Регуляторная политика
  166  0

 НБУ и Всемирный банк готовят изменения в порядок урегулирования неплатежеспособности банков

Национальный банк Украины и Фонд гарантирования вкладов физических лиц при поддержке Всемирного банка усовершенствуют механизмы урегулирования неплатежеспособности банков.

Об этом говорится в сообщении НБУ, передает БизнесЦензор.

Такой шаг сделан для гармонизации отечественного законодательства с нормами евродиректив, в частности, Директивы 2014/59/ЕС о восстановлении платежеспособности и урегулирования неплатежеспособности банков (Bank Recovery and Resolution, BRRD), что является обязательством Украины в соответствии с Соглашением об Ассоциации с ЕС.

Реализация Директивы BRRD предусматривает концептуальное совершенствование подхода к восстановлению деятельности и урегулирования неплатежеспособности банков в Украине, что потребует законодательных изменений.

Рабочая группа в составе представителей Национального банка Украины, Фонда гарантирования вкладов физических лиц и Всемирного банка предложила ключевые меры для улучшения текущего законодательства и приведение нормативной базы в соответствие Директивы BRRD, которые изложены в Записке с основными рекомендациями.

Этот документ освещает основные аспекты будущего механизма возобновления деятельности и урегулирования неплатежеспособности банков, введение которого в первую очередь позволит усилить финансовую стабильность и уменьшить потенциальную потребность в государственной поддержке банковского сектора.

"В течение банковского кризиса 2014-2016 годов успешные операции по восстановлению платежеспособности банков были редкими. Этот процесс был невозможен из-за отсутствия необходимых полномочий у регулятора с раннего вмешательства и слишком поздних триггеров признание банков проблемными" и "неплатежеспособными". Именно поэтому нужно усовершенствовать режим восстановления деятельности и урегулирования неплатежеспособности банков с целью лучшей готовности к потенциальных финансовых вызовов и создание мощных государственных механизмов антикризисного управления", – отметила первый заместитель председателя НБУ Екатерина Рожкова. 

Так, одной из мер предусматривается внедрение механизма перспективного планирования восстановления и урегулирования банков. В частности, от банков будет требоваться разработка планов восстановления деятельности (recovery plan) в течение соответствующего переходного периода с установлением упрощенных требований к таким планам для небольших банков.

При этом Фонд гарантирования будет разрабатывать планы урегулирования неплатежеспособности (resolution plan). Введение перспективного планирования, механизма раннего вмешательства позволит обеспечить настоящую восстанавливаемость банков ограничить использование средств налогоплательщиков во время урегулирования неплатежеспособности банков и соответственно предупредить неблагоприятное влияние на финансовую стабильность в целом.

Кроме того, предлагается ввести механизм раннего выявления проблем в банках и обеспечить возможность немедленного принятия восстановительных мер. Изменения в законодательной базе наделят НБУ полномочиями принимать меры раньше – на стадии, когда банк выполняет нормативы, но его количественные и качественные показатели указывают на ухудшение или вероятное ухудшение финансового состояния. Такими мерами могут стать требование о частичном/полном отстранении или замене руководства банка, внесение изменений в организационную структуру банка или стратегии его деятельности.

Текущие стадии "проблемного банка" и "временной администрации" предлагается объединить в новый этап во время применения Национальным банком мер раннего реагирования. Это позволит НБУ принимать меры в то время, когда банк еще не стал неплатежеспособным. Предполагается, что немедленное принятие мер по урегулированию предоставит Фонду гарантирования больше возможностей для рассмотрения альтернативных по отношению к ликвидации банков подходов.

В частности, предлагается усовершенствовать инструментарий урегулирования неплатежеспособности. Обновленная законодательная база должна предусматривать возможность осуществления урегулирования неплатежеспособности банка, пока он еще функционирует, и обеспечение выполнения им критически важных функций. Со временем механизм урегулирования должен осуществляться без привлечения государственных средств – например, путем обязательного списания и конверсии инструментов капитала или путем операции "бэйл-ин" – конверсии в капитал банка его обязательств, в частности, перед институциональными кредиторами банка по межбанковским займам и перед держателями долговых инструментов. В то же время такой инструмент, как переходный банк, мог бы использоваться, в отдельных случаях, в течение непродолжительного периода, когда вероятность нахождения покупателя является высокой.

"Согласно международной практике, обновленный механизм урегулирования неплатежеспособности позволит снять с плеч налогоплательщиков бремя основных расходов, поскольку эффективность данного механизма заключается в первоочередном поглощении убытков от неплатежеспособности банка его акционерами. Кроме того, по новым механизмам, приведенным в соответствие с директивой BRRD, предусматривается усиление процесса обмена информацией между НБУ и Фондом гарантирования. Обмен должен осуществляться в режиме реального времени или максимально приближенном к нему режиме, что позволит Фонду владеть всей информацией", – объяснил заместитель директора-распорядителя Фонда Андрей Оленчик. 

"Приведение украинского законодательства в соответствие с Директивой о восстановлении платежеспособности и урегулирования неплатежеспособности банков в Европейском союзе поможет Украине обеспечить упорядоченное урегулирования неплатежеспособных банков с минимальным влиянием на экономику и государственные финансы", – заявила директор Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Украины.Сату Кахконен.

Источник: https://biz.censor.net.ua/n3118449
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх