Транспорт
  12716  11
Материалы по теме:

 Кто контролирует Морской порт "Южный"

Максим Гардус

БизнесЦензор собрал информацию о собственниках перевалочных терминалов в самом крупном порту Украины – морском торговом порту "Южный".

южный

Украина – экспортно-ориентированное государство. Наиболее значительные статьи экспорта – это примитивная продукция с низкой добавленной стоимостью: зерно, руда, удобрения, металл. До войны на Донбассе – уголь.

Дешевую, но большую по физическому объему продукцию выгоднее всего перевозить водным путем – у него самая низкая себестоимость в пересчете на тонну.

Эти факторы привели к развитию морских терминалов. Морская перевалка – одна из немногих украинских отраслей, в которой показатели УССР давно побиты.

Частная перевалка

Еще в 2007 году морские торговые порты Украины впервые превысили по грузообороту советский уровень: 123,7 млн тонн против 121,4 млн тонн в 1990 году.

Хозяйственные отношения в украинском перевалочном бизнесе – самые архаичные во всем бывшем соцлагере. Порты до сих пор находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации.

В этом Украина отстала не только от постсоциалиснтических стран Восточной Европы (особенно Румынии). Но и от бывших советских республик: стран Балтии, Грузии и даже Молдовы.

В российской Федерации, например, "Новороссийский морской торговый порт" является публичным акционерным обществом с 1992 года. Его акции торгуется на Московской бирже.

Но, вопреки формальному государственному контролю над украинскими портами, частный капитал в них есть.

В 1993 году в Одесском порту появились первые в Украине частные стивидорные компании. Это были  "Айронимпекс-Украина", "Металзюкрейн Корп ЛТД" и "Новолог". Что последние два до сих пор работают.

Следующим, в 1994-м, в акватории порта "Южный" возник "Трансинвестсервис" (ТИС). Сейчас это крупнейший частный стивидор страны, часть принадлежащий Андрею Ставницеру, частью – росийско-венгерскому олигарху, ныне проживающий в Монако Алексею Федорычеву.

В 1995 году частный капитал пришел в Николаев. Был построен ЗАО "Николаевский калийный терминал". Сейчас это "Морской специализированный порт Ника-Тера", он входит в Group DF олигарха Дмитрия Фирташа.

южный

Преимущества частных терминалов очевидны: за короткое время они нарастили перевалку. За 10 месяцев 2016 года частные стивидоры обработали почти 70% всех грузов в украинских портах.

Частники больше инвестируют в технику, у них новее краны, лучше погрузочное оборудование, чище и суше хранилища. У них быстрей происходит погрузка-разгрузка суден. У них выше зарплаты.

Однако все участники рынка работают в относительно сером правовом поле. Поскольку порты и акваторию приватизировать нельзя, то новые терминалы и краны стоят на арендованной земле.

Это не выгодно государству, которое получает низкую арендную плату от стивидоров. Самим стивидорам это также не выгодно, так как делает их беззащитными.

Каждая смена президента, премьера, министра инфраструктуры, губернатора области или областного прокурора знаменуют походы проверяющих органов к стивидорам. Посланцы угрожают разорвать договора аренды, заключенные предшественниками в случае неуплаты взяток.

Иногда отбиться удается, иногда – нет. Такая система выгодна всем правительствам. Последние годы все приватизационные планы любого из правительств срываются.

Самый большой порт Украины

Порт "Южный" возведен относительно недавно. Днем основания считается 27 июля 1978 года, когда под загрузку аммиаком пришвартовалось первое судно - газовоз "Булдури". Сейчас он переваливает около трети грузов среди всех украинских портов.

Порт расположен в городе Южный Одесской области на Аджалыкском лимане Черного моря.

Как сообщал БЦ, по итогам 2016 года порт сократил переработку грузов на 19,12%, по сравнению с 2015 - до 39,29 млн тонн. В 2015 году этот показатель составил 48,58 млн тонн. "Южный" перерабатывает более 30% всех морских грузов Украины.

Максимальная глубина в порту – 19 метров. Порт может принимать суда длинной до 300 метров с осадкой до 18,5 м.

Это единственный из украинских портов, который может принимать суда типа Capesize и NEWCASTLE MAX . Их размеры не позволяют им проходить искусственные Суэцкий и Панамский каналы.

Номенклатура грузов порта "Южный": химические, генеральные навалочные (уголь, металл, чугун, окатыши), карбамид, пальмовое масло, аммиак, метанол, нефть, зерно.

 южный

ПричалыКомпанияГрузыСобственник
1, 2, 3, 4Одесский припортовый заводхимические навалочные и наливные грузыГосударство
4Дельта Вилмар СНГрастительное маслоDelta Exports, индиец Дхруба Чаран Панда и Wilmar International, Сингапур
 5, 6, 7, 8, 9, 39 МП Южный ЖРК, окатыши, уголь и др. Государство
10"Причалы Комминтерна"перспективный, потенциально - зерно"Портинвест" (входитв СКМ Рината Ахметова)
11, 12, 12аУкрлендфармингперспективный, потенциально - зерноОлег Бахматюк
14-перспективныйперспективно - ТИС
15ТИСвспомогательный, навалочные грузыЕгор Гребенников, Андрей Ставницер, Олег Кутателадзе и др.
16ТИС-Зернозерновые грузыАлексей Федорычев, Fedcominvest Monaco S.A.M.
17ТИС-Минудобрениянавалочные химические грузыАлексей Федорычев, Fedcominvest Monaco S.A.M.
18ТИС-Руданавалочные грузыАлексей Федорычев, Егор Гребенников, Олег Кутателадзе, Полтавский ГОК, Андрей Ставницер и др.
19, 20ТИС-Угольнавалочные грузыАндрей Ставницер, Егор Гребенников, Олег Кутателадзе, и др.
21, 22ТИС-Контейнерный терминал (собственник)генеральные грузы, маслоЕгор Гребенников, Андрей Ставницер, Олег Кутателадзе и др.
22Рисоил Юг (оперирует)растительное маслоRisoil SA, Швейцария, Шота Хаджишвили
22Олсидз Блек Си (оперирует)растительное маслоВячеслав Петрище
23, 24ТИСпока пустыеЕгор Гребенников, Андрей Ставницер, Олег Кутателадзе и др.
26ТрансОйлзерно, масло, шротТрансОйл
26аТрансОйл зерно, масло, шротТрансОйл
27-перспекктивный-
28-перспекктивный-
32, 33ТД "Хлебная Гавань"зернособственники холдинга "Мрия"
34Бориважзерногруппа "Приват" (Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбова)
38МП ЮжныйперспективныйГосударство
5А, 5БТерминал Стивидоринг и К (ранее "Трансбункер)нефтепродуктыДаксін Трансфер, Сингапур
УкртранснафтанефтьНАК "Нафтогаз Украина", государство

Подписывайтесь на БизнесЦензор в FacebookTwitter и канал Telegram
Источник: https://biz.censor.net.ua/r3018058
 
 
 вверх