Власть
  8059  10

 Замкнутый круг на пороге больших проблем

С.Головнев

Реформы в Украине остановились. Всегда остается надежда на то, что они будут продолжаться. Кажется, что очередное препятствие - досадная отсрочка, затягивание связано с инерционностью и бюрократией системы. Но время идет, а ничего не меняется.

Замкнутый круг на пороге больших проблем 01

Суть реформ, которые навязывает Украине МВФ, состоит в устранении пережитков Советского Союза в административном управлении экономикой.

Почему это важно? Потому что ни в одной стране мира чиновник с зарплатой в пару тысяч долларов не способен без коррупционных стимулов управлять рынками, которые измеряются сотнями миллионов долларов.

Смешнее всего то, что полудиктаторские Россия, Беларусь и Казахстан сделали гораздо больше из тех реформ, которые должна внедрить демократическая Украина. Каждая из этих стран обходит нас по показателю ВВП на душу населения. Последние 10 лет разрыв только растет.

В первую очередь нам необходимо либерализовать рынки земли, электроэнергии и поставок газа населению. Это должно стать сигналом для прихода в Украину новых компаний из-за рубежа.

И тогда можно надеяться, что сравнительно скоро это приведет к зарождению независимых честных судов, уменьшит административный ресурс олигархов, ограничит беспредел со стороны силовиков по отношению к бизнесу. Просто потому, что конкуренция по умолчанию не предполагает административный контроль над рынками.

Для этого власть, в первую очередь – Кабмин и президент – должны отказаться от части своих полномочий в ручном управлении самыми прибыльными компаниями страны. А они этого не хотят.

Их устраивает жизнь при фактическом социализме – у населения маленькие доходы, зато каждая подачка от государства выглядит, как огромное благо.

Большая часть страны живет с мыслью, что государство всем должно – должно высокие зарплаты, низкие тарифы и цены. И государство поддерживает этот миф. На нем выгодно обманом приходить к власти.

Чтобы население отказалось от такого мифа, государству нужно отказаться от ручного управления экономикой и стимулировать рост производства в стране, защищая инвестиции, создавая конкуренцию.

Но тогда выборы невозможно будет выиграть пустыми лозунгами и гречкой. А власть априори ставит задачу сохранения себя самой. В общем – замкнутый круг.

С момента независимости до сегодня Украина жила по повторяющемуся циклу. Политик расставляет своих людей на самые доходные предприятия, чтобы "оседлать потоки". А наворованное вкладывает в выборы. Побеждая, опять расставляет своих людей на потоки. Замкнутый круг.

В системе ничего не поменялось после изгнания Виктора Януковича. Больше влияния имеют посты в Facebook и больше зависимости от внешних доноров. Но и здесь власть адаптировалась. Для Facebook наняты специально обученные люди, которые собрав по 10К подписчиков, пишут о том, как все прекрасно.

А с западными донорами власть играет "в наперстки", или "в лоха на покере", или в любую другую игру, цель которой – как можно дольше обманывать партнера. Это когда суть реформы заменяется формальным исполнением нормативных предписаний, что дает чиновникам возможность утверждать, что "реформа почти состоялась".

Например, в Администрации президента говорят, что рынок газа внедрен на 70%. Это значит, что 70% всех нормативных актов уже принято. Но сам рынок не заработал. Нельзя быть немножко беременной. Рынок или есть, или его нет.

Любые реформы усложняются бюрократией и законодательством, обремененным советским наследием. Чтобы внедрить какой-то документ, нужно собрать одобрительные резолюции с 5-7 ведомств.

С одной стороны, это тормозит принятие решений, потому что среди "согласователей" всегда найдется "коррупционный жук", который придумает формальную причину не подписывать. С другой – это размывает ответственность, если само решение "коррупционное" и толкается с самого верха.

Без упомянутых выше реформ, невозможно изменить систему управления страной. А без изменения системы управления невозможно внедрить реформы. Замкнутый круг.

Такой же алгоритм в глобальных воровских схемах. Ринат Ахметов добился в НКРЭКУ завышенного тарифа для ТЭС своего холдинга – ДТЭК. Сворованные деньги ДТЭК пускает на подкуп чиновников, экспертов и СМИ.

"Смотрящий" по государственному угольному сектору Виталий Кропачев через тендера выводит средства на свои "прокладки", вынуждая госшахты покупать товары по завышенным ценам. Потом разносит по СМИ "контракт мертвеца" – платит, чтобы о нем ничего не писали.

В масштабах СМИ – это колоссальные средства. В масштабах воровских схем Ахметова или Кропачева – сущий мизер. Получается, они воруют, а потом часть денег тратят на поддержание имиджа, чтобы воровать еще больше. Замкнутый круг.

Постреволюционная эра, когда власть озаботилась своим имиджем в глазах запада и электората, породила новый класс чиновников. Они умеют очень много говорить ни о чем и при этом ничего не делать. Условно они и есть "наперсточники".

Среди них первый вице-премьер – министр экономического развития Степан Кубив. Он не дает интервью, разговаривает, как дед Панас, зачитывающий постановление суда, сидит допоздна в Кабмине, работая с документами.

Наверное, ему кажется, что он делает для страны важное дело. Он измиряет свою эффективность в затраченных человеко-часах. Но даже школьнику известно, что эффективность измеряется по другому.

Среди них Владимир Кистион, который ищет партнеров для украинской газотранспортной системы, заранее зная, что никаких партнеров не найдет. Он тоже может долго говорить так, чтобы не сказать ни единого слова.

Среди них министр энергетики Игорь Насалик – король сюрреализма и некомпетентности, также наделенный способностью говорить или ни о чем, или непростительные министру глупости. Он напрямую отвечает за коррупцию в государственном угольном секторе, которая каждый год покрывается из госбюджета в виде дотаций на зарплаты шахтерам.

К ним относится и глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк, который младше коллег из Кабмина по возрасту, но еще более мудр в чиновничьем лицемерии. Со словами "мы отказываемся от ручного регулирования энергетики", он поднимает руку за завышенный тариф Ахметову, применяя это самое ручное регулирование.

Премьер Владимир Гройсман до сих пор не вытравил в себе "синдром мэра провинциального города". И разговоры о реформах в стране начинает с фразы "Вот мы в Виннице…".

Президент Петр Порошенко – самый лучший актер на континенте. Его эмоциональные постановки призваны впечатлить население. Но сам он боится сделать открытую пресс-конференцию, потому что все равно у страны больше вопросов, чем у него отрепетированных ответов.

И вроде большинство из них не воры, так чтобы воровать по крупному. И не российские шпионы. Но работают, как "кремлевские старцы" в начале 80-х.

Какие независимые конкурсы на руководителей госорганов и госпредприятий? Какие независимые наблюдательные советы для госкомпаний? Они бояться, что все украдут без них.

Они бы давно послали все "эмвэфы" с мировыми банками и "ебеэрэрами". Зачем они приказывают им, высоким чиновникам, отказываться от властных полномочий и дерегулировать экономику? Где это видано, чтобы в госкомпаниях не сидел протеже конкретного министра – пусть и тупой, но в доску свой?

Но и послать европейских доноров тоже нельзя, потому что без них власть не удержишь. В итоге, реформы действительно проведены на сколько-то процентов. И это хуже, чем если бы они не проводились вообще.

СЕО многих госкомпаний получают вполне себе европейские зарплаты – до двух миллионов гривен в месяц. Есть госкомпании, руководители которых стремятся к самореформированию – "Нафтогаз", "Укрэнерго", "Укрпочта".

Но все это упирается в чиновников типа Кубива, Кистиона или Насалика, которые говорят, но не делают. А если что-то делают, то так, чтобы без последствий.

Так зачем, спрашивается, платить менеджерам госкомпаний большие зарплаты, если чиновники с гораздо меньшими зарплатами полностью их контролируют?

В итоге, у нас есть закон о рынке газа, но нет рынка газа, есть закон о рынке электроэнергии, но сроки его выполнения уже сорваны и перенесены, есть обязательство внедрить рынок земли, но никто не трогает этот вопрос.

У нас проведена пенсионная реформа, но фискального эффекта она не имеет. Как был дефицит Пенсионного фонда в размере около 100 миллиардов, так и остался.

У нас повышены цены на газ, но на дотации в виде субсидий уходит ежегодно до 100 миллиардов. Всем в стране известно, что субсидии получают и те, кто вполне способен оплатить коммунальные услуги. Но социалистическая система распределения благ не меняется.

Каждый получает по способности – по способности урвать из многочисленных помощей нищего государства. И нет ничего удивительно, что сливки этой помощи собирает тот, кто ее распределяет – представители "номенклатуры". Чиновничьей, правоохранительной, судебной, военной.

Чиновники дотируют население за счет предприятий. Но страна все равно нищает. Для повышения богатства нужно развивать бизнес. Но он не может развиваться, пока власть доит его, чтобы "продавать" электорату повышение социальных стандартов. Замкнутый круг.

Все это создает чувство тотальной несвободы - нет прогнозирования, стабильности, надежды на позитивные изменения. Есть свобода уехать за рубеж, как уже сделали сотни тысяч украинцев. Или свобода - уйти во внутреннюю эмиграцию, как сделали еще больше.

А можно тихонько поживать и надеется на смену элит естественным путем. Когда чиновники и олигархи, начавшие в 90-х, к 2030 году состарятся, выйдут на пенсию и перестанут влиять на политику и экономику в стране.

Но Украина на пороге больших проблем. В 2019 году состоятся выборы Верховной рады, президента и местных советов. В этом же году закончится контракт "Нафтогаза" с "Газпромом". На этот же год приходится пик выплат по внешним долгам.

А перспектив для быстрого роста ВВП нет. Реформы остановились. И уже совсем нет уверенности, что это отсрочка, а не вечная "наперсточная" игра – с ручными назначениями, интригами, затягиванием и подковерным торможением всех инициатив по европеизации страны.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3042285
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх