Власть, Финансы
  4676  2

 Что даст украинцам новый закон о валюте


Автор: Василий Мельник

БизнесЦензор разбирался, для чего понадобилось новое валютное законодательство, и как оно отразится на жизни украинцев?

Что даст украинцам новый закон о валюте 01

К концу этого года в Украине могут заработать новые валютные правила. Для этого необходимо, чтобы Верховная рада приняла во втором чтении закон "О валюте".

Внесенный Президентом Петром Порошенко документ прошел первое чтение 17 мая. Если парламент проголосует за закон в целом до июля, он вступит в силу через 6 месяцев.

В течение этого времени Национальный банк должен привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с новым законом.

БизнесЦензор разбирался, для чего понадобилось новое валютное законодательство, и как оно отразится на жизни украинцев.

Зачем понадобился закон "О валюте"

Разработкой нового свода валютных правил начали заниматься еще при предыдущей главе НБУ Валерии Гонтаревой. Начиная с 2014 года, в Украине были введены "драконовские" валютные ограничения. И по мере стабилизации ситуации в стране, НБУ где-то смягчал их, а где-то полностью отменял.

Два года назад Национальный банк обнародовал план пошаговой валютной либерализации. В нем напоминалось, что отдельные ограничения регулятор отменить не может, пока не будет принят новый валютный закон.

Необходимость нового закона более чем актуальна, поскольку в Украине работает более 10 тыс. предприятий – субъектов внешнеэкономической деятельности, которые ежегодно проводят 2,5 млн операций.

В своей работе они до сих пор руководствуются принятым Кабинетом министром 25 лет назад декретом "О системе валютного регулирования и контроля".

Новый закон его заменит, и выведет валютное регулирование из-под Кабмина в правовое поле Нацбанка и налоговиков – Государственной фискальной службы (ГФС).

Таким образом, новые валютные правила должны снять или смягчить устаревшие ограничения. Также, как заявляют его инициаторы, они должны поспособствовать притоку иностранных инвестиций в Украину. Но инвесторы не побегут в страну без реформы судебной системы и прогресса в защите частной собственности.

Что меняется для населения

Закон "О валюте" декларирует принцип "разрешено все, что не запрещено".

В частности, принятие документа позволит украинцам инвестировать за границу без необходимости получения индивидуальных валютных лицензий.

Долгое время населению для проведения такой операции необходимо было получать валютную лицензию в НБУ, собрав кипу документов.

В июле прошлого года Нацбанк немного упростил процедуру, разрешив физлицам выводить за границу до $50 тыс. в год. Для этого нужно обратиться в банк, предоставить информацию о происхождении средств и получить индивидуальную валютную лицензию.

На ее основании, можно покупать ценные бумаги за границей, недвижимость, а также откладывать на старость в негосударственном пенсионном фонде.

Но пока серьезного ажиотажа при их получении не наблюдается. За неполный год ими заинтересовались 700 украинцев, которые вывели $15,5 млн.

Большинство получивших лицензию – это люди со средним либо высоким официальным доходом. Они, как правило, переводят валюту на счета в иностранных банках. Реже – для покупки акций.

Новый закон отменит понятие индивидуальной валютной лицензии. Останется только валютная лицензия для небанковских финкомпаний (в основном валютных обменников).

Население при переводе средств за границу должно будет проходить стандартный контроль в банке. По сути, закон – это еще один шаг к открытию доступа украинцам к иностранным финансовым инвестиционным инструментам.

Однако воспользоваться ими, естественно, смогут только те, кто достаточно зарабатывает и имеет официальный доход.

Еще один важный момент в законе – это смягчение валютного контроля по операциям.

Сейчас украинцы проводят около 1 млн валютных операций на суммы до 150 тыс. грн в эквиваленте. Это практически 40% от всего количества операций.

Закон отменяет обязательный валютный надзор по таким операциям. А в перспективе валютный контроль будет отменен по операциям до 300 тыс. грн. Это снизит нагрузку на банки и их клиентов.

Что изменится для бизнеса

Главные изменения закон принесет именно юридическим лицам – экспортерам и импортерам.

В первую очередь, граничный срок расчета по внешнеэкономическим операциям будет увеличен до более чем 180 дней.

При этом документ отменяет санкции за нарушение сроков расчета в виде штрафов, либо потери статуса ВЭД (внешнеэкономическая деятельность).

Сейчас бизнесу часто приходится высчитывать даты для проведения расчетов, чтобы не попасть под "драконовские" штрафы – 100% от суммы операции. Такие санкции часто приводят к фактической остановке бизнеса.

Примечательно, что против этой нормы выступало Министерство экономики, которое ежегодно только наращивает количество претензий к бизнесу по ВЭД. Но замечания МЭРТ были отклонены.

Еще одно изменение – отмена необходимости регистрации валютных кредитов от нерезидентов. Нацбанк нужно будет уведомлять о привлечении средств только по факту.

Также отменяется необходимость декларирования валютных ценностей за границей. Но на Западе и так большинство банков проводят тщательную проверку клиентов.

Какие главные "минусы"

Несмотря на "реформаторский" дух законопроекта есть в нем и недостатки. В первую очередь, это предоставление Нацбанку не ограниченных полномочий по части установления режима валютного надзора, контроля и регулирования.

В случае возникновения кризиса в стране, НБУ будет наделен правом в ручном режиме вводить новые валютные ограничения, как это было в 2014 году.

Это касается и обязательной продажи валютной выручки, и граничных сроков расчета по экспортно-импортным контрактам и требований к операциям, связанным с движением капитала.

Ограничения могут вводиться на 6 месяцев, но НБУ будет иметь право пролонгировать их без ограничения по сроку, то есть до бесконечности.

Для введения ограничений Нацбанк будет формально консультироваться с органом, в который сам же и входит – Совет финансовой стабильности.

В качестве альтернативы депутаты предлагали Нацбанку установить барьер для ограничений. К примеру, регулятор их вводит на 6 месяцев, но не чаще, чем раз в год. Либо возможность продлевать ограничения только дважды.

При этом предлагалось также заменить совещательный орган Совет финансовой стабильности на более существенные – СНБО, Совет НБУ или Верховную раду.

Пока НБУ не соглашается с урезанием своих полномочий в законе, напоминая о том, что именно он несет ответственность за макрофинансовую стабильность в стране. А для того, чтобы адекватно реагировать на кризис – нужны полномочия.

Депутаты и вовсе предлагали, чтобы НБУ не мог ограничивать экспортеров в части возврата более 50% валютной выручки. В 2014 году Нацбанк обязал их продавать 100% валютной выручки на межбанковском рынке Украины. В течение 2015-2016 эта норма постепенно снижалась до нынешних приемлемых для бизнеса 50%. И на это Нацбанк пока не согласен.

Еще одно требование бизнеса к закону – это запрет для НБУ вводить ограничение по выводу дивидендов за границу. С 2014 года иностранный бизнес в Украине не может полноценно выводить дивиденды.

В течение 2014-2015 репатриация дивидендов была запрещена, в 2016 году разрешили выводить до $5 млн в месяц, а сейчас разрешено до $7 млн в месяц. Естественно для иностранцев это остается главным отпугивающим фактором при вхождении в Украину. Какой смысл зарабатывать в этой стране, если потом ты не сможешь вывести заработанные деньги?

Последним, но важным минусом закона является привязка к налоговому законодательству. Нацбанк готов провести полную валютную либерализацию только при принятии ряда налоговых инициатив. Среди них ратификация американо-украинского соглашения FATCA, план борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли – BEPS, добровольное декларировании активов физлиц – нулевая декларация.

Но поскольку по налоговым новшествам нет компромисса во власти, то и часть ограничений останутся актуальными даже после того как заработает новый валютный закон.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3068590
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх