Макроэкономика
  1683  0

 Протекционизм и инновации. Как Германия будет развивать экономику


Автор: Василий Мельник

Экономическая стратегия Германии и ЕС до 2030 года предполагает промышленный протекционизм – защиту национальных компаний в конкурентной борьбе с Китаем и США. Главной отраслью признаны технологии искусственного интеллекта.

Протекционизм и инновации. Как Германия будет развивать экономику 01

Министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер / Фото: bmwi.de

Министерство экономики и энергетики ФРГ в феврале опубликовало Национальную промышленную стратегию Германии до 2030 года.

В документе указано, что Стратегия носит декларативный характер и должна стать основной для дискуссии в Европе и Германии в ближайшее время. Результатом обсуждения, ориентировочно в 2021 году, должен стать более конкретный документ, утвержденный законодательными органами Германии и Европейского Союза (ЕС).

В предисловии к стратегии министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер (Peter Altmaier) ставит основной вопрос: "Как мы можем поддерживать наш высокий уровень благосостояния в условиях растущей глобализации, быстрых инновационных процессов и протекционистской экономической политики других стран?"

В Стратегии говорится о том, что в целом Германия остается приверженцем свободного рынка и снятия тарифных ограничений (пошлин и других налогов) для перемещения товаров. Однако в нынешних условиях государство имеет право вмешиваться в конкурентные отношения, чтобы поддержать инновационные отрасли.

Очевидно, что экономики Украины и Германии несопоставимы. Однако для Украины эта Стратегия интересна тем, в каком направлении мыслят немецкие политики. За последние полвека они создали самую успешную экономическую модель в мире и смогли обеспечить своей стране экономическое лидерство в Европе.

БизнесЦензор перевел Стратегию развития экономики Германии и публикует основные тезисы из нее.

Состояние экономики и цели Германии

В 2015 году немцы инвестировали около 53 млрд евро в исследования и разработки. На сегодня есть около десятка ключевых отраслей промышленности, в которых Германия была и остается лидером.

Среди них сталелитейная, медная, алюминиевая, химическая, автомобильная и оптическая промышленности. А также производство медицинского оборудования, зеленые технологии, производство вооружения и аддитивное производство (3D печать).

Главной декларативной целью Стратегии указано постепенное увеличение доли промышленности в валовой добавленной стоимости: до 25% в Германии и до 20% в ЕС к 2030 году.

Сейчас этот показатель для Германии составляет 23%. При этом, сегодня Германия имеет больше рабочих мест, чем когда-либо в своей истории.

Вызовы для немецкой экономики

"Мощная экономика не дана Богом", - говорится в Стратегии. Развивающиеся страны имеют преимущества более низких затрат на рабочую силу и производство. Однако до последнего времени все это нивелировалось более развитыми технологиями и качеством в немецкой промышленности.

Это направление медленно, но явно тает, поскольку конкурирующие страны быстро догоняют Европу с помощью комплексных подходов к развитию технологических ноу-хау, через совместные предприятия или приобретения в Европе.

В результате усиливается конкурентное давление даже там, где немецкие компании до сих пор не имели себе равных, говорится в документе.

Например, в 70-е Германия утратила свое лидирующее положение в области бытовой электроники. Лидерами здесь стали Япония и Южная Корея. Эта потеря стала окончательной.

Позднее это способствовало тому, что Европа не смогла закрепиться в новых областях телекоммуникаций и компьютерной электроники, включая смартфоны, планшеты и т.д.

Автомобильная промышленность, где Германия остается многолетним лидером, также испытывает давление из-за новых технологий в области управления выбросами, альтернативными системами привода (электромобили) и автономного управления.

Глобальные успешные интернет-компании сейчас почти исключительно создаются в США или Китае. Успешные немецкие и европейские стартапы в этой области, начиная с определенной фазы роста, привлекают финансирование через венчурные фонды из США. В результате, они постепенно станут американскими компаниями.

Основные конкуренты

Главным конкурентом Германии и ЕС в целом остается США. Здесь развитию способствуют крупные технологические компании. Такие как Apple, Amazon, Google, Microsoft и General Electric. Они вкладывают сотни миллиардов долларов в исследования в области Искусственного интеллекта (ИИ), цифровых технологий, автономного управления транспортом и биотехнологий.

Это развитие было поддержано предыдущей администрацией США. Нынешняя администрация стремится защитить традиционные промышленные сектора. Такие как сталь, алюминий, автомобилестроение и сельское хозяйство.

Ее главный инструмент – повышение тарифов и двусторонние соглашения в рамках политики "Америка прежде всего".

Еще один традиционный конкурент Германии – Япония. В дополнение к автомобильной промышленности и электронике, сильные стороны японской экономики включают ИИ, сетевые машины и робототехнику.

Японская компания Softbank создала фонд для сетевых технологий (ИИ, сетевые машины и робототехника), который должен вырасти до $100 млрд в течение десятилетия.

Третий глобальный конкурент – Китай. В 2015 году КНР приняла программу "Сделано в Китае до 2025 года". Активная промышленная политика направлена ​​на укрепление ключевых технологий в десяти секторах.

К ним, в числе прочих, относятся информационные технологии, высокотехнологичная робототехника, аэрокосмическая, морская промышленность, производство электромобилей, медицинские технологии.

В 2017 году Китай объявил о своем намерении стать мировым лидером в области ИИ к 2030 году. В июле 2018 года китайская государственная компания CMG решила учредить технологический фонд (China New Era Technology Fund) в размере $15 млрд.

Он должен инвестировать в технологические компании в Китае и мире. В рамках проекта "Нового Шелкового пути" Китай пытается предусмотрительно защитить рынки сбыта и логистику.

Эта стратегия принесла свои плоды. В Китае появились всемирно известные компании. Целые отрасли промышленности могут стать технологической монополией этих компаний в течение следующих нескольких лет. Тогда международная конкуренция станет невозможной.

Инновации как непрерывный процесс

Не смотря на то, что инновации – это непрерывный процесс, есть "разрушительные открытия", которые ликвидируют преимущества предыдущих процессов и отбрасывают назад прежних лидеров.

В качестве примеров, можно привести изобретение парового двигателя, железной дороги, использования электричества, двигателя внутреннего сгорания и автомобиля, самолета, радио и телевидения, компьютеров и Интернета.

"Только те, кто владеет новыми технологиями и осваивает их, может постоянно сохранять свои конкурентные позиции", - говорится в Стратегии.

Самая важная базовая инновация сегодня – это цифровые технологии и, в частности, быстрое распространение приложений искусственного интеллекта.

Сегодня строится глобальная интернет-платформа на уровне мирового рынка. Это может повысить доступность и прозрачность цен, будет способствовать свободному перемещению товаров и услуг, созданию конкуренции. И наоборот, монополизация технологий несколькими компаниями может привести к сокращению рынка.

Комбинация машины и Интернета (Индустрия 4.0) – чрезвычайно важное изменение. Прежнее разделение между "реальным" миром (производственных) машин и "виртуальным" миром Интернета исчезает.

Машины подключены к другим машинам и людям через Интернет. Промышленное производство без использования Интернета экономически немыслимо. Вопрос "кто в этой сфере станет лидером?" остается без ответа. Изменения только начались.

Ориентиры национальной промышленной политики Германии

1. Первостепенное значение имеет поддержание и развитие замкнутых цепочек создания добавленной стоимости. Если есть все звенья цепочки создания стоимости, от базового производства до переработки, распределения и услуг, то такая цепочка становится более устойчивой. Выше вероятность достижения конкурентного преимущества.

2. Нужно избавиться от ложного представления о различии между "старыми грязными" и "чистыми новыми" отраслями экономики. Это сбивает с пути. Опыт показывает, что отрасли, которые когда-то были отданы конкурентам, трудно восстановить. Поэтому Германия должна бороться за каждое рабочее место в промышленности.

3. Нужно укреплять "промышленный средний класс". В нем сила Германии. Средние компании "завоевали" доли мирового рынка с помощью узкоспециализированных продуктов и приложений, обладают огромной технологической компетентностью и конкурентоспособностью.

4. Вместе с тем государство должно способствовать созданию крупных национальных корпораций, которые могут конкурировать на глобальном рынке. Большие самолеты строятся только большими компаниями. Создание и модернизация железнодорожных систем – это крупные проекты стоимостью на $30 млрд и более. Только крупные корпорации могут конкурировать с китайскими и американскими компаниями.

5. Европейское и немецкое конкурентное законодательство должны быть пересмотрены. Их главной целью должна стать конкуренция немецких и европейских компаний в глобальных рынках. Сейчас немецкие или европейские слияния терпят неудачи из-за ориентации на национальные и региональные рынки, как того требует европейское законодательство.

Принципы протекционизма

В последние десятилетия принципы свободного рынка в германии были нарушены вмешательством государства. Например, по причинам защиты окружающей среды, защиты климата, энергетического поворота или социальной политики.

Это увеличило затраты бизнеса и, следовательно, снизило его конкурентную позицию по сравнению с другими странами.

Государство компенсирует эти вмешательства. Но это не субсидия, а восстановление равенства в конкуренции. Это должно быть возможным в законодательстве ЕС.

Целью должно быть укрепление промышленной конкурентоспособности Европы в целом. Процесс деиндустриализации во многих странах ЕС должен прекратиться.

До сих пор в ЕС и зоне евро было много споров по фискальным вопросам. Но слишком мало по фундаментальным вопросам экономической политики.

Существует несколько подразделений секретариатов ЕС, обсуждающих отдельные аспекты экономической политики (по конкурентоспособности, торговле, телекоммуникациям, энергетике). Но нет общеевропейской организации, которая могла бы объединить все эти вопросы.

Европейский формат "Друзья промышленности" (нем. Friends of Industry) стал первым реальным шагом. В дополнение к нему в будущем ЕС понадобится "Совет министров промышленности". Он должен привести не к увеличению количества подразделений Совета ЕС, а к их сокращению.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3114092
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх