Ритейл, Инвестиции
  15222  39
Материалы по теме:

 Руководитель Prom.ua Иван Портной: "Все в нашей жизни уйдет в одну кнопку"

Юрий Винничук

Что такое маркетплейс, почему они растут быстрее всех, и как на них зарабатывают? Об этом в интервью БизнесЦензор рассказал руководитель Prom.ua Иван Портной.

иван,prom,портной

В 2016 году украинцы купили в интернете товаров и услуг на 38 млрд грн. Это на 50%больше чем в 2015 году.

В 2017 году украинский e-commerce вырастет еще на 30% и достигнет 50 млрд грн. Таким прогнозом с журналистом БизнеЦензора поделился Иван Портной - руководитель крупного украинского маркетплейса Prom.ua.

Prom.ua входит в группу компаний EVO. Аналоги украинского Prom.ua работают в России, Беларуси и Казахстане.

 Кроме крупного маркетплейса в группу EVO входят такие проекты: Bigl.ua‎, сервис заказа услуг "Кабанчик", маркетплейсы по продаже хенд-мейд изделий Crafta и одежды - Goodini и площадка тендерных торгов zakupki.prom.ua. По данным компании, в 2016 году товарооборот на ее площадках вырос на 73%.

По словам Портного, в 2016 году его маркетплейс, где тысячи продавцов на одной платформе продают сотни тысяч товаров, и конкурируют друг с другом за покупателя, вырос на 68%.

Покупатели больше всего заказывали одежду, обувь и аксессуары, принадлежности для дома, сада и парфюмерию.

При этом, наиболее динамично, по количеству заказов, растут такие группы товаров: продукты питания, инструменты, подарки и книги.

Портной уверен, что маркетплейсы – будущее, а интернет-магазины – прошлое.

Все укрупняется, говорит он, - и в будущем не будет десятков сайтов по продаже однотипных товаров или услуг.

"Рано или поздно, во всех наших сферах в жизни все уйдет в одну кнопку. Такси - одна кнопка. Вызов мастера - одна кнопка. Жилье - одна кнопка. Купить в интернете - одна кнопка", - уверен Портной.

И кто этой одной кнопкой станет, тот и победит.

О том, почему маркетплейсы растут быстрее всех, как на них зарабатывают такие, как Иван, и захватит ли китайский Aliexpress Украину, БизнесЦензор говорил с руководителем Prom.ua.

- Расскажите, что такое рынок электронной коммерции в Украине? Какие его объемы и темпы роста?

- Рынок интернет коммерции в Украине занимает 3% от всего ритейла. В деньгах мы его оцениваем в 38 млрд грн - это примерный оборот физических товаров и услуг, но без учета, например, электронных билетов. По сравнению с 2015 годом он вырос на 50%. В 2017 году, по нашим прогнозам, рынок e-commerce в Украине вырастет еще на 30% до 50 млрд грн.

- За счет чего такие большие темпы роста?

- Покупать и продавать в интернете - быстро, удобно, просто и безопасно. Обзоры товаров, сравнение цен, отзывы предыдущих покупателей способствуют новым покупкам. Даже самые крупные офлайновые гипермаркеты не могут предложить настолько широкий выбор товаров как маркетплейс.

К тому же, ежегодно увеличивается и количество категорий товаров, которые покупатели готовы приобретать онлайн. Например, помимо традиционно популярных одежды, обуви, техники и электроники, все чаще в онлайн-корзинах покупателей оказываются продукты питания, инструменты, товары для хобби, книги, товары для красоты.

Одним из важнейших драйверов роста e-commerce в Украине является хорошая логистика. У нас, из всех стран в СНГ, эта проблема решена достаточно качественно. Покупатели знают, что товар придет, например, с наложенным платежом. Они его посмотрят и уже тогда оплатят. Например, 37% покупателей на Prom.ua выбирают именно наложенный платеж.

Потенциал роста у e-commerce в Украине огромен. Как я уже сказал, сегодня его объем всего 3% ритейла, в то время как в развитых странах цифры уже достигли 10-15 %.

- Скажите, как выглядит украинский покупатель в интернете?

- Судя по нашим данным, самые активные интернет-покупатели - молодежь в возрасте от 25-ти до 34-х лет. Каждый третий посетитель "заходит" с мобильных телефонов, а каждый четвертый уже привычно покупает с помощью мобильного. При этом наблюдается рост количества людей старше 45-ти, которые активно покупают со смартфонов. Почти четверть всех онлайн-покупателей живет в столице. Далее со значительным отрывом идут Харьков, Одесса и Днепр.

- С каких платформ больше всего покупателей осуществляют свои покупки? Это уже мобильные устройства, или еще десктопы?.

- Более 50% онлайн-продаж в мире совершается через мобильные устройства. На эту нишу нужно обращать пристальное внимание, поскольку в будущем все будет в одной кнопке на телефоне – зашел и купил.

Вряд ли в памяти потребителя будет информация о десяти разных сайтах с однотипными товарами или услугами. Все границы сотрутся. Все будет укрупняться до "одной кнопки". И кто этой "одной кнопкой" станет, тот и победит. 

- А что лучше для сайта E-Commerce: мобильная версия сайта или адаптивный дизайн?

- Все зависит от задачи, которая решается. Адаптивный дизайн хорош тем, что он повторяет функциональность стандартной версии сайта. Из минусов – дольше будет грузиться страница, не все до конца можно будет продумать под все платформы.

А мобильная версия – это что-то упрощенное, которое дает 85% от возможностей, которые есть на десктопе. Для наших сайтов мы сделали мобильную версию, но понимаем, что в будущем все уйдет в приложения. Поэтому мы сейчас активно развиваем и мобильное приложение.

- То есть, вы считаете, что будущее за приложениями?

- Да. Сегодня глобальный тренд в мире – уход от брендов. Раньше единственным способом найти своего покупателя было создание хорошего бренда. Создал, например, виски Jack Daniel's, и тебя все ищут на полках супермаркетов.

В 2006 году проводились исследования по домохозяйствам США, и 80% людей могли назвать свой любимый бренд в какой-то группе товаров. Через 10 лет только 60% людей смогли назвать свой любимый бренд в конкретной группе.

Понимаете, тенденция такова, что все больше людей ищут товар не по брендам, а по другим критериям. Почему начинают выигрывать маркетплейсы? Потому, что теперь тебе не нужно строить отель "Хилтон", чтобы найти своих покупателей, ведь ты можешь построить небольшой хороший отель, на Booking.com заработать 10 звезд от довольных постояльцев и получить вал клиентов.

Поэтому, рано или поздно, во всех наших сферах в жизни все уйдет в одну кнопку. Такси - одна кнопка. Вызов мастера - одна кнопка. Жилье - одна кнопка. Купить в интернете - одна кнопка.

Вряд ли в памяти потребителя будет информация о десяти разных сайтах с однотипными товарами или услугами. Все эти границы сотрутся. Все будет укрупняться. И кто этой одной кнопкой станет, тот и победит.

Начиная с 2014 года, интернет магазины выросли по трафику на 4%, маркетплейсы – на 70%, доски объявлений – на 68%. В тоже время прайс-агрегаторы потеряли 25% трафика. Еще более интересно, что за этот период времени маркетплейсы потратили на рекламу в 19 раз меньше денег, чем интернет-магазины.

- А какой у вас объем трафика в месяц?

- В ноябре у нас было 32 млн уникальных посетителей в месяц. В октябре мы обогнали интернет-магазин Rozetka по трафику и, скорее всего, по товарам. Если в мае 2016 года от трафика OLX мы занимали 30%, то к новому году уже 50%.

- Как на сегодняшний день выглядит рынок электронной коммерции?

- Есть маркетплейсы – это площадки, на которых большое количество предпринимателей продают свои товары и услуги, но по правилам, которые устанавливает площадка. Есть доски объявлений, где физлица взаимодействуют друг с другом и торговая площадка не регулирует отношения между ними. А есть интернет-магазины, которые сами закупают товар и перепродают его. Еще есть прайс-агрегаторы – площадки, на которых пользователь может сравнить цены.

Мы анализировали, каким образом изменился трафик у этих игроков за 2 года и вот что мы обнаружили: начиная с 2014 года, интернет магазины выросли по трафику на 4%, маркетплейсы – на 70%, доски объявлений – на 68%. В тоже время прайс-агрегаторы потеряли 25% трафика. Еще более интересно, что за этот период времени маркетплейсы потратили на рекламу в 19 раз меньше денег, чем интернет-магазины.

- И почему маркетплейсы в Украине растут быстрее всех?

- Это более открытые системы, у которых нет узких горлышек в операционной составляющей продаж. Если взять интернет-магазин, то ему нужно закупать товары, склады для их хранения, нанимать курьеров, организовывать колл-центр. То есть, чтобы интернет-магазину масштабироваться на +10% или 20%, ему нужно приложить титанические усилия.

Маркетплейс, в свою очередь, объединяет продавцов и покупателей. Если это качественный и рабочий инструмент, то у тебя появляется много продавцов, которые сами начинают искать своих покупателей и генерировать трафик твоей площадке. Сегодня у нас почти 38 тыс. продавцов на Prom.ua размещаются на платной основе. Всего же зарегистрировано – более 600 тыс. продавцов.

Еще одним фактором популярности маркетплейса является конкуренция между разными продавцами товаров, которая, естественно, влияет на снижение цены. В принципе, у покупателя всегда есть выбор: "Я хочу подороже и сегодня, поскольку это продавец из моего города, или подешевле, но через пару дней".

В целом по миру маркетплейсы везде занимают первое место: Amazon – 50% рынка электронной коммерции в США, всем известные лидеры - Ebay, Aliexpress и т.д.

- А крупные международные маркетплейсы уже стали вашими конкурентами в Украине?

- Пока нет сигналов, что нам стоит волноваться, что придет Aliexpress и все здесь захватит. Посмотрим. Пока есть много сложностей в логистике из Китая. Если у нас товар из Львова в Киев едет два дня, то товар с Aliexpress идет больше недели.

иван,портной

- Как вы относитесь к инициативе снизить лимит беспошлинного ввоза товаров в Украину частными лицами с 150 евро до 22 евро ?

- Сама инициатива — непродуманная и преждевременная. Поднимать этот вопрос возможно только после создания прозрачного и понятного механизма администрирования трансграничной торговли и перекрытия "серых" схем на таможне, по которым проходит большинство нелегального импорта.

Просто снижение порога необлагаемых налогом покупок - это карт-бланш крупным импортерам техники и электроники, у которых "все схвачено". Ни о какой защите потребителя речь вообще не идет.

- Какой порог входа в маркетплейс? Сколько нужно инвестиций, чтобы создать свой маркетплейс? И есть ли в этом смысл?

- Смысл в этом есть, но уже сейчас основные ниши заняты. Мы видим, как доля наших конкурентов или клонов растет очень слабо, или равна нулю. То есть, продавцы и покупатели переходят на более крупные площадки. Происходит укрупнение.

Имеет ли смысл идти в нишевый маркетплейс? Имеет. Совсем недавно общался с ребятами, которые запустили маркетплейс национальной одежды. Они активно развивают дело в Украине.

Но, несмотря на это, они уже начинают испытывать проблемы с объемом рынка, и сейчас смотрят на другие страны. Хотят продавать украинскую одежду в Казахстане, например, или в Беларуси.

С другой стороны, мы видим, что много интернет-магазинов стремятся быть маркетплейсами.

- Зачем группе компаний EVO создавать несколько маркетплейсов? Почему не объединяли все направления на одной площадке? Например, недавно запустили площадку Bigl.ua‎, на которой продаются такие же товары, как и на Prom.ua.

- Мы решили поощрить лучших продавцов и улучшить клиентский опыт. Так у нас возникла идея взять самых професиональных продавцов с Prom.ua с хорошими отзывами (более 90% положительных) и высоким рейтингом и предложить им отдельную площадку.

В результате для работы на Bigl.ua было отобрано 4,5 тысячи лучших продавцов. Сделав это, мы внедрили новый стандарт на рынке электронной коммерции Украины - лучшие продавцы стали конкурировать между собой за покупателя.

Со временем мы увидели скачок в качестве обслуживания. В итоге получилось, что те продавцы, которые не попали на Bigl.ua, на Prom.ua начали подтягиваться в качестве сервиса, чтобы в конечном итоге попасть и на Bigl.ua - и еще больше нарастить свои продажи. Таким образом, качество обслуживания заметно улучшилось на обоих наших маркетплейсах. И клиенты очень довольны.

- Еще у вас есть маркетплейс по продаже хенд-мейд товаров Crafta.ua. Зачем вам она? Это мировой тренд?

- Тут совпало два мировых тренда. Первый - продажа товаров, сделанных своими руками. Второй - бурный рост самозанятости. К тому же в Украине не было удобной специализированной и качественной площадки для продажи хенд-мейда.

Такие товары можно было купить где-то на обочинах трасс, выставках или у себя в районных центрах. Торговля хенд-мейдом была ограничена территориально. Тогда то мы и подумали: а что, если создать площадку для мастеров и рукодельниц? Оказалось, что это очень востребовано.

На старте на площадке было 3,5 тыс. продавцов. Сейчас их более 8 тыс., и они за 9 месяцев существования Сrafta.ua продали более 40 тыс. изделий ручной работы. А с недавних пор на Сrafta.ua осели и коллекционеры - они уже разместили более 1,5 млн лотов.

- Какие у вас модели монетизации на площадках? Начнем с Prom.ua.

- В основном, это плата за размещение на площадке. Также хорошим спросом пользуются продажа товарных информеров, контекстная реклама, ведущая на сайты клиентов, контент и оригинальные дизайны сайтов.

Если говорить о Bigl.ua, то там продавцы платят только за клик (за переход). Мы пробовали делать плату за каждую продажу, но наш рынок оказался к этому не готов. Сложно доказать, был заказ или его не было. Поэтому намного проще покупать клик.

На Bigl.ua можно и бесплатно размещаться, но можно заплатить и получить дополнительных пользователей.

На онлайн-сервис заказа услуг Kabanchik.ua у нас изначально была комиссия за совершенную сделку, но мы увидели, что некоторые исполнители услуг пытались скрывать выполнение заказов и, таким образом, избегать оплаты. Мы переделали модель монетизации. Теперь эта плата за заявку.

Работает это так - появляется, например, задание – доставить коробку из пункта "А" в пункт "В", если исполнитель хочет подать свою заявку, то он платит 5 грн. Но есть риск – тебя могут не выбрать, и ты потеряешь 5 грн. Но стоимость за участие значительно ниже, чем при оплате процента от стоимости заказа.

- Вы не рассматриваете выход на Европу? В плане вывода украинского дешевого товара на европейские рынки?

- Мы понимаем, что Украина все больше будет торговать с Европой. Однако, сделать такой крутой инструмент, как в Украине, мы пока не сможем, потому что в Европе уже сложились определенные отношения. Например, можно запросто открыть на eBay магазин и продавать на Европу украинские товары.

В то же время мы пришли к выводу, что область роста в выходе на европейский рынок лежит в B2B компаниях (когда бизнес продает товары и услуги бизнесу), которые массово хотят закупать товар и ищут поставщиков в Украине. Вот для них можно было бы что-то сделать. Но это вопрос не близкого будущего.

- Запуск маркетплейса в Европе не рассматриваете?

- Активно рассматриваем. Какие-то проекты точно будем запускать в других странах. Но нужно понимать, что и в Украине есть, куда расти. Как я в начале отметил, рынок электронной коммерции в Украине занимает 3% от всего ритейла. В тоже время в Европе это 15%.

То есть у нас есть пространство для роста и возможность некоторые наши проекты экспортировать. Для нас стратегически важно завоевать Украину, а также стать номером один во всех странах СНГ.

Подписывайтесь на БизнесЦензор в FacebookTwitter и канал Telegram

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3017932
 
 
 вверх