Аграрный рынок
  6441  4

 Почему крупнейшая аграрная госкорпорация не приносит прибыль

Андрей Бондаренко

Может ли бизнес оказаться на грани краха, располагая монопольными активами в своем сегменте, имея гарантированные экспортные объемы сбыта и опираясь на государственную поддержку?

Почему крупнейшая аграрная госкорпорация не приносит прибыль 01

Пример Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ) доказывает – это возможно. Необходимое условие – руководитель, ориентированный на соблюдение интересов куратора, а не развитие компании.

В октябре 2016 года исполняющим обязанности председателя ГПЗКУ был назначен Александр Григорович, который с мая 2016 года занимал должность заместителя председателя корпорации.

Обосновывая это кадровое решение министр агрополитики Тарас Кутовой заявил, что решающим фактором стало то, что он работал в команде аграрного министерства.

Александр Григорович начал свою карьеру в аграрном секторе еще во времена Виктора Януковича. В аграрную отрасль его привел Сергей Тригубенко, наладив с ним бизнес-партнерство в рамках Государственной инспекции сельского хозяйства.

Именно в этот период была отстроена рекордная коррумпированность этой структуры, которая обладала монопольным правом контроля качества зерна и, фактически, облагала данью экспортеров.

Эта практика была столь широкой, а репутация Госсельхозинспекции столь негативной, что в 2014 году Кабмин счел за лучшее ликвидировать это ведомство, чем пытаться его оздоровить.

После того, как Тригубенко стал заместителем министра Николая Присяжнюка – бизнес-партнера Юрия Иванющенко, Григорович также переместился в Минагрополитики, заняв пост директора департамента инженерно- технического обеспечения.

Сейчас Сергей Тригубенко – народный депутат от фракции БПП, соратник влиятельного замглавы фракции БПП Игоря Кононенко.

Государственная продовольственно-зерновая корпорация (ГПЗКУ) присутствует в 20 регионах Украины, располагая самой мощной инфраструктурой на аграрном рынке.

В состав корпорации входит 53 зерновых склада, два портовых элеватора, чьи мощности эквивалентны 6% годового объема перевалки зерна, 9 КХП.

Стоимость ГПЗКУ оценивается в 3,5 млрдгрн (после индексации оценки в 800 млн грн за счет индексации цены активов на курс девальвировавшей национальной валюты).

В 2012 году Китайская национальная корпорациямашиностроительной промышленности и генеральных подрядов (ССЕС) заключила под государственные гарантии с ГПЗКУ контракт, в рамках которого выделила корпорации $1,5 млрд кредита как авансированную оплату экспорта кукурузы и других зерновых.

 Перед новым топ-менеджером была поставлена задача оздоровить работу корпорации и подготовить ГПЗКУ к приватизации. В одном из первых интервью новом статусе, Григорович заявил, что уже буквально в первые месяцы каденции "принципиально поменял подходы к управлению компанией, что позволит значительно повысить ее эффективность".

Одно из основных достижений и реформ в работе ГПЗКУ, которые ставит себе в заслугу новый топ-менеджер – успешное проведение осенней форвардной программы по закупке зерна будущего урожая.

К инструменту форварда прибегают многие зерноторговые компании, стремясь обеспечить себя гарантированными объемами для формирования экспортных партий по наиболее привлекательной цене.

С этой точки зрения форвардная программа ГПЗКУ, которая в рамках выполнения китайского кредита обязана ежегодно обеспечивать возрастающий объем экспорта на уровне 3-4-5 млн тонн, является не только логичной, но и обязательной.

Практиковать закупку зерна у сельхозпроизводителей заранее руководство корпорации пыталось еще весной 2016 года.Однако тогда эта деятельность не была согласована китайской стороной, которая усмотрела в этом риск злоупотреблений со стороны украинских партнеров.

Осенью 2016 года ГПЗКУ получило все необходимые согласования и провела, по словам Григоровича, "наиболее успешную форвардную программу на рынке Украины" под обеспечение своих рекордных планов по экспорту в 5 млн тонн.

Согласно сообщению корпорации, она проавансирвоала сельхозпроизводителей на 25 млнгрн. Однако несмотря на внушительность суммы, в товарном эквиваленте она соответствуетвсего 10-15 тыс. тонн зерна в зависимости от класса.

То есть, исходя из плана экспорта "успешный" форвард позволил прогарантировать менее 1% от потребности.Это означает, что ГПЗКУ придется докупать бОльшую часть объемов с рынка, по значительно более высокой цене, что не может не сказаться на объемах экспорта.

Для сравнения,крупнейшие зернотрейдеры, такие как "Каргилл" контрактуют до 1 млн тонн зерновых на этапе закладки урожая за сезон.

 Отсутствие гарантированных объемов товара означает, что контрактные обязательства перед китайскойССЕС вновь не будут выполнены. Это еще больше усугубит и так охладевшие отношения сторон.

Как рассказывает источник, знакомый с ходом переговоров, проблемы с китайским партнером уже дошли до критической точки и грозят разрывом сотрудничества.И так недовольное ежегодным невыполнением оговоренных планов поставок, руководство ССЕС было обескуражено появлением ГПЗКУ в списке компаний, выставленных украинским правительством на приватизацию.

"Но основная их претензия – им не с кем разговаривать. Александр Григорович, как и Борис Приходько(был и.о. председателя ГПЗКУ до октября 2016 года) не могут обеспечить адекватный диалог. Но если Приходько хоть как-то удерживал ситуацию, то с приходом Григоровича все усугубилось", - говорит собеседник издания.

Параллельно Александр Григорович начал проводить собственную кадровую политику, пригласив на должность своего заместителяНиколая Осийчука. Его опыт в сельском хозяйстве сводится к нескольким месяцам административной работы в Минагрополитики.

И даже за этот короткий срок он оказался в центре скандала, попытавшись согласовать летом 2016года назначение в ГПЗКУ Александра Непочатова, бывшего начальника контроля экономической безопасности "Аграрного фонда".

Непочатов считается приближенным к бывшему руководителю АФ Александру Кирюку, которому вменяли убытки госоператора в несколько миллиардов гривен.

Это назначение было успешно оспорено в суде не только из-за неоднозначной репутации кандидата, но и ввиду превышения Осийчуком своих должностных полномочий. После того,как решение суда вступило в силу,Осийчуку пришлось покинуть аграрное Министерство.

В конце прошлого года хозяйственные и кадровые проблемы нового руководителя корпорации Григоровича перешли в уголовную плоскость.

В рамках подготовки к приватизации корпорации, Государственная фискальная служба (ГФС) обнародовала данные о том, что ГПЗКУ сформировала 104,6 млнгрн фиктивного НДС, который предъявила к возмещению.

Вследствие внеплановой проверки, проведенной офисом ГФС по работе с крупными плательщиками налогов, которая касалась правильности и полноты выплаты налогов, корпорация была связана финансово- хозяйственными отношениями с тремя десятками фирм, операции с которыми были признаны фиктивными.

По результатам проверки, налоговый кредит был уменьшен на 121,7 млнгрн и соответственно уменьшено бюджетное возмещение НДС на 104,6 млн грн.

Проблемы Госпродкорпорации нельзя списать на кризисные явления в экономике и на неблагоприятную конъюнктуру на зерновом рынке. Поскольку другие аграрные госоператоры, например Госрезерв, несмотря на конфликт руководителя с курирующим ведомство Минэкономики, сумели продемонстрировать позитивные результаты работы.

Отсутствие эффективного менеджмента не позволяет рассчитывать на решение оперативных, таких как формирование форвардных запасов, так и стратегических – пересмотр китайского контракта,задач в ГПЗКУ.

Но для куратора Григоровича – депутата Сергея Тригубенко – сохранение своего влияния на аграрный сектор Украины через лояльного себе руководителя ведущего государственного оператора является более приоритетным, чем возможность вывести компанию из кризиса.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3021124
 
 
 вверх