Энергетика
  15300  8

 "Банда зеленых". Чем грозит Украине высокий зеленый тариф


Автор: Сергей Головнев

Максим Ефимов, Василий Хмельницкий, Ринат Ахметов и Игорь Тынный пытаются прописать правила поддержки "альтернативной генерации" под себя. БизнесЦензор выяснял, какие правила предлагают "зеленым" лоббисты этих бизнесменов.

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 01

Фото: loda.gov.ua

Впервые стимулирование роста генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) применила Германия еще лет 30 назад. В 2009 году инициативу переняла Украина.

Драйвером этого процесса стал Андрей Клюев, который в разные годы был народным депутатом, первым вице-премьером в правительстве Николая Азарова, секретарем Совбеза и главой Администрации президента Виктора Януковича.

Смысл государственной поддержки состоит в высоком тарифе на производство электроэнергии. Разница между рыночной и субсидируемой ценой ложится на потребителей.

К примеру, сегодня по данным Нацкомиссии регулирующей энергетику и коммунальные услуги (НКРЭКУ), доля альтернативной энергетики в общей выработке составляет около 2%, а в общей стоимости – около 8,5%.

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 02

Другими словами, каждый потребитель в тарифе на электроэнергию платит 8,5% за зеленую энергию.

Клюев лоббировал интересы своей группы Activ Solar, которая строила солнечные электростанции (СЭС). Кроме того, Клюеву принадлежал запорожский "Завод полупроводников" – единственный в Украине завод, производивший поликремний для солнечных панелей.

Клюев добился законодательного закрепления нормы, по которой зеленый тариф устанавливался только в случае закупки украинского оборудования. То есть, получить высокий тариф могли лишь те компании, которые покупали его у завода Клюева.

К 2014 году установленная мощность станций Activ Solar составила 87% от общей мощности всех украинских СЭС.

Революция и аннексия Крыма изменили конфигурацию рынка. Часть станций Клюева осталась в Крыму. Оставшаяся часть формально перешла китайской CNBM International Corporation, которая кредитовала Activ Solar.

Кроме собственно высокого тарифа, Клюев пользовался прямыми дотациями от государства, льготными кредитами от государственных банков и бесплатным подключением к электросетям.

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 03

Примерно такие же преференции, только в более умеренном масштабе, выбил для своей компании "Винд Пауэр" Ринат Ахметов.

В то время, когда Клюев развивал солнечные станции, компания Ахметова строила ветровые (ВЭС). Сейчас у него крупнейшие мощности по генерации электроэнергии из ветра.

К альтернативным источникам энергии в Украине принято относить: солнечные и ветровые станции, электростанции на биотопливе и биогазе (энергия генерируется за счет сжигания отходов растениеводства и животноводства), электростанции на геотермальных источниках, а также малые гидроэлектростанции.

Самый высокий тариф у СЭС и ВЭС. Именно они занимают львиную долю в стоимости альтернативной энергии.

Вместо позитивной идеи перехода на экологически чистую энергию, в Украине "поддержка зеленых" стала токсичной. Этой поддержкой с самого начала пользовались крупные корпорации Клюева и Ахметова.

Рост зеленой генерации обеспечил административный ресурс и выписанные "под себя" правила.

Для сравнения, в Германии зеленая генерация составляет около трети в общем объеме производства электроэнергии. При этом 70% объема инвестиций в зеленую генерацию составляют средства обычных граждан.

Какие проблемы испытывает Украина из-за быстрого прироста мощностей зеленой энергии

1

Рост зеленой энергетики не соответствует росту экономики

Зеленый тариф – это дотация, которую оплачивают все потребители. Чем больше потребление электроэнергии, тем тоньше слой надбавки на зеленый тариф, которая закладывается в тариф на электроэнергию потребителям.

Когда в стране растет производство, снижается процент надбавки в тарифе каждого отдельного потребителя.

Но в Украине обратная тенденция – с 2014 года производство электроэнергии упало на 15% - со 181 млрд до 155 млрд кВт*ч. Процент надбавки в тарифе вырос даже без учета увеличения зеленой генерации.

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 04

Для сравнения. По данным НКРЭКУ, средний зеленый тариф за третий квартал 2017 года составил 5,92 грн за кВт*ч. Средний тариф для ТЭЦ, которые вырабатывают электроэнергию сжигая природный газ, составляет 2,19 грн за кВт*ч.

Электроэнергия ТЭЦ, работающих на газу, несмотря на дороговизну этого ресурса в Украине, обходится потребителям в 2,5 раза дешевле, чем зеленый тариф.

2

Постоянное снижение стоимости оборудования для генерации электроэнергии из ВИЭ

С каждым годом стоимость одной единицы установленной мощности в зеленой энергетике снижается. Растет коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) – количество электроэнергии, которое реально вырабатывается с учетом неблагоприятных погодных условий.

Таким образом, вводя фиксированный зеленый тариф на долгий срок, страна обрекает своих потребителей платить за дорогую электроэнергию даже тогда, когда во всем мире она станет значительно дешевле.

Это давно поняли во многих странах, субсидирующих зеленую энергетику. Чтобы избежать этих рисков, страны Евросоюза еще с 2011 года начали выдавать зеленый тариф на обратных аукционах.

Это так называемый Голландский аукцион. Кто готов ввести в строй генерацию ВИЭ с наименьшим тарифом, тот и получает дотацию.

3

Большая концентрация ВИЭ в одном месте

Эффективность солнечных и ветровых станций зависит от их географического расположения. В Украине наиболее привлекательной территорией для СЭС и ВЭС является юг страны.

Во-первых, ветра всегда больше на морском побережье. Поэтому в Украине ВЭС пытаются строить вдоль Азовского и Черного морей. Во-вторых, на юге большая инсоляция – активность солнца. Поэтому там же пытаются строить СЭС.

Для сравнения, во втором квартале 2018 года в Херсонской области было введено в эксплуатацию больше мощностей СЭС, чем во всей остальной Украине.

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 05

Проблема в том, что в этом же регионе находится так называемый Южный энергоузел – сосредоточение крупных мощностей традиционной генерации. Здесь работают Запорожская и Южно-Украинская АЭС, Приднепровская, Криворожская и Запорожская ТЭС.

Из-за обязательного выкупа электроэнергии зеленых, самую дешевую в стране атомную электроэнергию (0,6 грн за кВт*ч), придется ограничивать, чтобы заменить самой дорогой – зеленой (15 грн за кВт*ч).

В идеале, маленькие "зеленые" электростанции должны быть рассредоточены более-менее равномерно по всей стране. Тогда энергосистема будет устойчивой – если выпадает часть генерации, оставшаяся спокойно работает.

Крупные объекты при перебоях в работе разбалансируют систему. Для этого во всех странах зеленые тарифы отличаются в зависимости от мощности объекта. Для панелей, установленных на крыши домов – тариф больше. Для наземных промышленных объектов – меньше.

4

Малая предсказуемость ВИЭ и необходимость балансирования

Если над Запорожской областью сгустятся тучи и наступит штиль, из баланса энергосистемы страны выпадет около гигаватта мощности электроэнергии. Такая мощность сопоставима с потреблением столицы Украины.

Это все равно, когда в аварийный ремонт уходит атомный энергоблок - "тысячник", которых в Украине всего 13. Резкую потерю такого объема электроэнергии нужно быстро восстановить.

Для этого должны быть задействованы так называемые маневренные мощности. В их качестве могут выступать тепловые и гидроэлектростанции.

Эта генерация дорогая. Она находится в так называемом холодном резерве – всегда готова включиться в работу. Поэтому потребитель оплачивает ее вспомогательные услуги, даже тогда, когда она не производит электроэнергию.

Это еще одна косвенная дотация "зеленым" за счет потребителей.

Как определяется зеленый тариф сейчас

Порядок определения зеленого тарифа прописан в законе "Об альтернативных источниках энергии". Он начисляется путем умножения "коэффициента зеленого тарифа" на розничный тариф для потребителей второго класса напряжения за январь 2009 года, привязанный к евро.

Тариф за январь 2009 года был на уровне 0,5846 грн за кВт*ч. Курс евро за январь 2009 года, который берет в расчет НКРЭКУ, составляет 10,8555 грн за евро. В валюте расчетный тариф составляет 6,34 евроцентов за кВт*ч.

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 06

Для каждого вида генерации установлены свои коэффициенты. Также они зависят от периода ввода в эксплуатацию конкретной станции. С каждым периодом они снижаются.

Кроме того, они разнятся в зависимости от установленной мощности. Для маленьких станций – высокие тарифы, для крупных – низкие.

Например, для СЭС установленной мощностью до 10 МВт, введенной в эксплуатацию в 2016 году, коэффициент равен 2,97. Тогда зеленый тариф для нее составит:

Коэффициент (2,97) умножаем на розничный тариф за январь 2009 года в размере 6,34 евроцентов за кВт*ч и умножаем на сегодняшний курс (30,6 грн за евро). В итоге тариф составляет около 5,8 грн за кВт*ч.

Закон расписывает периоды ввода объектов в эксплуатацию до 2030 года. Именно тогда заканчивается поддержка "зеленых", предусмотренная законом 2009 года. Нынешний период длится с начала 2017 по конец 2019 года.

Какими будут новые правила

Понимая, что дальнейшее действие закона от 2009 года приведет к финансовой разбалансировке энергетического рынка, его участники инициировали пересмотр правил дотирования генерации из ВИЭ.

На сегодня в Раде зарегистрированы 8 законопроектов, меняющих правила определения поддержки ВИЭ. Все с номером 8449. В основном они отражают интересы конкретных игроков этого рынка.

Анализ законопроектов уже проделан профильными ассоциациями. Сравнительные таблицы предлагаемых правил можно посмотреть на сайте консалтингового агентства IME Power и Украинской ассоциации ВИЭ.

БизнесЦензор выяснил, чьи интересы лоббирует каждый из законопроектов.

1

Лоббизм Максима Ефимова

Народный депутат Максим Ефимов вместе с Эдуардом Мкртчаном владеют компанией "Фурлендер Виндтехнолоджис" в Краматорске Донецкой области. Эдуард Мкртчан - сын бывшего совладельца "Индустриального союза Донбасса" (ИСД) Олега Мкртчана.

"Фурлендер Виндтехнолоджис" производит оборудование для ветряных электростанций.

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 07

Фото: Facebook Ефимова

В законопроектах 8449 и 8449-1, в которых Ефимов указан соавтором, предлагается устанавливать надбавку к зеленому тарифу для компаний, которые используют украинское оборудование. Предлагается установить надбавки от 5% до 20% в зависимости от степени локализации.

Другими словами, нардеп предлагает давать преференции тем игрокам, которые будут покупать продукцию у его предприятия.

Те же условия надбавок за локализацию, которые прописаны в проектах Ефимова, содержаться и в проекте 8449-2 нардепа Сергея Шахова ("Воля народа"), выходца из Луганской области.

Нужно отметить, что действующий сейчас закон также предусматривает надбавку к тарифу за локализацию. Она может составлять 5% или 10% в зависимости от степени локализации.

2

Лоббизм Василия Хмельницкого

В законопроекте 8449-1 соавтором Ефимова выступает народный депутат Виктор Галасюк (РПЛ) – сторонник преференций для украинских предприятий по отношению к иностранным компаниям.

До избрания в Раду Галасюк возглавлял инновационный парк Bionic Hill бизнесмена Василия Хмельницкого.

Хмельницкому принадлежит компания UDP Renewables, которая занимается инвестициями в ВИЭ. В 2016 году бизнесмен заявил, что в ближайшие годы собирается инвестировать $300 млн в проекты по возобновляемой энергетике.

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 08

Хмельницкий уже имеет на руках решения местных советов о выделении земли в Киевской области.

Примечательно, что 8449-1 предполагает введение тарифных аукционов лишь с 2025 года. В большей части законопроектов – с 2019 года. В этом законопроекте нет дифференциации тарифа в зависимости от размера установленной мощности генерации.

Проект Ефимова-Галасюка самый выгодный для "зеленых". И соответственно – самый дорогостоящий для потребителей.

3

Лоббизм Рината Ахметова

Ахметов владеет крупнейшим в стране энергохолдингом ДТЭК, который специализируется на тепловой генерации, имея в ней долю более 70%. Сейчас соответствующий дивизион холдинга DTEK Renewables активно инвестирует в строительство новых СЭС и ВЭС.

Сегодня в ДТЭК входят Ботиевская ВЭС (200 МВт) и Трифановская СЭС (10 МВт). Но на стадии строительства Никопольская СЭС (200 МВт) и первая очередь Приморской ВЭС (100 МВт).

Согласно сообщению агентства Fitch, к 2020 году компания Ахметова планирует нарастить установленную мощность своих станций с ВИЭ до 1 ГВт. Половина мощностей – солнце, половина – ветер.

Законопроект 8449-3 с выгодными ДТЭК условиями, зарегистрировал нардеп Валерий Писаренко из депутатской группы "Видродження".

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 09

Проект предполагает переход на систему аукционов с 2020 года и гарантированный выкуп оператором рынка всей электроэнергии ВИЭ по цене аукциона. Проект не предусматривает стимулирование развития маленьких станций с ВИЭ мощностью до 500 кВт.

Для Ахметова интенсивное развитие зеленой генерации в длинной перспективе будет означать проблемы для его тепловой генерации.

Судя по инвестиционным планам компании, обнародованным Fitch, ДТЭК собирается до 2020 года ввести в эксплуатацию максимальное количество объектов с ВИЭ по действующим правилам. А после этого – заморозить дальнейшее усиление поддержки "зеленых".

В отличии от остальных, которые предусматривают поддержку проектов на срок 20 лет, Писаренко предлагает ограничить поддержку ВИЭ до 15 лет.

4

Лоббизм Игоря Тынного

Бизнесмену Игорю Тынному принадлежит "ГидроЭнергоХолдинг", который специализируется на малых ГЭС. В группу входят компании "Акванова", "Эдельвейс", "Энергия Карпат" и другие.

Интересы Тынного представлены в законопроекте 8449-6 нардепа Юрия Чижмаря (РПЛ).

Банда зеленых. Чем грозит Украине высокий зеленый тариф 10

Отличительной особенностью этого проекта является то, что общегосударственные квоты на поддержку ВИЭ должны обязательно включать не меньше 20% квот на энергию из биомассы, биогаза и малой гидроэнергетики.

Тынный пытается застраховать поддержку малых ГЭС от перекосов в пользу ветра и солнца.

5

Шутка Андрея Геруса

Свою версию правил поддержки ВИЭ в законопроекте 8449-4 зарегистрировали народные депутаты Владимир Парасюк (внефракционный), Игорь Луценко ("Батькивщина"), Семен Семенченко ("Самопомич") и другие.

В неофициальных разговорах сотрудники ДТЭК приписывают этим депутатам лоббизм интересов олигарха Игоря Коломойского. Однако по информации БЦ, этот законопроект подготовил глава "Ассоциации защиты прав потребителей электроэнергии" Андрей Герус.

Законопроект предлагает уменьшение зеленого тарифа для ВЭС на 30% в ретроспективе – с апреля 2013 года, для СЭС – на 50% с октября 2018 года.

Очевидно, что норма по ВЭС направлена против компании "Винд Пауэр", которая входит в ДТЭК. В 2012 году "Винд Пауэр" ввел в эксплуатацию Ботиевскую ВЭС в Запорожской области. Она до сих пор остается крупнейшим ветропарком в стране.

Такой проект – своеобразный "троллинг" Ахметова. Мол, если раньше олигарха Клюева урезали в тарифе, то почему нельзя так же урезать олигарха Ахметова?

Инициаторы не надеются на то, что он будет принят.

6

Лоббизм микрогенерации из ВИЭ

Свою версию проекта закона с индексом 8449-7 зарегистрировал Алексей Рябчин ("Батькивщина"), который системно лоббирует развитие зеленой энергетики в Украине.

Его предложения направлены на развитие микрогенерации с ВИЭ по примеру европейских стран. Законопроект предусматривает сохранение высокого тарифа для панелей на крышах зданий.

Раде предлагается разработать и утвердить закон об энергетической кооперации – чтобы обычные граждане могли инвестировать в объекты ВИЭ наряду с большими корпорациями.

Несмотря на позитивную цель, законопроект носит декларативный характер. Очевидно, что он непроходной.

7

Наиболее оптимальный законопроект

Больше всего проблем, связанных с развитием ВИЭ, решает законопроект – 8449-5. Его зарегистрировали Виктория Войцицкая, Елена Сотник (обе – "Самопомич"), Алексей Мушак (БПП), Тарас Батенко (внефракционный) и Олег Медуница (НФ).

Этот проект предлагает:

  1. Самую раннюю дату применения аукционов среди остальных – с апреля 2019 года.
  2. Единственный предусматривает деление территории страны на 4 тарифных зоны. На севере, где меньше инсоляция, тарифы должны быть выше, чтобы стимулировать там строительство ВИЭ. А не концентрировать их на юге, где и так профицит электроэнергии.
  3. Как и другие, проект предусматривает поддержку объектов сроком на 20 лет.
  4. Как и другие, проект предусматривает общегосударственные и специальные (относительно территории и типа генерации) квоты на дотации "зеленым".
  5. Сохранение зеленого тарифа для малых установок, генерирующих энергию из солнца и ветра мощностью до 100 кВт. Такой мощности хватает лишь на две-три семьи.
Источник: https://biz.censor.net.ua/r3077244
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх