Власть, Регуляторная политика, Энергетика
  1176  3

 Рада одобрила отсрочку введения аукционов для солнечных и ветровых станций Ахметова

Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона "О внесении изменений в некоторые законы относительно создания конкурентных условий для предоставления государственной поддержки объектам возобновляемой энергетики".

Как передает БизнесЦензор, за принятие соответствующего законопроекта №8449д за основу в редакции парламентского комитета со второй попытки проголосовали 227 народных депутатов.

В проголосованной версии законопроекта предложено установить, аукционы по распределению квоты государственной поддержки объектов альтернативной энергетики вводятся с 1 января 2020 года, тогда как ранее профильный парламентский комитет предлагал ввести их с 1 июля 2019 года.

Кроме того, законопроектом предложено определить, что такие аукционы с 2020 года будут проводиться только для проектов ветровых электростанций (ВЭС) мощностью более 20 МВт и проектов по другим видам ВИЭ мощностью более 10 МВт.

С 2021 года этот показатель будет снижен для других ВИЭ до 5 МВт, а с 2023 года аукционы станут обязательными для всех проектов ВЭС мощностью более 3 МВт (за исключением одной ветротурбины) и проектов по другим видам ВИЭ мощностью более 1 МВт.

При этом существующая система поддержки "зелеными" тарифами будет действовать до 2030 года и будет распространяться на производителей, которым уже ранее установлен "зеленый" тариф, а также на компании, которые успеют до 1 января 2020 года построить и ввести в эксплуатацию объекты электроэнергетики (независимо от установленной мощности объекта и вида ВИЭ).

Также действующие тарифы закреплены для компаний, которые до 31 декабря 2019 года подпишут предварительный договор купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу с ГП "Энергорынок", построят и введут соответствующие объекты в эксплуатацию в течение двух лет (для СЭС) и трех лет ( для других видов ВИЭ).

При этом в пояснительной записке к документу сами авторы законопроекта признают, что нынешний высокий уровень "зеленого" тарифа в Украине, особенно тарифа для солнечных электростанций (СЭС) создает избыточную ценовую нагрузку для потребителей электрической энергии, которая будет в дальнейшем стремительно расти с вводом в эксплуатацию новых электростанций.

Так, в 2017 году объем отпущенной производителями по "зеленому" тарифу электрической энергии составил 1,5% в общем объеме, но по доле оплаты они заняли 7,5%, а на конец 2018 года –8,2%.

При этом в Украине наблюдается аналогичная мировых тенденция к уменьшению капитальных затрат по проектам строительства СЭС, ВЭС, что обусловлено постепенным удешевлением оборудования. Так по данным отчета IRENA, средневзвешенная стоимость электрической энергии, произведенной из энергии солнца, уменьшилась в течение 2010-2017 годов на 73% до $0,1 за кВт/ч.

Читайте также: Вместе с электромобилями Рада отменила НДС на импорт оборудования для "зеленых" проектов Ахметова

Как сообщалось, наибольшие мощности по производству "зеленой" энергии анонсировала ввести в следующем году компания "ДТЭК" Рината Ахметова.

По данным рейтингового агентства Fitch Ratings, ДТЭК рассчитывает вложить около 750 млн евро на строительство ветровых и солнечных электростанций в 2018-2019 годах мощностью около 740 МВт с целью получить более высокий тариф на электроэнергию. По меньшей мере часть средств на реализацию этих проектов в сумме 210 млн евро DTEK Renewables B.V. получила в виде займа от материнской компании DTEK B.V. При этом в 2020 году ДТЭК значительных инвестиций в ВИЭ не планирует. 

"Ввод в эксплуатацию активов до конца 2019 года имеет решающее значение для права на более высокие утвержденные тарифы, которые упадут примерно на 11% в 2020 году. Это может привести к снижению EBITDA и более медленному сокращению доли заемных средств", – отмечали эксперты Fitch.

В связи с этим агентство указывало, что любая значительная задержка или невыполнение проектов будет отрицательно влиять на рейтинг DTEK Renewables B.V. 

Fitch также указывает, что "зеленый тариф" в Украине создает привлекательную норму прибыли для энергетических компаний.

Так, сейчас тарифы установлены до 2019 года на уровне 10,2 евроцента за кВт/ч для ветра и 15 евро за кВт/ч для солнечной энергии по сравнению с тарифами на оптовом рынке электроэнергии в диапазоне 4,6-4,8 евроцента за кВт/ч.

DTEK Renewables B.V. – холдинговая компания, которая консолидирует активы ДТЭК в возобновляемой энергетике.

Согласно информации на сайте ДТЭК, в портфель проектов компании входят действующие Ботиевская ВЭС (200 МВт) и Трифановская СЭС (10 МВт). На стадии строительства находятся еще два объекта – Никопольская СЭС (200 МВт) и первая очередь Приморской ВЭС (100 МВт). Компания планирует увеличить портфель проектов почти в пять раз к 2020 году – до 1 ГВт.

Кроме того, норвежская NBT в апреле 2018 года купила ООО "Сивашэнергопром" (оперирует ветропарком мощностью около 3 МВт в Херсонской области) и намерена построить на сопредельных территориях ВЭС установленной мощностью 250-330 МВт. Для этого компания привлекает кредит на 150 млн евро у ЕБРР.

Также компании Ukraine Power Resources и Yuzhne Energy намерены построить ветряные электростанции (ВЭС) установленной мощностью 120 и 72 МВт соответственно в Лиманском районе Одесской области ценочной стоимостью 270 млн евро. 

Напомним, ранее Европейский банк реконструкции и развития заявил, что прекращает финансирование проектов в Украине по солнечной энергетике до внедрения в Украине аукционов, которые позволят снизить тарифы на энергию, производимую ВИЭ.

ЕБРР неоднократно призывал Украину к внедрению механизма аукционов как более прогрессивной модели стимулировании создания генерации, использующей возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

По оценке ЕБРР, запуск аукционов в конечном итоге может привести к снижению нагрузки ВИЭ на тарифы.

Источник: https://biz.censor.net.ua/n3103448
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх