Инвестиции
  7470  0

 Отрасли, способные запустить украинскую экономику

Андрей Бондаренко

Инвестиции в железную дорогу, добычу газа, строительство жилья и скоростных дорог за короткое время могли бы вывести украинскую экономику из кризиса.

коллаж

За девять месяцев 2016 года, по данным Государственной службы статистики, предприятия горно-металлургического комплекса (ГМК) экспортировали продукции на $7,26 млрд.

Из них $5,4 млрд – черные металлы, $1,36 млрд – руда, шлак и зола и $0,5 млрд – изделия из черных металлов.

Это – 28% валютной экспортной выручки, которую экономика Украины получила в январе-сентябре 2016 года. В целом за три квартала из Украины было экспортировано товаров на $26 млрд.

С одной стороны, треть от притока валютной выручки, которую генерирует ГМК Украины, положительно влияет на поддержку курса гривны к доллару.

С другой, экономика Украины полностью зависит от мировых цен на металлургическое сырье. Украинский ГМК интегрирован в глобальный рынок. Из-за этого наша экономика ощущает на себе падение международных цен на сталь, замедление роста экономики Китая (крупнейшего потребителя стали) и увеличение доли профицитных мощностей по выплавке стали в Европе.

Эти глобальные изменения влияют и на курс гривны в частности, и на всю страну в целом (рабочие места, налоги, инвестиции).

Перестраховаться и снизить зависимость украинского ГМК от внешних рынков можно путем кардинальной модернизации экономики Украины, запустив тем самым внутренний рынок потребления стали, который сегодня ничтожно мал.

По оценкам международных экспертов, потребление стали в Украине в 2016 году ожидается на уровне 4,4 млн тонн. Это всего 18% от запланированного производства стали в Украине в этом году.

Чтобы снизить темпы падения металлургического производства, Украине нужно ежегодно потреблять минимум 12 млн тонн металлопроката.

Для примера, экономика Турции в этом году потребит 36 млн тонн стали, Польши – 12,7 млн тонн, а Италии – 24,4 млн тонн.

В 2013 году потребление стали на внутреннем рынке Украины было на уровне 7,4 млн тонн, в 2007 году – 10,8 млн тонн, а в 1990 году – 20 млн тонн.

Спад потребления стали связан с сокращением главных металлоперерабатывающих отраслей – машиностроения, строительства, газо- и нефти добычи.

БизнесЦензор отобрал отрасли, которые могли бы запустить внутренний рынок потребления стали.

Для запуска внутреннего рынка стали, в первую очередь, необходим системный подход со стороны власти, прежде всего в привлечении капитала в масштабные инфраструктурные проекты, которые потребляют много металла.

Железная дорога

вагоны

На сегодняшний день вагонный парк "Укрзализныци" изношен на 90%, а общий парк вагонов за 25 лет "сжался" до 171 тысячи штук.

Дефицит вагонов угрожает восстановлению экономики. Для обеспечения всех заявок на перевозки не хватает больше 10 тысяч грузовых вагонов.

Из-за отсутствия программ по обновлению парка подвижного состава и вагонного парка, в 2016 году возник дефицит вагонов. Это стало угрозой восстановлению экономики. Для обеспечения всех заявок на перевозки не хватает больше 10 тысяч грузовых вагонов.

Дефицит вагонов частично парализовал поставку металлургического сырья на метзаводы и отправку готовой продукции на экспорт. 70-75% от всех грузов, которые перевозит железная дорога – это грузы горно-металлургического комплекса. В результате, за полгода металлурги недовыплавили 3 млн тонн стали.

Проблемы коснулись аграриев и угольщиков. По данным "Украинского клуба аграрного бизнеса", осенью 2016 года ежемесячно до 1 млн тонн зерна не вывозится с элеваторов, а компании сектора терпят дополнительные затраты на хранение зерна на уровне 100 млн грн.

В тоже время дефицит грузовых вагонов, в том числе, сорвал планы по накоплению угля на теплоэлектростанциях Украины. Терпят убытки и химпредприятия. Химики, из-за нехватки вагонов в сезон закупки удобрений аграриями, вынуждены хранить готовую продукцию на открытых складах, где она приходит в негодность.

Из-за проблем на железной дороге промпредприятия вынуждены были снизить объемы производства, потеряв экспортную выручку, поскольку были сорваны контракты с международными потребителями.

Кроме вагонов, потребность железной дороги в магистральных грузовых, пассажирских и маневровых локомотивах на 2017 год оценивается в 2492 единицы.

В модернизации также нуждается и железнодорожная инфраструктура, которая изношена на 67%.

По данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза" на замену и строительство железнодорожных путей, а также на обновление вагонного парка необходимо порядка 4,4 млн тонн стали.

Автодороги

автодорога

Сегодня изношено примерно 90% автодорог Украины. На их полноценное восстановление, по данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза" (УПВЭ), понадобится 30 млн тонн металлопроката.

Понятно, что государство никогда не найдет средства на одномоментное восстановление дорожной инфраструктуры.

Увеличить потребление металла возможно при строительстве концессионных дорог. Руководство Госслужбы атводорог уже заявило о необходимости привлечения частных инвесторов для строительства платных  автомагистралей.

Жилищное строительство

строительство

Строительная отрасль – один из главных потребителей металлопродукции. Но, из-за постоянных экономических кризисов, банкротства банков и отсутствия программ по кредитованию, эта отрасль не может восстановить докризисную динамику.

Помочь может запуск ипотечных программ, которые правительство могло бы организовать через государственные банки.

Доступные кредиты на жилье удовлетворят отложенный спрос на квадратные метры со стороны населения. Это запустит строительную отрасль, которая резко увеличит потребление металлопроката, цемента и других стройматериалов.

Кроме того, в критическом состоянии находится и коммунальная инфраструктура Украины (трубопроводы, канализация, теплотрассы).

На обновление ЖКХ, по подсчетам УПВЭ, необходимо 40 млн тонн стали.

Нефтегазовая отрасль

газодобыча

По плану правительства, к 2020 году добыча газа в стране должна вырасти до 27 млрд куб м газа, а инвестиции в отрасль должны составить $6 млрд.

Такие планы заложены в Концепции развития газодобычи, которую до сих пор не утвердило правительство.

Согласно этому документу, только государственная компания "Укргаздобыча" планирует инвестировать в добычу газа до 2020 года 110 млрд грн.

Кроме того, в модернизации давно нуждаются трубопроводы. По данным "Укрпромвнешэкспертизы", для замены и модернизации изношенных участков газо- и нефтепроводов необходимо 36 млн тонн стали.

Инвестиции в нефтегазовую отрасль способны загрузить украинские заводы заказами на металлопрокат, в первую очередь – на производство труб.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3016070
 
 
 вверх