Власть, Энергетика, Коррупция
  8434  0

 Реформа или коррупция. Зачем Кубив подчинил себе "Укртрансгаз"

Максим Гардус

После решения Минэкономразвития под руководством ставленника президента Степана Кубива переподчинить себе оператора газотранспортной системы, руководство НАК "Нафтогаз" объявило о "катастрофичности" этого решения. Что стало причиной конфликта?

кубив

Минэкономразвития (МЭРТ) без ведома НАК "Нафтогаз" внесло изменения в Устав компании. Тем самым министерство перебрало на себя функции по управлению оператором газотранспортной системы – компанией "Укртрансгаз" (УТГ).

По версии МЭРТ, это логичная часть реформы разукрупнения "Нафтогаза" -  так называемого анбандлинга (unbundling).

В "Нафтогазе" утверждают, что действия МЭРТ заблокируют получение кредитов от доноров. А переподчинение грозит потерей управляемости в отрасли и облегчит коррупцию в УТГ.

УТГ не так знаменит и скандален, как другие предприятия нефтегазового комплекса. Но, его политическое значение сложно недооценить: именно УТГ управляет украинской газотранспортной системой (ГТС) и ее подземными хранилищами газа (ПХГ).

ПАО "Укртрансгаз" создано распоряжением Кабмина в 2012 году. Ранее УТГ был дочерней компанией "Натфогаза". В УТГ входит 14 структурных подразделений на правах филиалов, производственные объекты которых находятся во всех областях.

Основные виды деятельности компании: транспортировка природного газа потребителям, транзит газа в Европу, хранение газа в ПХГ, эксплуатация и сервисное обслуживание магистральных газопроводов, строительство и монтаж газопроводов высокого и низкого давлений.

Сеть УТГ состоит из 36 тыс. км магистральных газопроводов, более 70 компрессорных станций и 12 подземных хранилищ газа общей емкостью 30 млрд куб. м. 2015 год УТГ закончил с убытком 3,3 млрд грн, что в четыре раза больше убытка в 2014 году.

"Укртрансгаз" и его тайный устав

Новый Устав НАК "Нафтогаз" был утвержден вице-премьером – министром экономики Степаном Кубивым 9 сентября. В устав "Нафтогаза" добавлены несколько подпунктов в пункт 48, который определяет компетенцию общих сборов акционеров компании – то есть, Минэкономразвития.

Именно МЭРТ управляет акциями "Нафтогаза" после того, как Кабмин передал компанию этому ведомству, сняв ее с баланса Минэнергоугля в декабре 2015 года.

К полномочиям МЭРТ приданы три позиции:

  • решение вопросов управления оператором ГТС, избрание глав и членов Набсовета и правления оператора ГТС, принятие решений об отстранении их от полномочий и избрание лиц, которые временно будут исполнять эти полномочия,
  • утверждение и внесение изменений в устав оператора ГТС,
  • утверждение финансового плана (бюджета), бизнес-плана, инвестиционной программы оператора ГТС.

 

В результате МЭРТ вывел под свою исключительную компетенцию все вопросы управления "Укртрансгазом", хоть "Нафтогаз" и остался акционером компании.

Отдельно стоит отметить византийский способ изменения Устава: Степан Кубив переподчинил себе УТГ в тот момент, когда глава "Нафтогаза" Андрей Коболев был в командировке в Стокгольме (Швеция), представляя свою компанию в судебном споре с российским "Газпромом". В НАКе утверждают, что о грядущем внезапном переподчинении заранее не знали.

В то же время в отпуске была Юлия Ковалив – первый замминистра экономики, введенная в правительство бывшим главой Администрации президента Борисом Ложкиным.

Ковалив одновременно является главой наблюдательного совета "Нафтогаза". Она – "газовый" заместитель Кубива. К тому же у Ковалив хорошие отношения с главой "Нафтогаза" Андреем Коболевым.

Версия реформаторская

Разукрупнение Нафтогаза – действительно предусмотренная законодательством реформа. Она проводится в соответствии с так называемым Третьим энергетическим пакетом (ТЭП).

ТЭП – это набор директив Евросоюза в сфере поставок электроэнергии и газа. В его основе лежит принцип разделения производителя, поставщика и продавца для недопущения монополизма.

Вокруг разделения "Нафтогаза" идут долгие политические и юридические баталии. В целом есть консенсус о выведении из НАКа газопроводов и газовых хранилищ. Однако предыдущий министр энергетики Владимир Демчишин считал, что ТЭП требует отделения от НАКа и производителя газа – добывающей компании "Укргаздобыча". В НАК утверждают, что в этом нет необходимости.

Существующее единство подрывают вопросы личных амбиций, политических квот на распределение должностей и стремление контролировать теневые коррупционные потоки, которые долгое время генерировал нефтегазовый комплекс.

Глава набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук считает действия МЭРТ законными.

"Решение не нарушает никаких законов, распоряжений или постановлений. Напротив, оно как раз абсолютно законно. Минэкономики сегодня занимается структурными вопросами "Нафтогаза". Если не вникать в политическую сторону вопроса, то нужно было давно вывести как УТГ, так и "Укргаздобычу" из под "Нафтогаза". Это и есть реальная реформа. Такое требование всегда выдвигало Энергетическое сообщество и косвенно – Еврокомиссия. Это является частичным выполнением условий энергопакета", - считает эксперт.

Однако первый замглавы "Нафтогаза" Юрий Витренко в своем Facebook раскритиковал действия Степана Кубива.

витренко

Юрий Витренко/Фото: naftogaz.com

"Это не было "анбандлингом", то есть отделением оператора ГТС. Хотя бы потому, что министерство экономики сейчас руководит "Нафтогазом", и если оно теперь хочет управлять еще и УТГ, то это будет прямым нарушением Третьего энергопакета. Это не будет даже отвечать требованиям закона Украины "О рынке газа" относительно отделения оператора ГТС", - написал Витренко.

По его словам, есть утвержденный Кабмином, и согласованный с ответственными европейскими институтами план отделения оператора ГТС, который предусматривает "совсем другие действия".

Кроме того, представитель НАК сомневается в том, что УТГ станет более независимым от политиков, будучи подчиненным министерству напрямую.

"Это не было реализацией реформы корпоративного управления. Потому что эта реформа, наоборот, предусматривает ограничение политического вмешательства в деятельность государственных компаний", - утверждает Витренко.

Стоит отметить, что главный редактор сайта 104.ua Глина Панченко в своем Facebook сообщила, что Витренко сам надеялся возглавить УТГ после того, как компания выйдет из-под управления "Нафтогаза"

Сайт 104.ua – сервисный портал "Региональной газовой компании" Дмитрия Фирташа, которая управляет большинством локальных газораспределяющих компаний.

"Почему у руководства "Нафтогаза" случилась истерика? - задается вопросом Панченко. - Один из руководителей "Нафтогаза" Юрий Витренко мечтал возглавить УТГ, но его кандидатуру не одобрил Кабмин".

Версия закупочная

Возможно, что причина решения – вовсе не тонкости прочтения и понимания европейских директив, а банальное желание установить контроль над теневыми доходами и закупками.

"Это не часть реформы. Это желание порулить УТГ и его денежными потоками, уверен экс-член Нацкомиссии по регулированию энергетики (НКРЭКУ) Андрей Герус, - Кроме того, теперь это нарушает ТЭП. Всеми активами дальше управляет один орган – Минэкономразвития".

По словам эксперта, чтобы оценить последствия решения МЭРТ следует следить за тендерами УТГ. А с закупками в УТГ действительно не очень хорошо.

Как сообщал БЦ, в сентябре УТГ объявил тендеры на реконструкцию трех дожимных компрессорных станций (ДКС) суммарной ожидаемой стоимостью 4,12 млрд грн.

Примечательно, что такие работы в Украине выполняет лишь одно предприятие – Сумское машиностроительное НПО, входящее в группу "Энергетический стандарт" бизнесмена Константина Григоришина.

Кроме того, в августе Госаудитслужба выявила финансовые нарушения УТГ на сумму 580 млн грн. Из них убытки – на 28 млн грн. Ревизия охватила период деятельности УТГ с июня 2014 по декабрь 2015 года.

"Несмотря на значительное увеличение тарифов на транспортировку газа и услуги по его хранению, ПАО "Укртрансгаз" по результатам 2015 года получило убыток на сумму 4,7 млрд грн при запланированном показателе чистой прибыли размером 5,7 млрд грн", - говорится в акте Госаудитслужбы.

Главной причиной убыточности в 2015 году Госаудитслужба называет увеличение "Укртранснгазом" суммы амортизационных отчислений на 13,2 млрд грн без внесения изменений в финплан, чем были нарушены требования Хозяйственного кодекса.

Директор Центра исследований энергетики Александр Харченко считает версию борьбы за закупки основной.

"Проведенный недавно аудит выявил многочисленные нарушения. После этого старая гвардия УТГ резко инициировала перевод УТГ под МЭРТ. С моей точки зрения, ситуация с прозрачностью ухудшается. Сейчас их хотя бы контролирует НАК и заставляет идти в Прозорро. А теперь могут пойти обратные процессы", - говорит Харченко.

Версия политическая

Есть много признаков того, что вопрос не столько в реформах, сколько в переделах политических квот.

Андрей Коболев и прочие менеджеры "Нафтогаза" получили должности по квоте экс-премьера Арсения Яценюка. После его отставки, окружение президента Петра Порошенко методично выдавливает его людей с потоков – с административных должностей, регионов, предприятий.

коболев

Андрей Коболев/Фото: naftogaz.com

За последние недели ушел последний губернатор от "Народного фронта" – возглавлявший Николаевскую область Вадим Мериков. Его сменил нардеп от БПП Алексей Савченко.

Отстранен от управления Одесским припортовым заводом (ОПЗ) Сергей Перелома, который работал в компаниях экс-депутата Николая Мартыненко, соратника Яценюка. Перелому в ОПЗ сменил Александр Визир, помощник народного депутата от БПП Игоря Кононенко, который является близким соратником президента.

В этом ключе переход УТГ под контроль людей Порошенко из МЭРТ выглядит просто еще одним звеном в цепи событий. Как известно, Кубив также пришел в правительство по квоте БПП.

"Если смотреть через призму нашей политики, то таким образом у Коболева "забирают" УТГ, которое будет теперь ближе к людям президента. Это же будет касаться и "Укргаздобычи", - уверен Юрий Корольчук.

Угроза отопительному сезону

В НАК считают, что последствия переподчинения могут быть катастрофическими.

"Это решение ставит под угрозу выполнение Плана реформы корпоративного управления "Нафтогаза", под реализацию которого был получен кредит ЕБРР $300 млн на закупку газа, - сообщает пресс-служба "Нафтогаза". - Вследствие неправомерных действий руководства МЭРТ под угрозой теперь оказалось кредитное соглашение со Всемирным банком на сумму $500 млн, необходимых для стабильного прохождения отопительного сезона 2016-2017 годов".

Разделяют обеспокоенность и кредиторы.

"Информация в СМИ об изменении МЭРТ устава НАК "Нафтогаз" и передаче его "дочки" - "Укртрансгаз" - в управление МЭРТ является очень серьезным поводом для беспокойства, - заявил агентству "Интерфакс-Украина" старший советник Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Антон Усов. – Мы ожидаем, что наши партнеры будут полностью выполнять свои обязательства по корпоративной реструктуризации, согласованные ранее. Если наши опасения подтвердятся, то это очень серьезное событие".

Эксперты сомневаются в таких трагических последствиях для компании.

"На УТГ переподчинение не должно повлиять вообще. Как работали, так и будут работать. Больше денег будет у УТГ, "Нафтогаз" обеднеет, - размышляет Юрий Корольчук. – Плюс, власти надо же также двигаться в сторону создания отдельной компании, которая может создать СП с европейцами или Штатами. Нарушение принципов корпоративного управления OECD, о котором говорят в "Нафтогазе", вообще не играет роли. И на кредиты для "Нафтогаза" это никак не повлияет".

Также в "Нафтогазе" говорят о том, что решение МЭРТ может повлиять на судебный спор "Нафтогаза" с "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже. Якобы, "Нафогаз" вошел в судебный процесс вместе со всеми своими активами - "Укртрансгазом" и "Укргаздобычей". Изменение структуры компании может дать "Газпрому" лишний повод оспаривать иск. Впрочем, нужно отметить, что после изменения Устава "Нафтогаза" акции УТГ продолжают находится в его собственности.

Цель реформы, о которой говорят и в "Нафтогазе", и в МЭРТ, и в Минэнерго, именно в устранении политического влияния на компании. В УТГ должен быть независимый набсовет и правление. Теоретически, ни Кубив, ни Коболев не должны иметь возможности вмешиваться ни в техническую, ни в закупочную деятельность предприятия.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3011681
 
 
 вверх