Технологии, Транспорт
  5151  7
Материалы по теме:

 Как компания украинца создает ракеты в США


Автор: Элина Редих

Аэрокосмическая компания Firefly Aerospace с офисами в Украине и США занимается разработкой легких ракет-носителей. БизнесЦензор узнавал у основателя компании Максима Полякова, как финансируется разработка ракет и почему в Украине их строительство не выгодно.

firefly-aerospace-maks-polyakov-rakety-nositeli 01

Все фото: Наталья Шаромова, Цензор.НЕТ

Максим Поляков – бизнесмен, родом из Запорожья. В 2001 году он создал один из первых в Украине аутсорсинговых проектов.

Компания создавала программное обеспечение для клиентов из США и Европы.Тогда в ней работало работало 300 человек. И это была одна из крупнейших аутсорсинговых компаний страны.

IT-бизнес и аэрокосмическая компания

После успешного запуска аутсорсингового IT бизнеса в Украине Поляков основал проекты HitDynamics, Cupid Plc (Easydate) и Maxymiser. HitDynamics купила американская компания Hitwise. А Maxymiser продали американской корпорации и второму по величине доходов производителю программного обеспечения в мире - Oraclе.

Акции Cupid были размещены на Лондонской фондовой бирже. Компания стала одной из крупнейших в сфере онлайн-дейтинга. Из-за специфической сферы деятельности, вокруг компании возникло несколько скандалов, однако компания отстояла свою репутацию в судах.

Кроме прочего, Поляков основал инвестиционный фонд Noosphere Ventures, а позже – компанию EOS Data Analytics, которая специализируется на анализе данных, полученных со спутников.

В 2018 году EOS Data Analytics совместно с Госгеокадастром Украины реализовала проект, который финансировался Мировым банком. С помощью спутниковых снимков создавалась аналитика севооборота и нелегальных обработок земли в трех пилотных областях. Сейчас идет работа по сбору данных со всей Украины.

Освоение космоса привлекало Макса с юных лет – его родители работали в космической сфере. Проживая более 7 лет в США и наблюдая за развитием частного космоса, Макса увлекли идеи "Нового космоса".

"Я приезжал в Украину по делам своих IT-компаний, видел КБ "Южное" (находится в Днепре - БЦ) и интеллектуальных ребят, которые также как и программисты "продают мозги" за границу. И думал: "Почему нельзя самим изготавливать ракеты?", – вспоминает предприниматель.

Добавляет, что после этого они подняли бизнес по спутникам, обработке данных, коммуникациям и сложили все воедино. Поняли, что нужно строить не ракету, а всю вертикаль.

firefly-aerospace-maks-polyakov-rakety-nositeli-1 02

После проведения аналитики рынка, в 2017 году фонд Noosphere Ventures купил обанкротившийся стартап FireFly Space Systems американского инженера Тома Маркьюзика. Новую компанию переименовали в Firefly Aerospace.

Сейчас компания не просто разрабатывает легкие ракеты-носители, но и имеет два космодрома. Том Маркьюзик ранее работал в компании SpaceX Илона Маска, Blue Origin и Virgin Galactic. Сегодня он занимает пост СЕО в Firefly Aerospace.

Украино-американская компания

В Украине частным компаниям строить ракеты нельзя. Согласно Закону Украины "О предпринимательстве", разработкой, испытанием, производством и эксплуатацией ракет-носителей, в том числе их космическими запусками с любой целью, может осуществляться только государственными предприятиями и организациями.

Сейчас в Верховной Раде обсуждается вопрос о том, чтобы отменить эту норму и позволить частному бизнесу работать в сфере освоения космоса. В феврале соответствующий законопроект №10096 был рекомендован к принятию парламентским Комитетом по промполитике.

Однако по словам Полякова, строить ракеты в Украине не выгодно. Например, электронику или карбон в стране не производят, а покупателей места на борту просто не найдется. Он считает, что нужно оставлять знания в стране, а производить продукт там, где это выгодно.

"Я оставил хаб знаний в Украине, но поддерживаю его проектами из США. Строить нужно там, где это будет выгодный коммерческий продукт. А выгодно это в Америке. Патриотические вещи нужно правильно внедрять. Чтобы был не "флаг ради флага", а экономика", – говорит основатель Firefly.

firefly-aerospace-maks-polyakov-rakety 03

Поэтому в Украине, в Днепре размещен R&D-центр, где проводятся научно-исследовательские и конструкторские работы, а также ведутся экспериментальные разработки. Там насчитывается более 150 сотрудников.

Главный офис компании со 180 сотрудниками находится в городе Сидар Парк, штат Техас. Там же размещено конструкторское бюро, производство двигателей и ракет.

"Если в Украине сказать, что ты хочешь построить ракету по-новому, лучше и дешевле, за свои деньги, то тебе скажут, что ты идиот. Как когда-то говорили и Маску. Поэтому мы строим в США, где нас поддерживают", – говорит Поляков.

В ноябре 2018 года NASA выбрало Firefly и еще 8 космических компаний для программы доставки грузов на Луну (CLPS). Общий бюджет программы – $2,6 млрд. Контракты будут отдаваться в течение 10 лет тем компаниям, которые подтвердили готовность доставить первую миссию к концу 2021 года.

Согласно договоренностям, Firefly получит около $200 млн после того, как программа NASA по освоению Луны начнет реализовываться. Чтобы принять участие в программе, нужно было не только подать пакет документов, но и пройти проверку Нацуправления по исследованию космоса США.

Легкие ракеты-носители и сколько они стоят

Запуск первой ракеты Firefly – Alpha запланирован на декабрь 2019 года. Ракета сможет доставить тонну груза на околоземную орбиту. Доставка грузов на Луну будет возможна ракетой Beta. Она представляет собой три ракеты Alpha в одной конструкции.

firefly-aerospace-maks-polyakov-rakety-nositeli 04

"Мы финансируем строительство через Noosphere Ventures. Запуск Alpha будет стоить порядка $15 млн. Запуск Beta – $30 млн. Это игра в долгую. Ракету нельзя построить за доллар и сразу получить миллиарды", – говорит Поляков.

По его словам, все инвестиции в компанию – сумма колоссальная. Космодром, который стоит $140 млн, был получен компанией в пользование от правительства США практически бесплатно, а в саму компанию было вложено не менее $75 млн в виде станков и оборудования. После этого Поляков выкупил активы компании с дисконтом, когда она находилась на стадии банкротства.

Запуск первой ракеты должен состояться со стартовой площадки Военно-воздушных сил США на авиабазе Ванденберг, Калифорния. В итоге, ракета-носитель будет доставлять на орбиту спутники аффилированных проектов, военные спутники и грузы NASA.

Перед запуском ракеты места под груз покупаются, как билет на самолет. В сотрудничестве с Firefly Aerospace заинтересовано более 20 компаний. В частности, Airbus Defence and Space и D-Orbit. В общем предпродано 50 ракет. На данный момент компания планирует строить по 8 ракет в год.

Недавно Firefly получила озвучила планы по инвестированию $52 млн в строительство еще одного завода во Флориде. После завершения строительства компания сможет изготавливать 24 ракеты Alpha в год.

firefly-aerospace-maks-polyakov-rakety-nositeli 05

Грузовладельцы являются инвесторами запуска. В качестве груза могут размещаться спутники связи, оборудование для дистанционного зондирования земли и другое исследовательское оборудование.

Поляков говорит, что спутниковые снимки традиционно востребованы военными в разведывательных целях и без заказов военно-оборонной сферы аэрокосмической отрасли было бы тяжело существовать. Но при этом, снимки могут, например, помочь просчитать урожайность за несколько месяцев до сбора урожая.

Например, в 1960-70 годах США знало урожайность СССР и могло этими знаниями регулировать цены на нефть. В 70-х годах импорт зерна из США в СССР стоял на потоке. В обмен на регулярные поставки Вашингтон вынуждал Москву продавать США нефть по заниженным ценам.

Сейчас с помощью спутников можно получить слой данных, которыми никто не владеет. Заинтересованные лица могут выкупать их и использовать в своих целях.

"Можно смотреть ущерб от катастроф, предугадывать урожайность, анализировать земельные участки под недвижимость, которые через 5 лет будут непригодны для строительства. Мы уже знаем, что некоторые новые дома в Киеве потенциально аварийны на этапе строительства, а квартиры в них дружно продаются", – говорит Поляков.

Сейчас в его компании множество кейсов применения спутниковых снимков. Делаются продукты для правительств Кении и Нигерии. Эти проекты помогают понять, где лучше строить сельскохозяйственный бизнес, оценивают состояние дорог для улучшения логистики и просчитывают ущерб от засухи.

По словам Полякова, чтобы дать толчок развитию аэрокосмической отрасли в Украине, нужно открыть доступ частному космосу, позволить строить хотя бы маленькие суборбитальные ракеты, учить специалистов.

firefly-aerospace-maks-polyakov-rakety-nositeli 06

Поэтому он лоббирует открытие возможностей для частного космоса, основал конкурс инженерных стартапов Vernadsky Challenge и инжиниринговые школы Noosphere на базе семи украинских университетов.

Также бизнесмен взял в аренду на 15 лет планетарий в Днепре, чтобы модернизировать его и заинтересовать детей космосом. Кроме того, он планирует запустить технический ВУЗ, возможно, на основе государственно-частного партнерства.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3123860
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх