Транспорт
  3731  1

 Какими в Украине будут портовые сборы

Василий Мельник

БизнесЦензор разбирался, поможет ли развитию портов новая методика расчета ставок портовых сборов, предложенная МИУ.

Какими в Украине будут портовые сборы 01

Фото: tis.ua

Министерство инфраструктуры (МИУ) 26 октября в Одессе презентовало новую методику расчета портовых сборов в Украине.

Методика была подготовлена при поддержке Мирового банка. Скачать ее презентацию можно здесь.

Что предлагает новая методика?

Основное новшество представленной методики – формульный подход к установлению ставок портовых сборов.

Согласно предложению министерства, ставка должна формироваться с учетом операционных затрат на обслуживание судов (OPEX). А также включать сумму капитальных инвестиций в портовую инфраструктуру (CAPEX) с учетом коэффициента прибыли.

Также размер ставки будет зависеть от судооборота в каждом конкретном порту в расчете на валовую вместимость судов (GT). Таким образом, увеличение грузопотока, а значит – GT, будет приводить к снижению ставок портовых сборов.

Какими в Украине будут портовые сборы 02

МИУ предлагает утверждать ставки на 5 лет с ежегодным пересмотром. Пока что анонсировано снижение ставок портовых сборов с 2018 года до 20%. Однако никаких проектов решений, в которых прописана эта норма, пока нет.

Сейчас ставки портовых сборов устанавливаются МИУ на основе расчетов госпредприятия ГП "Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины" (УкрНИИМФ).

Сегодня действуют ставки сборов, установленные приказом МИУ №316 от мая 2013 года с изменениями. БизнесЦензор уже сообщал об этом подробно.

В мире практикуется несколько подходов к установлению ставок портовых сборов:

  1. Подход "Расходы плюс", когда ставки устанавливается на основе средних, переменных или граничных затрат.
  2. Коммерческий подход, когда ставки устанавливаются на основе анализа ставок в портах-конкурентах, чтобы переманить к себе грузопотоки.
  3. Адвалорный подход – ставка устанавливается в процентах от стоимости груза.

МИУ пошло по пути наиболее применяемой в мире методики – подхода "Затраты плюс". Ставки сборов в украинских портах должны состоять из операционных и инвестиционных затрат с учетом объёма перевалки.

Какова стоимость судозахода в украинских портах?

Затраты на заход судна в порт называют дисбурсмент. В Украине дисбурсмент является одним из самых высоких в мире.

Во-первых, это делает неконкурентоспособными украинские порты. Чем выше стоимость судозахода, тем меньше объем перевалки грузов. А значит – меньше денег заработают украинские порты, портовые операторы, железнодорожные и автомобильные перевозчки.

Но главное, что высокая стоимость обслуживания судна отдает преимущество конкурентам украинских производителей из других стран.

Для примера, по данным International Seaborne Market, судозаход в Николаевский порт судна грузоподъемностью 27,5 тыс. тонн обойдется в $100-120 тыс. А стоимость обслуживания судна такой же грузоподъемности в порту Роттердама (Голландия) обойдется $35-36 тыс., или в три раза дешевле.

Какими в Украине будут портовые сборы 03

Фото: tis.ua

Портовые затраты можно поделить на две части.

Первая – стоимость обработки груза. Средства за эти услуги взымаются стивидорными компаниями – компаниями, которые занимаются перевалкой грузов. Цена на эти услуги является относительно рыночной, так как значительная часть стивидорных компаний в Украине – частные.

Вторая составляющая – портовые сборы, установленные государственным регулятором. В данном случае – МИУ. В зависимости от порта, вида груза и тоннажа судна, они составляют от 20 до 50 процентов стоимости судозахода в украинские порты.

В Украине действуют семь основных портовых сбора: корабельный, маячный, причальный, канальный, якорный, санитарный и административный.

Маячный сбор выплачивается госпредприятию "Госгидрография", административный – в государственный бюджет. Все остальные взымаются в пользу госпредприятия "Администрация морских портов Украины" (АМПУ).

Почему АМПУ – дойная корова для государства

Как сообщал БЦ, АМПУ – одно из самых прибыльных предприятий в Украине с момента создания в 2013 году.

В 2015 и 2016 году прибыль АМПУ составила около 3,85 млрд грн. Сейчас 75% чистой прибыли АМПУ направляется в бюджет. МИУ анонсирует, что со следующего года в бюджет будет взыматься 50% прибыли АМПУ.

Финансовые показатели АМПУ, млрд грн

Год201420152016
Доход4,006,817,30
Себестоимость реализованных услуг1,401,952,63
Чистая прибыль1,513,853,85

Как видно из таблицы, ставки сборов никак не связаны с затратной частью АМПУ, превышают ее в несколько раз. По сути, они являются рентным налогом, который государство взымает со своих компаний за возможность переваливать грузы в портах.

При этом украинские компании вынуждены мириться с этими ставками, потому что отправлять груз через порты Румынии или Болгарии все равно будет дороже. В то же время, для владельцев транзитных грузов, высокие сборы могут стать аргументом для выбора другого лагистического маршрута.

Чтобы не потерять доход с транзита, в 2016 году Кабмин ввел 50-процентную скидку на транзитные грузы. И теперь зарубежные компании (по большей части – российские) обрабатывают грузы в украинских портах в два раза дешевле, чем украинские производители.

При этом они конкурируют между собой на внешних рынках сбыта зерна, железной руды, металлопродукции и других, стратегических для украинского экспорта, товаров.

Почему одни порты развиваются, а другие – нет

Кроме того, что ставки портовых сборов очень завышены, они очень сильно отличаются в каждом из портов.

МИУ в своей презентации констатирует, что 4 филиала АМПУ (каждый филиал привязан к конкретному порту) приносят предприятию 80% поступлений от портовых сборов.

Прибыльными являются порты "Южный", Одесский, Николаевский, "Черноморск" (бывший "Ильичевск") и Херсонский.

Измаильский и порт Ольвия (бывший "Октябрский") балансируют на грани безубыточности.

Бердянский, Белгород-Днестровский, Мариупольский, порты Рени, Скадовск, Усть-Дунайский являются убыточными. В 2016 году АМПУ пришлось их дотировать на 177 млн грн.

Какими в Украине будут портовые сборы 04

Подробно о том, как отличаются портовые сборы в украинских портах, подробно можно прочитать в исследовании VoxUkraine.

Например, заход судна типа Panamax грузоподъемностью 60 тыс. тонн в Одесский порт обойдется более $100 тыс., в "Южный" – более $150 тыс., а в Николаевский – более $200 тыс.

Николаевский порт находится в конце длинного канала, поэтому канальный и буксирный сборы значительно удорожают судозаход в этот порт.

Портовые сборы за судазаход сухогруза класса Панамакс (60 000 DWT), в дол. США

Какими в Украине будут портовые сборы 05

Источник: VoxUkraine

Большая разница в стоимости обслуживания грузов в украинских портах приводит к их неравномерному развитию и скученности судов в самых дешевых портах.

В 2016 году объем перевалки грузов в украинских портах упал на 9% по сравнению с 2015 годом и составил 131,7 млн тонн. Однако МИУ прогнозирует, что к 2021 году объем перевалки грузов составит более 150 млн тонн в год.

Какими в Украине будут портовые сборы 06

Для того, чтобы грузопоток через украинские порты рос, государству необходимо, как минимум, выполнить свои обещания по снижению ставок портовых сборов и увеличению капитальных инвестиций в портовую инфраструктуру.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3034933
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх