Энергетика
  3214  2

 Удастся ли государству забрать газовые сети у Фирташа

Сергей Головнев

Генпрокуратура обратилась в суд с целью отобрать государственные распределительные сети у облгазов, большинство которых контролирует Дмитрий Фирташ. Каковы позиции сторон? И какими могут быть последствия удовлетворения требований Генпрокуратуры?

Удастся ли государству забрать газовые сети у Фирташа 01

Генеральная прокуратура (ГПУ) в начале апреля направила иски в суд с требованием расторгнуть договора эксплуатации газовых распределяющих сетей между Министерством энергетики и угольной промышленность (Минэнергоугля) и операторами газовых сетей (облгазами).

Кроме того, ГПУ требует взыскать с облгазов штрафы – средства, недополученные от аренды сетей. До этого момента региональные операторы газпроводов эксплуатируют газовые сети бесплатно.

Как следует из судебных документов, иски поданы заместителем генпрокурора в интересах государства в лице Фонда госимущества (ФГИ) с претензиями к предприятиям, которые входят в "Региональную газовую компанию" (РГК) Дмитрия Фирташа.

Иски были поданы в Хозяйственный суд Киева к компаниям "Полтавагаз", "Харьковгаз", "Волыньгаз" и "Львовгаз" в конце марта – начале апреля. Все четыре входят в РГК Фирташа. Общая сумма штрафов, которые требует взыскать ГПУ с этих 4 компаний, составляет около 440 млн грн.

Все иски Хозяйственный суд Киева принял к рассмотрению.

История вопроса

Договора о хозяйственной эксплуатации газовых сетей были заключены в 2012-2013 годах. Это стало возможным после принятия постановления Кабмина №770 в августе 2012 года.

Этим решением газопроводы были исключены из перечня инфраструктурного имущества, которое передавалось в пользование НАК "Нафтогаз Украины" согласно постановлению №747 от мая 1998 года.

Согласно договорам хозяйственной эксплуатации, облгазы использовали сети бесплатно. При этом сами сети остаются в собственности государства на балансе Минэнергоугля и не подлежат приватизации.

Законом о рынке газа, который заработал с октября 2015 года, Верховная рада установила, что на условиях хозяйственной эксплуатации газораспределительные сети (ГРС) могут использовать лишь государственные компании.

В 2016 году Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) иницировало введение арендной платы за пользование ГРС. Эту инициативу поддержало руководство "Нафтогаза" – глава правления Андрей Коболев и коммерческий директор компании Юрий Витренко.

В феврале 2017 года Кбамин утвердил постановление №95 "Об обеспечении эффективного использования ГРС" и типовые договора аренды. Согласно документу, с 1 мая 2017 года должны были заработать новые договора пользования ГРС, предусматривающие арендную плату.

Однако в марте 2017 года Рада провалила правительственный законопроект №5558, который вносил изменения в законы "О трубопроводном транспорте", "Об аренде государственного и коммунального имущества" и "О рынке газа" для того, чтобы сделать платную аренду сетей юридически возможной.

Постановление правительства №95 так и не было выполнено. Весной 2017 года облгазы подписали с Минэнергоугля дополнительные соглашения и "протоколы расхождения", чтобы формально выполнить норму закона о запрете на бесплатную эксплуатацию сетей.

Однако арендная плата с облгазов за пользование сетями не взымается до сих пор, так как соответствующие изменения в законодательство так и не были внесены.

Стороны конфликта

16 областных газораспределяющих компаний официально входят в РГК Дмитрия Фирташа. Еще две крупных компании – "Киевгаз" и "Черкассыгаз" – контролируются соратниками Фирташа: Игорем Ворониным и Юрием Величко.

Остальные сети разделены между мелкими игроками рынка. В их число входят небольшие операторы ГРС. Такие как "Одессагаз" Игоря Учителя, "Мариупольгаз" Ивана Фомиченко или "Херсонгаз" Виктора Попова.

Также, с осени 2017 года "Кировоградгаз" контролируется менеджерами НАК "Нафтогаз". До этого, не смотря на то, что контрольный пакет акций предприятия принадлежал госкомпании, оперативный контроль над ним осуществляли Воронин и Величко из группы Фирташа.

Подробно о собственниках облгазов БизнесЦензор сообщал в 2016 году.

НАК "Нафтогаз" систематически критикует деятельность операторов ГРС. Госкомпания обвиняет их в невыплате долгов за поставленный ресурс и подозревает в схемах хищения газа. Так, после возобновления контроля над "Кировоградгазом", госкомпания сообщила о 384 фиктивных потребителях, которые "сожгли" 9,8 млн кубов газа с 2009 года.

Стоит отметить, что решения Кабмина под руководством Владимира Гройсмана и профильного вице-премьера Владимира Кистиона часто совпадают с интересами операторов ГРС.

Президент Петр Порошенко – напротив – чаще поддерживает позицию НАК "Нафтогаз" в споре с монополией Фирташа. Именно президент по закону назначает генерального прокурора, заместитель которого обратился в суд с исками к облгазам Фирташа.

Также стороной конфликта является Минэнергоугля под руководством Игоря Насалика. Именно профильному министерству принадлежат государственные газовые сети. Этот орган уполномочен инициировать расторжение договоров с облгазами на бесплатную эксплуатацию ГРС, однако не вмешивается в эту ситуацию.

Позиция сторон в суде

Иски ГПУ строятся на том, что договора о хозяйственной эксплуатации ГРС операторами противоречат законам "О приватизации госимущества", "Об управлении объектами госсобственности" и "Об аренде коммунального и госимущества".

Размер штрафов определен прокуратурой согласно постановлению Кабмина №961 от сентября 2011 года, которым была утверждена методика расчета арендной платы за эксплуатацию госимущества. Для объектов энергетики этот документ устанавливает арендную ставку на уровне 10-16% от их стоимости, в зависимости от характеристик.

Почему иски поданы всего лишь к четырем компаниям, учитывая, что операторов ГРС более 35 (включая областные и мелкие региональные компании)? Собеседники БЦ в "Нафтогазе" связывают это с уголовным производством, которое ГПУ ведет в отношении именно этих четырех операторов.

В "Ассоциации газового рынка", которую контролирует РГК, БизнесЦензор сообщили, что "компании юридически готовы отбить иски, если не будет применения админресурса".

Операторы ГРС настаивают на несоблюдении Генпрокуратурой юридических деталей. Это касается подсудности – иски поданы в Хозсуд столицы, а не по месту нахождения компаний; определения истца – ГПУ защищает интересы ФГИ, хотя сети принадлежат Минэнергоугля; срока давности – прошло более трех лет с момента подписания договоров.

Однако главная стратегия, на которой операторы ГРС собираются строить свою защиту – это отсутствие законодательства, которое позволяет взымать арендную плату за эксплуатацию ГРС.

Возможные последствия судебных решений

В "Ассоциации газового рынка" считают, что в самом худшем судебном сценарии распределительным компаниям придется решать проблему взыскания с них штрафа.

Даже в том случае, если суд примет решение о расторжении договоров на хозяйственную эксплуатацию ГРС, газораспределительные компании не потеряют над ними контроль. Чтобы отобрать сети нужно вмешательство Минэнергоугля, которое не проявляет интереса к этому вопросу.

В "Нафтогазе" разъясняют, что отбирать сети у операторов и не потребуется. Если договора на эксплуатацию будут расторгнуты, операторы ГРС автоматом потеряют лицензии на осуществление деятельности по распределению газа.

Лицензии выдает Нацкомиссия, регулирующая энергетику (НКРЭКУ) при условии наличия договоров на эксплуатацию сетей.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3062376
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх