Транспорт
  2066  2

 Почему на "Укрзализныце" начали бороться с воровством грузов


Автор: Андрей Бондаренко

После открытых обращений и писем топливных компаний, руководство "Укрзализныци" начало предпринимать реальные шаги по борьбе с хищениями транспортируемых ею грузов.

Почему на Укрзализныце начали бороться с воровством грузов 01

Последние годы клиенты "Укрзализныци" (УЗ) страдают от воровства грузов. Воруются практически все их виды.

Например, на Приднепровской дороге, самом проблемном филиале УЗ, воруют металлопрокат, деревянный брус, удобрения, горюче-смазочные материалы (ГСМ), подсолнечное масло.

Что воруют на "Укрзализнце"

Самый ликвидный товар для воровства – металлический лом, который тут же можно сдать в пункты приема.

Согласно информации профильного сайта "Центр транспортных стратегий" (ЦТС), за первые два месяца 2017 года, объемы воровства в три раза превысили аналогичные объемы предыдущего года. С тех пор "Укрзализныця" не публиковала статистику относительно воровства грузов.

По данным УЗ, которые компания предоставила в ответ на запрос БизнесЦензор, за 10 месяцев 2018 года было составлено 5045 коммерческих актов о не сохранении грузов во время перевозки.

Наибольше количество актов касалось угля и кокса (3893 акта на суму 35,5 млн грн), металлолома (242 акта на 3,4 млн грн), изделий из черных металлов (138 актов на 3,6 млн грн) и зерна (79 актов на 2,8 млн грн)

Воровство нефтепродуктов и ГСМ

Один из самых дорогих грузов, который перевозится по железной дороге – нефтепродукты. Если воровство металлолома и других насыпных грузов в полувагонах происходило всегда, то слив ГСМ особенно распространился за последние два года.

Воровство горюче-смазочных материалов достигло такого масштаба, что в сентябре 2018 года несколько топливных компаний обратились к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну и главе правления УЗ Евгению Кравцову с открытым письмом, в котором просили помочь в борьбе с кражами. Среди них известные операторы АЗС – WOG, OKKO и SOCAR.

"В регулярной эксплуатации находится в среднем 6800 железнодорожных вагоно-цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов. От 300 кг до 10,5 тонн топлива не доезжает до пункта назначения в каждой цистерне на украинской железной дороге" - говорится в письме директора компании "Анвитрейд" Петра Белза.

С той же проблемой столкнулась запорожская компания "Агринол", которая производит и продает смазочные материалы.

"Последние месяцы мы столкнулись с постоянными фактами воровства наших грузов при перевозке их силами "Укрзализныци", - говорится в открытом обращении компании "Агринол" в правоохранительные органы и органы власти, которое было обнародовано в октябре.

В документе сообщается, что 29 сентября на станции Берда компания недосчиталась 16 тонн нефтепродуктов на 400 тыс. грн. Другие компании на этой же станции понесли убытки на миллионы гривен в начале октября.

С августа ущерб компании "Агринол" от краж составил около 3 млн грн. При обороте около 80 цистерн в месяц, в каждой десятой компания фиксирует недостачу.

"Кражи достигли таких масштабов, что промышленники рассматривают альтернативные способы доставки грузов", - сообщают в компании.

Как происходит воровство

Похитить топливо из цистерны не просто. Известно, что насыпные грузы воруются даже на ходу поезда. Например, злоумышленники могут выкидывать металлический лом из полувагонов, который потом вдоль дороги собирают их сообщники.

Слить топливо из цистерны можно лишь на станции. При этом преступники маскируют воровство, чтобы владелец груза не зафиксировал недостачу при его приемке.

"При первичном осмотре цистерн пломбы оказываются целыми и "Укрзализныця" отказывается подписывать акт о хищении", - рассказывают в компании Агринол.

Суть этого приема – снятие и повторная установка металлических запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) без повреждения.

"Цилиндр ЗПУ замораживается, беспрепятственно снимается, а затем повторно устанавливается без видимых повреждений", - рассказывал порталу ЦТС весной 2018 года Валерий Ткачев, замдиректора компании "Дельта Вилмар", которая производит подсолнечное масло.

Самая большая проблема для владельцев наливных грузов: зафиксировать и заактировать недостачу. Сейчас компания "Агринол" добивается того, чтобы правоохранители провели экспертизу пломб с цистерн, обворованных в сентябре. Она должна показать, что пломбы были нарушены.

Кто занимается воровством

Один из раскрытых случаев воровства показывает, что кражами занимаются сами сотрудники УЗ. Об этом рассказал исполнительный директор бельгийской логистической компании Haesaerts Intermodal Виталий Венгринович порталу ЦТС.

"В 2017 году мы привлекли польско-украинских детективов, которые при участии полиции поймали злоумышленников с поличным – с крышками от наших танк-контейнеров. Преступниками оказались работники одной из станций, через которую следовали наши танк-контейнеры", - говорит Венгринович.

По его словам, в воровство вовлечены все звенья работников станции. Диспетчер загоняет цистерны к месту кражи, другие сотрудники станции осуществляют саму кражу, третьи реализуют украденное.

Это объясняет то, почему военизированная охрана, которую нанимает УЗ для сопровождения грузов, не препятствует кражам. А также то – почему так мастерски подделываются ЗПУ после их снятия.

Позиция УЗ

Пресс-служба УЗ, в ответ на запрос БЦ, говорит о том, что хищения не имеют массового характера. Так в компании утверждают, что утрата груза может состояться вследствие технической неисправности вагона или транспортного происшествия.

Про все заактированные случаи недостачи грузов работники станции должны информировать правоохранительные органы. Если допустить, что воровством занимаются сами железнодорожники, такая схема малоэффективна.

Тем не менее, по информации УЗ, за три квартала 2018 года было составлено 4547 коммерческих актов, из которых 4095 (около 90%) было направлено в правоохранительные органы. Ориентировочная сумма убытков по этим актам составила 49,3 млн грн.

Если в результате расследования правоохранителей производство дойдет до суда, а его решение будет в пользу грузополучателя – только тогда наступает ответственность УЗ.

В компании сообщают, что за три квартала 2018 года УЗ выплатила грузополучателям за не сохранение грузов 17,7 млн грн. Из них по случаям с признаками воровства – всего 15,4 млн грн.

В компании уточняют, что эти суммы включают в себя выплаты по более ранним периодам из-за долго длящихся судов.

Защищая "Укрзализныцю", пресс-служба указывает, что согласно "Правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом", утвержденным приказом Минтранса, груз могут сопровождать сотрудники получателя и нанятая им охрана.

Последствия для регионов

Как уже упоминалось, лидером в количестве и объемах краж является филиал УЗ – Приднепровская железная дорога, которая охватывает Днепропетровскую и Запорожскую области. Следом в антирейтинге по объемам воровства грузов идут Одесская и Донецкая дороги.

Убытки от краж на железной дороге несут не только частные компании. В Запорожской области в 2018 году проводился таможенный эксперимент. Часть средств от перевыполнения таможенных сборов шла на ремонт дорог.

"Агринол" убедил поставщиков проводить растаможу грузов на территории области, чтобы таможенные сборы получал областной бюджет базового для компании региона.

Но осенью 2018 года, не желая участвовать в постоянных спорах о недостачах, практически все импортеры переориентировались на таможню в Харьковской области. В связи с этим, Запорожская область недополучала средства на ремонты дорог.

К решению вопроса подключились и предприятия, и губернатор Запорожской области Константин Брыль. После привлечения внимания к вопросу правоохранителей, в конце 2018 года была разоблачена военизированная охрана "Укрзализныци", которая по данным СБУ, занималась расхищением грузов, а потом требовала взятки с бизнесменов за их охрану.

После этого руководство УЗ предприняло ряд эффективных мер, которые позволили на данный момент выровнять ситуацию. Усилили охрану и предприятия, регулярно пользующиеся услугами перевозчика.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3112521
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх