Транспорт
  1468  0

 Привлечением лоукост-компаний в Украину должны заниматься местные власти

Привлечением лоукост-компаний в Украину более логично заниматься местным властям, а не крупным аэропортам и государственным структурам.

Об этом говорится в материале "Крупным международным лоукост-компаниям украинский рынок не интересен" на БизнесЦензор.

В Украине насчитывается 17 аэропортов, имеющих право принимать международные рейсы – с взлетно-посадочными полосами соответствующего уровня и зонами таможенного контроля.

Из них только аэропорт "Борисполь" можно считать относительно загруженным и успешным предприятием. Например, в первом полугодии 2016 года "Борисполь" получил прибыль в 665 млн грн (до налогообложения), что в 3 раза выше, чем в 2015 году.

При этом количество пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропорта, за 6 месяцев нынешнего года выросло на 14% (до 3,64 млн чел.), по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

То есть, темп роста пассажиропотока в аэропорту выше, чем средний рыночный показатель (в первом полугодии суммарный пассажиропоток через аэропорты страны вырос на 12,8% - с 4,7 млн чел. до 5,3 млн чел.). Доля аэропорта "Борисполь" в структуре распределения пассажиропотока по украинским аэропортам составляет 68%. Для примера, доля "Одессы" – 8,9%, "Киева" ("Жуляны") – 8,8%, "Львова" – 5,3%.

Поэтому, заинтересованными в развитии пассажиропотоков, вложениях в инфраструктуру региона и оживлении торговли должны быть именно органы местного самоуправления.

Одним из способов достижения этого может стать привлечение в простаивающие "воздушные ворота" регионов бюджетных авиаперевозчиков, которые и сами стремятся использовать второстепенные аэропорты для сокращения расходов.

"Лоукост-перевозки могут стать якорным бизнесом в регионе, где начнет развиваться туризм, ресторанный и отельный бизнес, строительство дорог, малое предпринимательство и, в конечном счете, принести в экономику региона достаточно большие деньги. Но для этого регион должен определиться: готов ли он к этому", – заявил Цензору руководитель "Борисполя" Евгений Дыхне.

Вместе с тем, для крупных аэропортов пассажирообразующими всегда были классические авиакомпании – именно сетевые компании формируют вместе с аэропортами транзитные хабы за счет широкой географии полетов и организации удобных стыковочных рейсов. Например, упомянутая уже немецкая Lufthansa является таковой для аэропортов во Франкфурте и Мюнхене, голландская KLM – для Амстердама, австрийская Austrian Airlines – для Вены, МАУ – для аэропорта "Борисполь".

В тоже время, эксперт в сфере транспорта Александр Кава предостерегает от опасностей предоставления лоукост-компаниям преференций на государственном уровне: за любые преференции должен кто-то заплатить. Если это не делает перевозчик – за льготы заплатят аэропорт, пассажиры или налогоплательщики страны. А другие авиакомпании на полных основаниях начнут требовать аналогичных скидок и для себя.

В частности, такой негативный опыт имеет Латвия – в 2004 г. на уровне правительства были согласованы особые условия для LCC, на которых настаивал крупнейший европейский лоукостер Ryanair. Затем, по требованию остальных авиакомпаний, власти были вынуждены снизить сборы аэропорта Рига для всех перевозчиков. В результате рентабельность главного аэропорта Латвии упала практически до нуля. А государство долгое время компенсировало ему сбор за безопасность полетов. Без этого дотирования у аэропорта не было бы средств на поддержание главного элемента его работы – обеспечения безопасности пассажиров.

Пока же в Украине местные власти или вообще не прилагают усилий к развитию воздушного сообщения, в том числе с лоукостами, или их усилия не имеют успеха. В стране есть две реально существующих региональных программы – в Одесском и Львовском аэропортах (региональное "открытое" небо). Но за 1,5 года их действия пассажиропотоки возросли незначительно. Крупные бюджетные перевозчики в указанных аэропортах так и не появились.

А небольшое увеличение пассажиропотока специалисты связывают, например, с ростом спроса на полеты в эти аэропорты на внутреннем рынке наряду с прекращением полетов в Крым.

Источник: https://biz.censor.net.ua/n3008983
 
 
 вверх