Энергетика
  5122  1

 Руководитель "Укрэнерго": "Я думаю, "униженные и оскорбленные" скопом подали огромное количество недостоверной информации"

Сергей Головнев

И.о. директора "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук поделился с БизнесЦензор предположениями о том, кто мог инициировать следственные действия в отношении компании и его самого. А также ответил на претензии к своей работе.

Руководитель Укрэнерго: Я думаю, униженные и оскорбленные скопом подали огромное количество недостоверной информации 01

Фото: УНИАН

Генпрокуратура 12 июля провела обыски в офисе госпредприятия НЭК  "Укрэнерго" и по месту жительства исполняющего обязанности директора компании Всеволода Ковальчука.

"Укрэнерго" –  государственный оператор магистральных электрических сетей, который также обеспечивает диспетчеризацию  энергосистемы страны. Годовой оборот предприятия в 2017 году превысит 4 млрд грн.

Всеволод Ковальчук был назначен на должность замдиректора "Укрэнерго" в феврале 2015 года. Через год – в феврале 2016 – из компании был уволен прежний руководитель – Юрий Касич, менеджер из орбиты Константина Григоришина. С этого момента Ковальчук стал и.о. руководителя, которым остается и сейчас.

Попытка проведения конкурса на избрание нового директора в 2016 году оказалась неудачной. В конкурсе победил Сергей Зуев, работавший ранее на американскую энергокомпанию AES в Казахстане. Однако его назначение через суды заблокировал один из участников конкурса.

За полтора года своей деятельности, руководитель "Укрэнерго" обзавелся большим количеством врагов. О некоторых он говорит почти открыто, о других очень туманно намекает.

Основных групп, которые заинтересованы в смещении Ковальчука с должности – четыре. В интервью руководитель намекает, что нажил себе врага в лице группы "Энергетический стандарт" Константина Григоришина.

В эту группу входит "Запорожтрансформатор" (ЗТР) – единственный в Украине производитель трансформаторного оборудования, самым крупным потребителем которого является "Укрэнерго". На тендере в конце 2016 года, из-за давления конкурентов, ЗТР был вынужден снизить цену продажи своей продукции в два раза – до 830 млн грн с ожидаемых 2 млрд грн.

На предстоящих тендерах завод Григоришина может даже не пройти квалификацию, так как закупки проводятся за деньги международных доноров, у которых жесткие требования к финансовому положению участника. Между тем, последние четыре года ЗТР находится в убытках из-за кредитов.

Второй недоброжелатель Ковальчука – компания ДТЭК Рината Ахметова,  которая благодаря вертикальной интеграции занимает монопольное положение на энергетическом рынке. ДТЭК сконцентрировал более 80% добычи энергетического угля в стране и коло 70% тепловой генерации.

Также холдинг занимает монопольное положение в выработке электроэнергии для экспорта в Европу на принадлежащей ДТЭК Бурштынской ТЭС. Синхронизация европейской энергосистемой, которую продвигает Ковальчук, будет означать для ДТЭК потерю монопольного положения и снижение прибыли.

Еще один скрытый оппонент Ковальчука – министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. Как сообщил БЦ собеседник в "Укрэнерго", пожелавший остаться неназванным, Насалик навязал Ковальчуку своих людей в топ-менджмент компании. Однако очень быстро руководитель "Укрэнерго" уволил их с должностей.

Кроме того, Насалика раздражает стремление Ковальчука сделать "Укрэнерго" независимым от министерства. Между тем, уволить его без повода министр не может.

Еще один оппонент Ковальчука – Константин Ущаповский, возглавлявший "Укрэнерго" в 2014 году, а до этого отвечавший за диспетчеризацию в компании. Как заявил Григоришин в интервью УП, Ущаповский – "человек Ахметова".

После увольнения из "Укрэнерго" Ущаповский был советником премьера Арсения Яценюка, участвовал в конкурсе на избрание главы "Укрэнерго". Сейчас он состоит советником Игоря Насалика.

Ковальчук с Ущаповским – конкуренты. Чем дольше первый руководит "Укрэнерго", тем меньше шансов у второго зайти в компанию.

Более подробно о том, из-за чего проходили обыски и кому неуогдна его деятельность, Всеволод Ковальчук рассказал в интервью БизнесЦензор.

- В своем Facebook вы опубликовали определение Печерского суда Киева, который дал разрешение на обыски в "Укрэнерго" и у вас дома. В нем указаны компании, которые имеют признаки фиктивности – странные названия, небольшие уставные фонды, учредителей из Донецка.

В частности, это компании "Структум", "Сич Энерго", "Хорос", "Техностар", "Элмико". Все они выигрывали тендера "Укрэнерго" в 2016-2017 годах, а также тендера некоторых облэнерго. Что это за компании?

- Могу дать комментарий по каждой отдельно. Вы меня смутили, упомянув, что они имеют признаки фиктивности. Это все – наши подрядчики. Мы их хорошо знаем. Дольше всего с нами работает "Элмико" и "СичЭнерго" – не менее 8 лет.

"Структум" – действительно свежее название. До этого, это была часть компании "Хорос". Они распались на две фирмы года два назад. "Хорос" сосредоточился на подстанционных работах, "Структум" – на линейных работах.

На данный момент "Структум" – это крупнейший подрядчик по линейным работам в Украине: много техники, сотни специалистов. Он делает и аварийно-восстановительные работы, и новые линии строит.

С представителем "Техностара" я только раз пересекался. Но, я знаю их, как минимум, с 2012 года. Они даже имеют свое производство по комплектным ячейкам в Харькове.

Компании-контрагенты "Укрэнерго", упоминавшиеся в первой части определения суда

КомпанияДиректорУставной капитал (тыс. грн)УчредителиСумма подрядов Укрэнерго в 2016-2017 годах (млн грн)
"Сич Енерго"Маким Козис46"Карминера менеджмент Инк." (Панама)155,9
"Елмико"Катерина Табацкая37,5Михаил Мордвин (Донецк)135,02
"Техностар"Андрей Шинкарь209Юрий Чубук (Харьков)5,35
"Структум"Александр Остролуцкий2Александр Бокань (Киев)0,98
"Хорос"Денис Гром811Юрий Качанов (Донецк)0,47

- Возможно ли, что это "прокладки" облэнерго, через которые дистрибуционные компании (облэнерго) выводят средства? Тариф для облэнерго устанавливается по принципу "затраты+", что не предполагает официального заработка. Из-за этого они выводят деньги через закупки по завышенным ценам у связанных компаний.

- Я вам открою секрет: я не думаю, что у "Укрэнерго" есть хоть один подрядчик, который ни разу не обналичивал деньги. И не важно, в каких целях – для облэнерго, или для выплаты зарплаты в конвертах своим сотрудникам.

Но это не вопрос прокуратуры и точно – не вопрос к "Укрэнерго". Этим должна заниматься фискальная служба.

- По делу, в рамках которого проходили обыски, привлекались другие компании, например - облэнерго?

- Там нет "дела". Это досудебное расследование. Не выдвинуты подозрения, не указаны факты нарушения закона. Есть "что-то", "где-то", "кто-то" и список из десятков компаний. Пусть расследуют.

- Список компаний, перечисленных в определении, включает не менее трех десятков. Часть из них не участвовали в подрядах "Укрэнерго" Как они там оказались?

- Треть из них вообще никогда не работала с "Укрэнерго". Там есть, например, компания моей жены (компания "Вакка", которая занимается деревообработкой- БЦ)..

Они включили контрагентов "Укрэнерго", субподрядчиков контрагентов "Укрэнерго" – они с нами не работают, но мы видим их на рынке. Есть часть компаний, в которых я, либо мои родственники значились, или являются учредителями.

Еще 3-4 компании – фирмы, в которых учредителями были, либо есть другие сотрудники "Укрэнерго". Но эти компании также никакого отношения к деятельности "Укрэнерго" не имеют.

- Разве сотрудникам госкомпании не запрещено вести собственный бизнес?

- Владеть корпоративными правами не запрещено.Запрещено занимать должность директора в частной фирме или быть другим ответственным лицом.

- В определении перечислены физлица: Александр Бокань, Владимир Випирайло, Николай Московский. Это живые люди, не "фунты"?

- Это директора перечисленных компаний – наших субподрядчиков. Большинство из них были в "Укрэнерго" на совещаниях, мы с ними общаемся. Конечно, это живые люди.

Остальные физлица, перечисленные в определении – действующие сотрудники компании.

- Какие именно ведомства проводили обыски?

- У меня дома были представители Департамента защиты экономики Национальной полиции и сотрудники Главного следственного управления Генпрокуратуры.

Среди тех, кто был в "Укрэнерго", якобы, были также и представители государственной фискальной службы. Поскольку у меня дома обыск начался раньше, когда я подъехал в офис, основные следственные действия тут уже были закончены.

- В своих интервью телевидению вы намекали, что обыски могут быть выгодны некоторым группам, которые "не заинтересованы в том, что делает руководство "Укрэнерго". Могли бы вы более предметно озвучить эти намеки? Какие группы имеются в виду?

Мы публиковали тизер, в котором перечислили 6 мотивов того, почему нами заинтересовалась "окружающая среда". Понятно, что ни один из этих мотивов не тянет самостоятельно на то, чтобы инициировать такие масштабные действия.

Я думаю, что "униженные и оскорбленные" скопом, в попытке сменить менеджмент "Укрэнерго", подали огромное количество недостоверной информации – анонимно, либо не анонимно, в том числе в Генпрокуратуру. Органы правопорядка, на основании этих данных, проводят свое досудебное расследование.

- Кто же, по вашей версии, оказался "униженным и оскорбленным"?

- Давайте говорить о конкретике. Кто пострадал? Можно начать с "больших людей". Мы являемся последовательными сторонниками повышения конкуренции на энергорынке, снижения монопольного положения.

Естественно, от этого больно для компаний тепловой генерации. Например, в прошлом году мы дважды подавали заявление в Антимонопольный комитет с просьбой признать монопольное положение того же ДТЭКа в зоне регулирования Бурштынской ТЭС.

Сейчас мы подписали достаточно эпохальное соглашение о будущей синхронизации Украины с европейской энергосистемой ENTSO-E. Некоторые уже окрестили его "энергетическим безвизом".

Результатом этого присоединения, когда оно совершится, банально станет заход на наш рынок конкурентов, которые собьют ценовую политику тепловой генерации до уровня европейской.

Понятно, что нашей целью является не импорт электроэнергии, а экспорт. Но конкуренция станет инструментом определения цены на электроэнергию, в том числе – внутри страны.

- Также вы намекали на то, что в смене менеджмента оператора сетей могут быть заинтересованы поставщики "Укрэнерго".

- Вы неоднократно задавали вопрос о том, почему "Укрэнерго" покупает подозрительно много трансформаторов. Но мы не можем их не покупать. У нас их 450 штук. Эксплуатировать их более 40 лет глупо и небезопасно. После 35 лет они сильно начинают ломаться.

Если разделить 450 трансформаторов на 40 лет, получается, что ежегодно нужно менять 11-12 трансформаторов. Но, если перед этим 25 лет их почти не меняли, то этих "старичков" накопилось большое количество.

То, что они нужны "Укрэнерго" – факт. Но, мы хотим покупать их дешево. И предыдущие акции с обысками в "Укрэнерго" в 2015 году проходили как раз накануне первого большого тендера по трансформаторам, на котором цена упала в два раза по сравнению с прогнозной ценой.

Сейчас у нас на носу очередные большие трансформаторные тендера, но за деньги международных финансовых организаций: Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка.

Понятно, что есть интерес иметь влияние на этот процесс. С этой стороны я тоже предполагаю мотив.

- Кто еще?

- Мы провели достаточно серьезные структурные изменения в компании, направленные на повышение эффективности и борьбу с коррупцией. Поэтому десятки топ-менеджеров, которые годами, иногда десятилетиями, работали в этой компании, лишились места. Этих людей точно нельзя отнести к моим поклонникам, или поклонникам моей команды.

И некоторые из этих людей сегодня вхожи в различные властные кабинеты, причем на всех ключевых улицах страны, в которых, естественно, пытаются представить реформы в Укренерго в противоположном свете.

Кроме того, мы пытаемся отстоять независимость компании от политического воздействия – провести реформу корпоративного управления. Главная ее цель - введение наблюдательного совета, который перебрал бы на себя большую часть функции Минэнергоугля в управлении компанией.

К сожалению, это тоже не находит поддержки у большей части государственных мужей. Я считаю, что пока госкомпании не получат реальную независимость, добра в госсекторе не будет.

Факторов много. Я не хочу называть какие-то фамилии в качестве заказчиков этого процесса. Но то, что все они в той или иной степени могли быть инициаторами – то есть, на основании их обращений начались следственные действия – это вполне возможно.

- "Укрэнерго" ведет два важных направления, которые появились только при вас – синхронизация с европейской энергосистемой и реформа корпоративного управления.

Ваши оппоненты говорят, что заслуга в подписании соглашения по синхронизации с ENTSO-E – не ваша. Вы просто возглавляете компанию, когда завершился 10-летний процесс по подготовке, а вы, для пиара, приписали себе лавры.

Что вы сделали для ускорения присоединения к европейской энергосистеме?

- Во-первых, я ничего себе не приписываю. Когда я говорю, что "наша команда приложила много усилий", это абсолютная правда. Что я писал на эту тему в своем Facebook: "Искренне благодарю всех энергетиков, которые за последние 11 лет были причастны к этому процессу".

Персональную благодарность я сделал Всеукраинской энергетической Ассамблее, потому что в период, когда Иван Плачков был министром, это действительно была первая попытка присоединиться к европейской системе и первая серьезная работа в этом направлении.

Большое количество сотрудников "Укрэнерго" работало над техническими аспектами синхронизации.И без их работы не было бы результата.

Но, в то же время… 11 лет пробовали – а вот тут наконец-то получилось. Я не хочу присвоить себе все заслуги. Это будет не честно по отношению к тем людям, которые работали над проектом много лет. Но, не это важно. Важен результат.

В 2005-2008 годах было удивительное окно возможностей по евроинтеграционному направлению. Почему это не получилось? В 2014 году поддержка Европы была больше. И было бы проще, если бы тогда быстро пошли в этом направлении.

В последние месяцы перед подписанием соглашения, нам пришлось задействовать "тонно-километры" рабочих часов многих людей, чтобы преодолеть внутриевропейское сопротивление.

С конца 2015 года, у европейцев появилась некоторая "усталость" от нас, как от страны, которую постоянно нужно подстегивать к принятию цивилизованных, т.е. европейских, правил игры.

Украина действительно декларирует евроинтеграционный курс. Но, когда доходит до конкретных вещей, до выполнения конкретных обязательств – у нас есть пробуксовки на всех уровнях власти. Это не к кому-то персонально претензия. Это просто данность

Плюс, не нужно забывать о российском факторе. Когда мы начали ускоряться? Когда в прошлом году Россия отказала нам в аварийной помощи во время тяжелой ситуации в энергетике. И тогда мы поняли, что это вопрос нашей безопасности – и побежали в три раза сильнее.

- Ваш прямой начальник и работодатель – министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. Как он отреагировал на обыски в "Укрэнерго"?

- На момент проведения обысков министр находился в отпуске. Только вчера (17 июля – БЦ) вышел из отпуска. Пока у меня с ним не было никаких контактов – ни по его инициативе, ни по моей.

Лишь видел новость, в которой Игорь Насалик дал комментарий, что у него нет претензий к работе "Укрэнерго".

- На каком этапе сейчас находится конкурс на избрание главы "Укрэнерго"?

- Нет никакого этапа. Старый конкурс не отменен, новый не назначен. Ситуация подвешена.

- Из-за судебных разбирательств?

- Если вы имеете в виду иск одного из участников конкурса, который был около года назад – он завершился победой истца в двух инстанциях. Но, это решение не об отмене конкурса. Этими решениями суды удовлетворили претензию о не легитимности выбора победителя (Сергея Зуева – БЦ).

Соответственно, Минэкономразвития и Кабмин, наверное, должны принять решение – либо завершить конкурс, учитывая судебные решения, либо объявить новый конкурс. Либо создать набсовет, который имел бы полномочия выбрать нового руководителя. Это было бы логично в рамках реформы корпоративного управления компании с точки зрения устойчивости менеджмента и доверия к нему ключевых доноров .

- Сколько средств сейчас на счетах "Укрэнерго" и в каких банках они находятся?

- По состоянию на 1 июля на депозитных счетах - 1,1 млрд грн, хотя в начале года мы имели 1,67 млрд грн. На текущих счетах на 1 июля было 1,64 млрд грн. В основном, это госдарственые банки.

Я уже много раз пытался пояснить: если мы экономим на тендерах по 40%, то эти средства накапливаются на счетах. Для того чтобы эти деньги перераспределить, есть достаточно длинная процедура: подготовить инвестпрограмму, разработать проекты, согласовать с Минэнергоугля, подать в НКРЭКУ, провести публичное обсуждение.

К сожалению, мы до сих пор не получили соглашения от НКРЭКУ использовать деньги, которые остались переходящим остатком с 2016 года – как средства от недовыполненных проектов, так и от сэкономленных.

Почему деньги на счетах – это хорошо? Если я договорился с контрагентом, что он начинает работы без аванса, компания держит средства на депозитах. Со всех дополнительных доходов, в том числе – с процентов по депозитам, мы платим 81% государству. Мы зарабатываем для нашего собственника.

- Какой общий объем инвестпрограммы "Укрэнерго" в 2017 году?

- Общий объем – 3,2 млрд грн. Туда еще нужно добавить переходящие остатки с прошлого года – порядка миллиарда. Ждем решение НКРЭКУ, чтобы можно было ими пользоваться.

- Какая у вас заработная плата? И вырастит ли она в связи с реформой корпуправления?

- В связи с реформой корпуправленияона точно расти не будет.

Раньше у меня был оклад около 17 тыс. грн в месяц. На данный момент, согласно решению в прошлом месяце нашего акционера - Минэнергоугля, эта цифра составляет около 200 тыс. грн.  Понятно, что есть всякие надбавки-премии и налоги. Конечную цифру предлагаю смотреть в моей декларации.

В соответствии с анализом рынка, который регулярно проводят ведущие международные консалтинговые компании, для должности с такой зоной ответственности в Украине оклад стартует от 500 тысяч гривен.

- Это цифра, сопоставимая с доходом директоров операторов электросетей европейских государств?

- Нет. В целом заплаты топ-менеджмента подобных операторов системы передачи в Европе выше, нежели в Укренерго. В некоторых странах эта разница исчисляется в десятках процентов, в некоторых, в сотнях процентов. .

Что касается постановления Кабмина №859, которое регулирует зарплату менеджеров госкомпаний, то если бы она была применена в полной мере к моей должности, с учетом квартальных годовых выплат, я бы мог претендовать на зарплату более 1 млн грн в месяц. Но, я считаю, что такая заплата должна быть привязана к успешному выполнению важных для страны задач.

- Когда может завершиться реформа корпуправления? Почему задержка?

- Мы пошли по двухстадийной реформе в этой сфере. Первый этап – это, собственно, введение наблюдательного совета и приведение управления компании в соответствии с лучшими западными практиками, в частности, ОЕСР. К сожалению, идет многомесячная задержка из-за, как мне кажется, непонимания исполнительной властью необходимости "отпустить компанию".

Мы ожидали, что уже к концу июля буде выбран наблюдательный совет. Все что нужно – чтобы Минэнергоугля подписало новый устав, который был подготовлен за деньги международных доноров и согласован со всеми участниками процесса. Потом должен быть начат отбор членов набсовета, большинство которых должны составить независимые члены.

Я думаю, здесь вопрос институциональных притирок, которые нужно преодолеть. С нашей стороны уже все давно готово.

Но будет и второй этап. В соответствии с законом о рынке электроэнергии, мы должны провести корпоратизацию компании в течении 6 месяцев с момента его принятия, то есть – до конца года.

И это является одним из ключевых условий для сертификации Укренерго как оператора системы передачи по европейским стандартам. Для сертификации также нужно провести так называемое разделение (Unbundling), т.е. Министерство должно передать активы по генерации электроэнергии другому ведомству.

Ну, и конечно, для сертификации, нужен дееспособный Регулятор. В этой связи я надеюсь, что в парламенте возобладает нацеленность на результат. Они должны дать своих представителей в комиссию по выбору членов НКРЭКУ. В тоже время, уже есть указ президента о поэтапной ротации членов регулятора.

Если не будет легитимно работающего НКРЭКУ, мы не сможем быть сертифицированы, как оператор системы передач. Вся процедура, прописанная в законе о рынке электроэнергии, будет нарушена.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3029837
 
 
 вверх