Ритейл, Инвестиции
  2742  0

 Как сократится наружная реклама в столице

Андрей Ольшевский

Согласившись уменьшить число наружных рекламных носителей на треть, операторы киевского рынка пытаются сохранить монополию на выгодные места. Чиновники же настаивают на аукционах, где не редко выигрывают "свои".

реклама

Фото: kievvlast.com.ua

Какой может быть согласованная Дорожная карта модернизации отрасли в Киеве, выяснял БизнесЦензор.

Как очистить столицу от засилья наружной рекламы, городские власти и представители рынка активно обсуждают с весны этого года. Сокращение общего числа рекламных носителей, переход к малоформатной рекламе, стандартизация и повышение качества объектов - такие стратегические планы поддерживают обе стороны переговорного процесса.

На данный момент и город, и бизнес выступают за создание паспортов улиц, с указанием, где и какие рекламные носители должны быть размещены. Однако, договориться о том, как эти реформы должны реализовываться на практике оппонентам пока не удается.

"Рынок уже идет путем самореформирования. Согласно разработанной нами Дорожной карте, операторы собственными силами проводят сокращение числа рекламных носителей пропорционально своим долям и стандартизируют оставшиеся. Результаты такой реформы киевляне увидят уже в этом году", - говорит глава Ассоциации наружной рекламы Оксана Полищук.

По мнению профильного заместителя председателя КГГА Алексея Резникова, такая схема - попытка операторов монопольно договориться.

"Для того чтобы на рынке воцарилась справедливость, должна заработать система конкурсного отбора. Но мы не революционные матросы. Поэтому досрочно ничего отнимать у операторов не будем. Если у оператора есть все законные основания, есть разрешение, то достоит до срока его истечения. Незаконные конструкции демонтируются безапелляционно", - говорит чиновник.

По его словам, к 2018 году истечет срок действия 65% выданных ранее разрешений на размещение. К тому моменту власти обещают прописать условия конкурса и разработать всю необходимую для его проведения нормативно-правовую базу.

По зебре

Фактически, переходный период для рынка наружной рекламы уже наступил. С января этого года киевская власть перестала продлевать разрешения на размещение наружной рекламы.

Согласно изменениям в Типовые правила размещения внешней рекламы, вступившим в силу с 19 января, на данный момент процедура продления исключена. При этом, по информации и.о. директора КП "Киевреклама" Александра Смирнова, сейчас на согласовании на продление разрешений находится около 1,4 тысячи документов, которые были поданы до 19 января.

Сегодня в адресной базе рекламных носителей "Киеврекламы" значится более 15,5 тысяч конструкций, установленных с разрешением и 3,7 тысяч объектов - без разрешения.

реклама

Источник: icoa.org.ua

"В начале года последних было куда меньше. К сожалению, сюда попали и объекты, разрешение на которые просто подошло к концу. Один из ключевых моментов переговоров с городом - это решение вопроса с продлением", - поясняет Оксана Полищук.

По информации КП "Киевреклама", на данный момент уже подготовлены проекты распоряжений на аннулирование разрешений на размещение 950 рекламных средств.

Некоторым предпринимателям чиновники предлагают более компромиссный вариант решения - подписать договор, в котором есть пункт о том, что оператор может стоять до разработки комплексной схемы улицы, но не более пяти лет - стандартного для Киева срока разрешения.

"Около двух сотен таких разрешений уже пошли на визирование. На практике это значит, что если схема улицы будет подготовлена через два года, то ровно через два года предприниматель уйдет добровольно. Но часть операторов продолжает настаивать на пяти годах", - говорит зам мэра Алексей Резников.

Ближе к сити

"Исторически сложилось так, что у нас развитие рынка наружной рекламы началось с билборда - формата, изначально не рассчитанного на городскую среду. Это формат больше подходит для трасс и широких проспектов. И сегодня в Киеве такой дальнобойной рекламы очень много", - говорит директор Doors Consulting Cергей Смоляр.

Согласно данным Doors Consulting, в целом в 2015 доля бордов в Киеве составила 59% от общего числа носителей. При этом сити-лайт занял лишь 23%.

В целом, новая концепция размещения "наружки" сохранит присутствующий ныне принцип зональности: в первой зоне реклама ограничится сити-форматами, а на окраинах будут разрешены не только билборды, но и брендмауэры, занимающие иногда целые фасады домов. При этом переходы от одной к другой зоне станут менее заметны.

"Если вы спускаетесь от "Дружбы народов" к мосту Патона, посмотрите налево - там все чистенько. Тогда как по правой стороне - от бордов рябит в глазах. По какой причине так некорректно была проведена граница между двумя зонами? То ли по глупости, то ли не обошлось без коррупционной составляющей, не знаю. Однако такого мы больше не допустим", - обещает Резников.

реклама

Источник: icoa.org.ua

Согласно плану киевской мэрии, теперь на стыке двух зон будут действовать правила "более чистой" из них. Именно там операторы, в первую очередь, и лишатся большей части носителей.

Во всех зонах сократится расстояние между конструкциями, что также приведет к демонтажу части объектов. Так, расстояние между сити-лайтами будет не меньше, чем 40 м, а между билбордами - 150 м.

Также город не планирует продлевать разрешения на объекты, которые располагаются ближе, чем в 20 метрах от перекрестков, пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.

В этом вопросе чиновники ссылаются на транспортное законодательство, согласно которому остановка в этой зоне строго запрещена, в то время как обслуживающая техника автоматически нарушает эту норму.

При этом под прямой запрет попадают лишь некоторые форматы. В частности - перетяжки над дорогами, так называемые троллы, и реклама на опорах освещения и столбах - холдеры.

Впрочем, за последние два года городом были подписаны распоряжения на выдачу аж 960 разрешений на размещение не наземной рекламы. В том числе и рекламы на опорах освещения.

Все на месте

В 2016 году поступления от наружной рекламы в киевский бюджет уже превысили 68 млн грн. По оценке Оксаны Полищук, на данный момент лишь 7% столичного рынка наружной рекламы остается в тени. Средний показатель по Украине составляет 15%.

"Такого эффекта удалось добиться, не в последнюю очередь, благодаря совместной работе КП и Ассоциации. В прошлом году, например, с нашей стороны мы давали людей, чтобы оперативно провести инвентаризацию и частично помогали техникой для проведения демонтажа самовольно установленных объектов", - говорит Полишук.

В целом, в 2015 году было демонтировано свыше 3,8 тысяч незаконных рекламных конструкций. В текущем году этот показатель составил около 1,4 тыс.

Благодаря планируемым реформам на столичном рынке, общее число "наружки" может снизиться на треть, уверена Оксана Полищук. Но для этого все участники процесса действовать сообща.

"Мы готовы к сокращению сети на 30%, что в перспективе, повысит рентабельность бизнеса. Но, этот процесс не может быть односторонним, его должны поддержать все: и город, и бизнес. В противном случае, на наши места сразу же станут другие игроки", - говорит Юрий Чаруха, директор компании BigBoard, одного из лидеров рынка.

реклама

Источник: icoa.org.ua

Каким образом будет происходить снижение числа наружных носителей - путем пропорционального снижения долей существующих операторов, как настаивает бизнес, или постепенное очищение города по мере того, как будут истекать сроки выданных ранее разрешений - станет известно уже в ближайшее время.

"Я надеюсь, что в течение двух-трех недель нам удастся согласовать с властями Дорожную карту и подписать меморандум", - говорит Оксана Полищук.

По ее словам, если власть пойдет в этом вопросе навстречу бизнесу, то первыми улицами, на которых будет снижено число носителей и стандартизированы оставшиеся, станут Мечникова и Бассейная, Кловский и Днепровский спуски, бульвары Леси Украинки и Тараса Шевченко, Петровская аллея, аллея Героев Крут и Парковая дорога.

Игроки рынка не отрицают, что в целом, проведение инвестиционных конкурсов, тендеров или электронных торгов, которые предлагает город, это европейский путь развития.

Внедрять данные инструменты можно будет тогда, когда, во-первых, будет прописана прозрачная нормативно-правовая база, а во-вторых, улучшится экономическая ситуация в стране.

Какая бы модель не была реализована, передела рынка в Киеве не предвидится.

"Лидеры отрасли, которым сегодня принадлежит примерно половина носителей, своих позиций в любом случае не потеряют. А некоторое укрупнение пойдет рынку даже на пользу. Если в развитых странах число игроков, как правило, ограничивается десяткой, то у нас их более тысячи. Это ненормальное явление", - считает консалтер Cергей Смоляр.

Главное, говорит он, чтобы проводя реформы, город никому из игроков не давал преференций и поддерживал диалог с владельцами конструкций. В противном случае эта попытка вернуть столице европейское лицо провалится, как и все предыдущие.

Источник: https://biz.censor.net.ua/r3005517
 
 
 вверх