Металлургия
  1  1

 Что думают участники рынка о детенизации заготовки металлолома

А.Бондаренко

Законопроект о легализации заготовки металлургического сырья разрабатывался и заготовителями и металлургами, которые обычно оппонируют друг другу. Что думают о законопроекте обе стороны процесса? Блиц-интервью.

Что думают участники рынка о детенизации заготовки металлолома 01

Комитет Верховной рады по экономической политике 21 июня рекомендовал Верховной раде рассмотреть закон №7497 "О детенизации рынка металлургического сырья".

БизнесЦензор опросил профильные ассоциации участников рынка. Обе они участвовали в разработке законопроекта.

Чаще всего металлургический и заготовительный бизнес оппонируют друг другу. Металлурги пытаются сохранить сырье внутри страны для своих заводов. А заготовители стремятся упростить его экспорт.

Но в вопросе легализации рынка заготовки сырья обе стороны выступили заодно. О том, что изменят новые правила заготовки лома для самих заготовителей и украинской металлургии БЦ рассказали руководители профильных ассоциаций.

Владимир Бублей, президент Украинской Ассоциации Вторичных Металлов (УА Втормет)

Что думают участники рынка о детенизации заготовки металлолома 02

Сейчас практически весь рынок первичного лома находится в тени

- Есть ли альтернатива законопроекту 7497? Почему он появился только сейчас, хотя его актуальность была очевидна еще в марте 2016 года, когда было отменено лицензирование заготовки лома?

- Законопроектов много. Но я не вижу альтернативы законопроекту №7497, так как он разрабатывался УА Втормет с 2013 года, активно дорабатывался и согласовывался с ОП "Укрметаллургпром" и Минэкномразвития.

Этот законопроект – результат совместной плодотворной работы как ломозаготовщиков, так и потребителей металлолома. А также государственных органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля в этой сфере.

Хорошо, что он появился, потому что отмена лицензирования, например, была принята без учета мнения и интересов как бизнеса, так и государства. Она не решила тех действительно важных вопросов, без которых невозможно устойчивое развитие рынка металлолома.

Есть также и другие законопроекты, которыми предлагается внесение изменений в действующее законодательство в сфере обращения лома и отходов черных и цветных металлов. Но они направлены не на развитие бизнеса, а на усиление уголовной ответственности за преступления в этой сфере.

- По оценке "Укрметаллургпром", принятие законопроекта №7497 увеличит доходы в бюджет в 20 раз – до 950 млн грн. Повлияет ли это на снижение объемов заготовки, учитывая увеличение расходов заготовителей на уплату налогов?

- По увеличению доходов в бюджет, эта оценка, на мой взгляд, даже занижена. Ведь сейчас практически весь рынок первичного лома находится в тени, так как отсутствует возможность, в отличие от других видов вторичного сырья, покупать лом за наличные.

Таким образом, вся наличная масса вращается без уплаты каких-либо налогов, в том числе и военного сбора. Возможность же получения наличных средств для закупки металлолома в банковских учреждениях приведет к детенизации рынка. А это неизбежно будет сопровождаться уплатой налогов в бюджет, а не в карман тех, кто "крышует" конвертационные центры.

К тому же возможность работать в правовом поле, не боясь того, что в любой момент все заготовленное сырье может быть изъято, только поощрит активность ломозаготовщиков и увеличит объем заготовки.

- Сколько заготовителей в Украине принимает лом у населения? Их количество может сократиться после принятия проекта закона №7497?

- Отрасль ломопереработки – это десятки тысяч самозанятых граждан Украины. И основная их часть сейчас находится вне правового поля, не имея возможности легализоваться из-за существующего дискриминационного законодательства.

После принятия изменений мы прогнозируем не только легализацию существующих, но и увеличение общего количества заготовителей.

- Кто сможет контролировать заготовителей после принятия закона?

- В Украине существует достаточное количество органов, имеющих все полномочия по контролю. Это, в первую очередь, МВД, ГФС, органы местного самоуправления, ГСЧС и т.д.

С принятием закона будут легализованы субъекты хозяйственной деятельности при осуществлении приема лома от населения. Они будут оформлять факт приема двусторонними актами за подписью продавца лома и заготовителя.

В акте обязательно будут указаны ФИО продавца, описание и количество сданного металлолома. Продавец будет полностью идентифицирован или как субъект хозяйственной деятельности, или как физическое лицо, находящееся в правовых отношениях со специализированными предприятиями.

Таким образом будет идентифицирована вся цепочка сбора, заготовки и переработки металлолома.

- Есть ли поддержка законопроекта со стороны правительства?

- Поддержка со стороны правительства чувствуется. Так, Минэкономразвития своим приказом №1004 от 11.07.2017 создало рабочую группу по подготовке проектов нормативно-правовых актов в сфере регулирования деятельности с металлоломом.

В нее вошли представители департамента промышленной политики Минэкономразвития, УА Втормет, УА "Вторметресурс", НПК "Укрцветмет", ОП "Укрметаллургпром", крупнейшие операторы рынка "Метинвест-Ресурс", "Интерпайп" и другие.

Результатом работы этой группі и является законопроект. Кабмином он был представлен как один из первоочередных в пакете мер по либерализации условий ведения бизнеса, который позволит повысить промышленное производство в стране.


Александр Каленков, президент Объединения предприятий "Укрметаллургпром"

Что думают участники рынка о детенизации заготовки металлолома 03

В результате легализации металлоломного бизнеса значительно уменьшиться коррупционная составляющая

- Есть ли законопроекты, альтернативные №7497? Почему он появился только в январе 2018 года, хотя актуальность таких изменений была очевидна еще в марте 2016 года, когда приказом Минэкономразвития было отменено лицензирование заготовки лома?

- На данный момент проект №7497 является безальтернативным и уникальным по причине того, что в его подготовке принимали участие все заинтересованные стороны процесса обеления рынка металлолома.

Это ломозаготовители и металлотрейдеры, отраслевые ассоциации и общественные организации, представители металлопроизводителей и соответствующих органов исполнительной и законодательной власти Украины.

Данный проект должен был учесть интересы всех сторон. С учётом чрезвычайной важности для рынка данного законопроекта, потребовалось значительное время на проведение тщательной государственной экспертизы относительно возможности внесения соответствующих изменений, которые бы не противоречили друг другу (как это бывало ранее), в целый ряд законодательных актов Украины.

- По вашей оценке, принятие законопроекта №7497 позволит увеличить доходы в бюджет в 20 раз – до 950 млн грн. Не снизит ли это объемы заготовки, учитывая увеличение трат заготовителей на выплату налогов?

- На сегодняшний день, в результате непрозрачных условий игры на рынке, многие потенциальные игроки предпочитают оставаться вне рынка, избегая высоких коррупционных, криминальных и репутационных рисков.

По предварительным оценкам, благодаря выходу на рынок новых отечественных и зарубежных игроков, использующих передовые технологии добычи и переработки металлолома, ломозаготовка не только не снизится, но и в течение 2-4 лет вырастет минимум на 20%.

"Дополнительные траты" на выплаты налогов будут покрыты теми финансовыми потоками, которые на данный момент предприниматели тратят на удовлетворение коррупционных аппетитов разного рода "проверяющих", "крышующих" и "обналичивающих".

А это, по меньшей мере, 2-3% от общего оборота средств, идущих на оплату нелегального "обнала" и $2 - $5 с каждой тонны лома в виде "бонусов для крышевателей".

Кроме того, обеление рынка приведет к упрощению доступа операторов рынка к кредитным ресурсам и их удешевлению для данного сегмента рынка.

- Есть ли оценки, сколько заготовителей в Украине принимает лом у населения? Насколько их количество может сократиться после принятия проекта №7497?

- По приблизительным оценкам, количество таких заготовителей в Украине может составлять не менее, чем 15 000. Законопроект №7497 приведёт к их легализации и даст возможность увеличить количество официально занятых в этой отрасли, как минимум до 25 000 чел.

- Кто сможет контролировать заготовителей после принятия закона? Какой смысл им легализироваться после дерегуляции, если не назначены контролирующие органы и не предусмотрена ответственность за нарушения?

- В результате легализации металлоломного бизнеса значительно уменьшиться коррупционная составляющая в части устранения возможности безнаказанного давления со стороны правоохранителей на пункты ломозаготовки. Сейчас они, в силу действующего законодательства, находятся в тени.

В результате, операторы рынка получат возможность спокойно и честно работать, не опасаясь ни материальных потерь в результате вымогательства, ни уголовной ответственности, под которой сейчас "ходит" большинство первичного рынка.

Возвращаясь к вопросу о контроле, следует сказать, что, одной из главных тем в повестке дня по оживлению украинской экономики является дерегуляция малого и среднего бизнеса в соответствии с лучшими европейскими практиками.

На данный момент, в странах ЕС население может сдавать металлолом при условии идентификации без каких-либо ограничений. Расчет возможен как безналичный, так и за наличный расчет при условии снятия наличных со счета ломозаготовителя, открытого в любом банковском учреждении.

Отдельно регулируется только переработка лома на предмет соответствия экологическим требованиям. Вот и весь контроль!

В связи с легализацией, заготовители будут уделять надлежащее внимание вопросам охраны труда и экологической безопасности, так как их деятельность будет на виду у соответствующих органов контроля. Поэтому, это еще один весомый положительный эффект от обеления.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3073033
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх