Власть, Энергетика
  6220  0

 Почему "Укртранснафта" не может использовать свои нефтепроводы

Максим Гардус

"Укртранснафта" пытается реализовать поставку нефти на Кременчугский НПЗ Игоря Коломойского. Мешает распоряжение Кабмина, заставляющее компанию согласовывать эти действия с правительством.

укртранснафта

Морской нефтяной терминал "Южный"/Фото: ukrtransnafta.com

ПАО "Укртранснафта" (УТН) – наследник украинской части единой союзной системы нефтепроводов, обеспечивавшей поставки нефти в страны Европы.

Система магистральных нефтепроводов диаметром от 159 до 1220 мм общей протяженностью 4,7 тыс. км проходит по территории 19 областей страны.

В нее входят несколько подразделений. "Магистральные нефтепроводы "Дружба" обеспечивают транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам на НПЗ Дрогобыч и Надвирна, а также транзитом в страны Европы.

"Приднепровские магистральные нефтепроводы" обеспечивают Лисичанский, Кременчугский и Херсонский НПЗ, а также транзит в направлении бассейна Черного моря.

"Южные магистральные нефтепроводы" занимаются перевалкой нефти для ее дальнейшей транспортировки морским путем в страны Европы.

укртранснафта

Главное направление деятельности УТН – прокачка транзитной нефти. В 2016 году планируется прокачка в режиме транзита 15 млн тонн нефти. Тариф на прокачку нефти из России сейчас составляет около 1 евро за тонну на 100 км.

Особых перспектив роста транзита нет, так как восточноевропейские НПЗ получили доступ к импорту ближневосточной нефти, конкурентной по цене и качеству.

В такой ситуации компания вынуждена приложить максимальные усилия для удержания и развития транзита.

В этом году УТН планирует ввести в эксплуатацию простаивавшую нитку "Дружбы". Для этого нужно завершить ремонт некоторых участков и найти трейдера, который предоставит 125 тыс. тонн нефти Urals (сибирская нефть) для заполнения законсервированного участка.

В этом же году, кроме реконструкции нефтепровода "Дружба", запланировано строительство двух резервуаров нефти емкостью по 50 тыс. тонн в Бродах.

укртранснафта

Особое внимание будет уделено проектированию расширения Морского нефтяного терминала "Южный". УТН планирует построить дополнительные мощности для перевалки светлых нефтепродуктов в порту "Южный".

Предполагается увеличение резервуарного парка на 160 – 180 тыс. тонн под светлые и темные нефтепродукты, а также строительство железнодорожной эстакады и дополнительной масляной котельной.

Компания хочет обеспечить возможность перевалки светлых и темных нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на борт судна и наоборот.

Сейчас в УТН есть один прибыльный филиал – транзитный нефтепровод "Дружба" и два убыточных – внутренние "Приднепровские магистральные нефтепроводы" и "Южные магистральные нефтепроводы".

Улучшило положение то, что Нацкомиссия по регулированию рынка энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) повысила тариф на прокачку.

С 1 июля 2015 года тарифы на транспортировку нефти трубопроводами УТН по инициативе нового руководства госкомпании были повышены в 4-8 раз.

Нужны импортные поставки

Внутри страны нефть прокачивается только на один действующий НПЗ – Кременчугский, который принадлежит компании "Укртатнафта" Игоря Коломойского.

Прокачка нефти на этот завод зависит не только от экономических факторов. Например, казахскую нефть из южных портов на Кременчуг везут по железной дороге из-за того, что "Укртатнафта" хочет сохранить качество нефти. Сейчас в нефтепроводе находится нефть марки Urals, которая сернистей, чем казахская.

Для того чтобы увеличить прокачку по нефтепроводам УТН необходимо вытеснить находящуюся в "Дружбе" нефть марки Urals и заменить ее на более качественный ресурс.

Однако на пути развития внутренних прокачек стало неожиданное препятствие – позиция Министерства финансов.

До сих пор действует распоряжение №1483 от 2009 года, блокирующее все коммерческие операции с технологической нефтью.

"Минэнерго обеспечить проведение НАК "Нафтогаз" и ПАО "Укртранснафта" коммерческих операций с нефтью и природным газом, который используется для производственно-технических потребностей, по согласованию с Кабмином", - сказано в тексте распоряжения.

Замену одного сорта нефти на другой Минфин считает именно коммерческой операций.

"Укртранснафта" настаивает на том, что операция чисто технологическая. В компании ссылаются на то, что речь идет не о продаже ресурса, а о его замене.

Летом Минэнергоугля обратилось к Минфину с просьбой согласовать изменения в распоряжение от 2009 года.

В середине августа замминистра финансов Сергей Марченко, в ответе на письмо Минэнергоугля, откащал в согласовании, сославшись на "недостаточность правового обеспечения".

укртранснафта

БизнесЦензор обратился в Минфин с просьбой прокомментировать отказ от согласования изменений в устаревший нормативный акт. На момент выхода публикации ответа не последовало. БЦ готов опубликовать позицию министерства, если она появится.

О том, зачем необходимы изменения в распоряжение Кабмина и что это даст госкомпании, БизнесЦензор рассказа руководитель "Укртранснафты" Николай Гавриленко.

гавриленко

Фото: Кирилл Тигай

- Зачем нужно отменять постановление?

- Отмена постановления нужна для упрощения производственной деятельности, создания условий для эффективного и максимально оперативного реагирования на изменения ситуации на рынке нефтетранспортных услуг, решения связанных с этим задач по транспортировке разных сортов нефти, в том числе путем замещения в системе магистральных нефтепроводов одного сорта технологической нефти на другой сорт.

Постановление было принято еще в 2009 году. С того времени произошли существенные изменения в маршрутах поставок нефти в регионе. Россия, последовательно придерживаясь своей энергетической стратегии, реализовала ряд нефтетранспортных проектов в обход транзитных стран (БТС-2, ВСТО и др.), из-за чего Украина, Беларусь и Польша потеряли часть транзитных объемов нефти, которые были перенаправлены Россией на свои новые экспортные направления.

Чтобы сформировать экономически выгодные маршруты, альтернативные российским, нужно оперативно замещать один сорт нефти в трубе на другой. Но оперативность не может быть достигнута из-за действующего порядка, когда каждая коммерческая операция должна быть согласована с Кабмином. Мы обратились с просьбой внести соответствующие изменения в распоряжение Кабмина №1483.

- Что это даст УТН?

- Это позволит организовать полноценную деятельность, будет содействовать оперативному упреждению и недопущению остановки производственных процессов в сегодняшних сложных условиях на рынке транспортировки энергоносителей.

- Сколько нефти в год можно прокачать для Кременчугского НПЗ?

- Если говорить о российской нефти, то мощности системы позволяли бы потенциально поставить в Кременчуг до 18 млн. тонн в год. Однако российская нефть не поставляется туда с 2007 года.

Сейчас на КНПЗ поставляется украинская нефть по трубопроводу "Глинско-Розбышевская-Кременчуг", который может обеспечить прокачку до 4 млн тонн в год.

УТН заинтересована и неоднократно подтверждала готовность обеспечить транспортировку необходимых объемов нефти. Мы исходим из того, что в этом в равной степени был бы заинтересован и Кременчуг в силу очевидной конкурентоспособности таких поставок в сравнении с другими видами транспорта.

Но ключевым вопросом остается окончательное урегулирование вопроса возврата технологической нефти, находящейся в резервуарах Кременчугского НПЗ

У нас достаточно мощности на Морском нефтяном терминале (МНТ) "Южный". С учетом мощности системы на отдельных участках мы можем доставить до Кременчуга из бассейна Черного моря, до 6,3 млн тонн в год.

- А такой объем может принять порт?

- Проектная мощность МНТ по приему и перевалке нефти – до 14,5 млн тонн в год с возможностью расширения до 45,0 млн тонн в год.

Дедвейт танкеров составляет до 150 тыс. тонн с максимальной осадкой 13,8 м. Емкость резервуарного парка терминала – 200 тыс. кубометров с возможностью расширения до 600 тыс. кубов.

- Столько нефти есть у Азербайджана?

- Мы уже имели опыт прокачки азербайджанской нефти из Одессы на Кременчуг. Азербайджан неоднократно на официальном уровне заявлял о наличии необходимого ресурса нефти для поставок в Украину в соответствии с потребностями украинских НПЗ, а также для ее транзита в страны Европы.

Для понимания: в 2015 году в Азербайджане было добыто 41,6 млн. тонн нефти.

- Какую это принесет прибыль?

- Если говорить о Кременчугском НПЗ, то тарифы утверждены НКРЭКУ и находится в открытом доступе. Это позволяет оценить потенциальные поступления в зависимости от объемов прокачки нефти.

Если говорить о транзитных маршрутах, то объем потенциальных финансовых поступлений будет зависеть от конкретных объемов и направлений транспортировки нефти, а также сроков действия соответствующих контрактов.

- Сейчас южные нефтепроводы простаивают. Во сколько обходится их содержание?

- Действительно, вследствие остановки работы большей части украинских НПЗ (из шести существующих работает только один – Кременчугский) некоторые участки украинской нефтетранспортной системы, которые проектировалась, в том числе, для снабжения нефтяным сырьем украинских заводов, на сегодняшний день временно выведены в режим безопасного содержания.

К тому же ситуацию осложняет отсутствие доступа к части системы, которая находится в непосредственной близости к зоне АТО, и к которой компания фактически не имеет доступа.

Но нельзя говорить о полной остановке деятельности этих нефтепроводов. Они продолжают осуществлять определенные виды операционной деятельности и предоставлять ряд услуг.

Улучшение ситуации будет обеспечиваться в рамках реализации стратегии компании на диверсификацию ее бизнеса и в контексте формирования и реализации государственной политики возрождения украинской нефтеперерабатывающей отрасли.

- Куда вы денете старую нефть? Кому ее продадите и по какой цене?

- Мы рассматриваем различные варианты замещения технологической нефти на тех участках, где это необходимо.

К примеру, на сегодняшний день для повышения надежности транзита нефти и снижения эксплуатационных затрат необходимо заполнить нефтью сорта Urals одну из двух ниток системы нефтепроводов "Дружба" на участке "Мозырь – Броды", из которой ранее была вытеснена нефть сорта Azeri ligt (азербайджанская нефть – БЦ).

- А у вас есть деньги на закупку новой технологической нефти?

- Для закупки нового сорта технологической нефти будут использоваться средства, вырученные от замены объемов сорта нефти, вытесненного из соответствующего участка нефтепровода. Фактической покупки не будет – будет компенсироваться разница в стоимости, в зависимости от сорта и котировок.

Если рассматривать ситуацию с поставками казахской нефти в Кременчуг из Одессы железнодорожным транспортом, то отказ НПЗ от наших услуг связан именно с проблематикой наличия в нефтепроводе "Укртранснафты" до "Укртатнафты" около 300 тыс. тонн нефти сортов Urals и Azeri.

К примеру, мы договариваемся о возобновлении поставок нефтепроводом, на входе в Одессе получаем танкер нефти сорта СРС (каспийская нефть – БЦ), а на входе на НПЗ выдавливаем нефть сначала Urals, потом Azeri. Для получения на входе на завод нефти СРС необходимо поставить минимум 4 танкера для замещения нефти в трубопроводе.

Нефть СРС по экономике переработки гораздо эффективнее. И возникает логичный вопрос компенсации, который заблокирован действующим на сегодня распоряжением Кабмина, которое мы пытаемся изменить.

А без урегулирования этого вопроса нефтепровод стоит, мы несем десятки миллионов затрат на его содержание, а компания и государство не получает дохода от транспортировки.

- Почему, по-вашему, Минфин против?

- По нашему мнению, это обычный сабботаж со стороны чиновников.

Минфин, ссылаясь на статью 7 закона Украины "О трубопроводном транспорте", имеет в виду отчуждение основных фондов. Хотя фактически речь идет не об отчуждении, а о необходимости замены в определенных участках нефтепроводов одного сорта технологической нефти на другой, который будет прокачиваться по этому участку в дальнейшем без уменьшения фактического количества технологической нефти.

Кроме того, следует акцентировать внимание на том, что для продажи технологической нефти либо ее переработки нам в любом случае необходимо будет получить разрешение Кабмина на отчуждение согласно Закону, так как технологическая нефть у нас отражена в качестве основных фондов.Источник: https://biz.censor.net.ua/r3009868
 
 
 вверх