные генераторы и, наоборот, накручивают лишние км, чтобы получить большую оплату или лишнее топливо для слива.

Воровать можно и в полях. Для этого нужно договориться с водителем бензовоза, который привозит топливо в поле. Схема почти такая, как на заправке. Часть топлива в бак, а часть – поделить между собой.

Еще один вариант – завышение норм. Это происходит в компаниях, где установлены топливные нормы. Например, указано, что автомобиль потребляет 10 литров, а на самом деле может использовать 5.

Также водитель может нарушить технологию обработки земли. Например, нужна вспашка на одной глубине, а водитель выставляет меньшую. Расход топлива на меньшую глубину вспашки более низкий. "Сэкономленное" можно слить.

В такой краже будет замешан и агроном, который должен контролировать технологию. Его можно как взять в долю, так и обойти. Если нарушить технологию где-то в средине большого массива, где агроном не проверит.

Есть и более сложные махинации. Например, водитель может купить не качественное топливо, либо разводить его водой. Затраты некачественного топлива на гектар значительно больше. В таком процессе уже будут участвовать не только водитель, но механизатор и закупщик топлива.

Еще один вариант – заправить бензовоз утром, а в поля отправить днем. Утром температура будет ниже, чем днем. А при нагреве топлива его плотность уменьшается, но масса остается такой же. Получается, что количество литров может меняться в зависимости от температуры. По приезду в поле днем, из бензовоза в технику можно недолить топливо. Сэкономленное благодаря температуре – украсть.

Как бороться с кражами топлива

Инструментов контроля топлива достаточно много. Самый простой вариант – выезжать с водителем внепланово, и фиксировать показатели потребления топлива техникой.

Отпуск топлива стоит производить по RFID – это идентификационные бесконтактные карточки для идентификации водителей и учета рабочего времени водителя, и техники. Они помогают вести учет выдачи топлива при заправке как на АЗС, так и не мобильных заправках.

В баки техники нужно установить высокочастотные датчики уровня топлива. Они измеряют фактический объем использованного топлива. Но для надежности стоит установить еще и CAN шины, которые рассчитывают затраты топлива, и не влияют на работу топливной системы.

Стоит устанавливать и систему контроля вождения. Ведь при резких стартах и торможениях расход топлива увеличивается. А на заправках не помешает видеонаблюдение. Более того, подключить счетчики к GPS-системе, чтобы контролировать отпуск топлива онлайн.

На технику нужно установить датчики глубины почвы, которые не позволят нарушать технологию. GPS-системы мониторинга техники позволят в онлайн-режиме фиксировать маршрут машины, расход топлива в движении и на 1 гектар, количество остановок, место, время и объем заправок, и даже скорость передвижения авто.

Можно рассчитывать обработанную площадь поля. А также установить виртуальный одометр. С помощью GPS можно будет проследить точный километраж и не дать водителю накрутить или скрутить километры.

Без таких систем кражи топлива неминуемы. А за кражей топлива следуют и другие потери. Например, топливо сливают в поле. Из-за этого техника просто простоит и не засеет, или не соберет культуры на определенном участке.

Владелец потеряет на топливе, семенах, средствах защиты и урожае с этого участка. Если нарушена технология вспашки и занижена глубина, то урожай также будет хуже.

Мониторинг полей сегодня осуществляется также с помощью дронов, которые могут контролировать качество работы с/х техники, выполнения посевных работ и обработки почвы.

Ранее мы писали о том, какие дроны сегодня самые популярные для сельского хозяйства. И какие задачи они помогают решить. Прочесть о дронах можно по этой ссылке.

Конечно, после таких нововведений у владельца могут начаться проблемы с оттоком персонала. Участники рынка говорят, что после внедрения систем контроля много кто уволился, поскольку понял, что воровать больше не получится.

Так произошло в агрокомпании "Агро-Регион". В агрохолдинге запустили спутниковый мониторинг техники, GPS-трекинг и контроль расхода топлива, автоматизировали заправочные станции, ввели RFID карточки.

После этого каждый второй водитель с/х техники уволился и перешел в соседнюю агрокомпанию. Гендиректор агрохолдинга Екатерина Рыбаченко рассказывает, что после этого они пошли к соседям с предложением подключить уже опробованную систему мониторинга.

Но владельцы хозяйств отказывались. Понимали, что от них также уйдут люди. Для "Агро-Региона" этот период был довольно сложным, но нововведения оправдали себя. Урожай собрали с опозданием, но снизился расход топлива. Повысилась урожайность, а из компании уволились те, кто не хотел работать в "белую".

Система мониторинга окупила себя до конца уборочной компании того года. В компании ввели систему финансовой мотивации, пришли новые люди.

Этот пример показывает, что системы мониторинга однозначно повысят прибыль компании. С ними станет сложно воровать не только топливо, но и зерно, СЗР и семена. А чтобы работники хотели работать там, где нельзя украсть, нужна система мотиваций.

Одни компании повышают з/п, другие позволяют брать определенные вещи в открытую. Например, разрешают брать пару ведер зерна с поля. Или выдают талоны на бесплатную заправку для личных поездок. За воровство при таких условиях – увольняют или штрафуют.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3139414
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх