Финансы
  533  0

 Нацбанк рекомендовал усилить контроль за легализацией "грязных" денег с помощью ОВГЗ

Национальный банк Украины (НБУ) рекомендовал банкам уделять больше внимания мониторингу финансовых операций клиентов с ценными бумагами, в том числе облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ), номинированным в иностранной валюте, характер которых может свидетельствовать о легализации "грязных" денег.

Соответствующие рекомендации были предоставлены в письме Национального банка, направленном банкам 4 марта, передает БизнесЦензор со ссылкой на пресс-службу регулятора.

"Речь идет о так называемых циклических операциях, особенностью проведения которых является покупка юридическими лицами по более высокой цене и продажа по более низкой (то есть с убытком) ОВГЗ с одинаковым ISIN-кодом в течение короткого промежутка времени, в том числе одного рабочего дня", – сказано в сообщении.

Как пояснили вНБУ, указанная схема может реализовываться через финансовых посредников на фондовом рынке и происходить в несколько этапов.

На первом этапе брокер, действуя от своего имени за счет и по заказу юридического лица, покупает у банка пакет ОВГЗ, дальше он продает, а другой брокер покупает указанный пакет ОВГЗ по цене ниже приобретения (но в пределах рыночных цен), действуя по счет и по заказу физического лица.

Далее этот же пакет ОВГЗ вновь по большей цене выкупает первый брокер, действующий от своего имени, но за счет и по заказу юридического лица, в дальнейшем он снова перепродает пакет ОВГЗ в пользу физического лица по более низкой цене, а физическое лицо осуществляет его дальнейшую продажу банка по более привлекательной цене. В результате таких циклических операций физическое лицо получает инвестиционный доход, а юридические лица – инвестиционный убыток в таком же размере.

"Такая схема получения инвестиционной прибыли используется клиентами банков, в частности, украинскими публичными деятелями, близкими и связанными с ними лицами с целью искусственного формирования доходов и дальнейшей их легализации во время декларирования", – отмечается в сообщении.

В НБУ указали, что индикаторами рискованности таких операций является отсутствие экономического смысла, покупка ценных бумаг на слишком короткий срок, цикличность транзакций, связанность участников и наличие у них, среди прочего, признаков фиктивности, а также получение одной стороной регулярных убытков, а другой – регулярных доходов, размер которых существенно превышает сумму инвестиций.

"Для предотвращения подобных схем банки должны всесторонне анализировать финансовые операции по купле-продаже ОВГЗ, в частности, тщательно изучать своих клиентов, отдельно брокеров, осуществляющих такие операции по заказу юридических лиц, анализировать условия договоров купли-продажи ценных бумаг и брокерские отчеты о клиентских операциях, выяснять источники происхождения средств физических лиц, которые их приобретают, с использованием риск-ориентированных подходов", – подчеркивается в сообщении.

В НБУ добавили, что в случае выявления операций, направленных на легализацию "грязных" денег, банки должны отказываться от проведения таких транзакций и обслуживания клиента, а также сообщать об этих случаях уполномоченные государственные органы. В то же время усиление финансового мониторинга с целью выявления схем не должно создавать препятствия для легальных операций бизнеса и населения по приобретению ОВГЗ.

Национальный банк также сообщил банкам, что в описанных схемах финансовых операций по купле-продаже ОВГЗ участвуют профессиональные участники фондового рынка, которые ненадлежаще исполняют обязанности субъектов первичного финансового мониторинга. Национальный банк направит информацию о выявленных схемах с их участием Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Читайте также: Столичные чиновники указали в декларациях подарки на миллионы гривен. ВИДЕО

Как сообщалось, на минувшей неделе Конституционный суд Украины признал неконституционной статью Уголовного кодекса о незаконном обогащении должностных лиц, так как ее положения нарушают презумпцию невиновности.

Статья 368-2 Уголовного кодекса Украины "незаконное обогащение" гласит, что приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, законность оснований приобретения которых не подтверждена доказательствами, а также передача им таких активов любой другому лицу наказываются лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества. Эти деяния, совершенные должностным лицом, занимающим особо ответственное положение, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет с конфискацией имущества.

Напомним, в декабре 2017 года 59 народных депутатов обратились в Конституционный суд с просьбой признать неконституционным привлечение чиновников к уголовной ответственности за незаконное обогащение.

Представителем группы инициаторов был указан депутат Верховной Рады Павел Пинзеник ("Народный фронт"). Кроме него, среди инициаторов значатся депутаты Максим Поляков и Евгений Дейдей ("Народный фронт"), подозреваемые в незаконном обогащении и получении неправомерной выгоды.

Инициаторы просили КС безотлагательно (в течение месяца) рассмотреть представление и признать неконституционной ст. 368-2 (незаконное обогащение) Уголовного кодекса. По мнению нардепов, эта статья УК Украины нарушает положения Конституции, в том числе ст. 62 Основного закона, которая запрещает обосновывать обвинение на допущениях и освобождает лицо от обязанности доказывать свою невиновность.

Источник: https://biz.censor.net.ua/n3114825
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх