Колонки Юлия Демцова
  2712  5

Как формируются цены на лекарства в украинских аптеках

Как в Украине покупать лекарства дешевле? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться, как работает рынок лекарств.

На начало 2019 года в Украине насчитывалось 20,6 тыс. аптечных пунктов. Часть из них принадлежит большим аптечным сетям. Остальные могут объединять несколько небольших аптек или вообще работать самостоятельно без привязки к сетям или брендам.

В средней по размеру аптеке, как правило, представлено около 3 тыс. препаратов, в большой – около 5 тыс. Редкие, специализированные, или очень дорогие медикаменты привозятся или под заказ, или продаются исключительно в специализированных аптеках.

Всего в аптечном ассортименте - около 45 тыс. разных позиций, включая медтехнику, лекарства и космецевтику. И цены на этот ассортимент у каждой аптеки свои.

Считается, что если стоимость препарата высокая, то виноваты в этом именно аптечные сети, которые безбожно распределяют наценки и стараются побольше заработать на потребителях.

Но это далеко не так. Ценообразование медицинских препаратов – это отдельная тема, но количество методов определения розничной цены в аптеке стремится к бесконечности.

Так, цены на самые важные препараты, которые закупаются за бюджетные деньги, определяются исключительно государством. Это касается 254 препаратов в рамках Национальной программы "Доступные лекарства".

На остальные лекарства цена, как правило, включает наценку дистрибьютора и аптечной сети. При этом, наценка будет больше на препараты стоимостью до 200 гривен, и в разы меньше на дорогие лекарства стоимостью более 1000 грн за упаковку, а не наоборот, как у нас принято считать.

Разница в цене на один и тот же препарат в разных регионах Украины и аптечных сетях может составлять 200-300%.

Такое расхождение в цене также обусловлено рыночными факторами, а не желанием аптеки нажиться на потребителях.

Например, производитель мог выделить на свой препарат маркетинговый бюджет, и для лучших продаж аптека пропорционально снизила цену продажи.

Или дистрибьютор предложил лучшую цену закупки, что автоматически отразилось на розничной цене препарата. Или сама аптечная сеть купила препарат напрямую от производителя, в обход дистрибьютора.

При этом не существует аптеки, в которой гарантировано все лекарства продаются по низкой цене. Это технически невозможно – так как препаратов много, а факторов, которые влияют на формирование цены, еще больше.

Поэтому когда вы идете в офлайн-аптеку, в ваш чек обязательно попадут препараты по средней рыночной цене, цене выше или ниже рыночной.

Но и это еще не все. У практически всех больших и развитых аптек есть свои e-commerce проекты – сайты, где можно забронировать лекарства и потом забрать их в удобном аптечном пункте. Иногда даже вне очереди.

Так вот цена в офлайн-аптеке и онлайн версии одной и той же сети будет гарантировано отличаться. В среднем на 10-15%. И так же, как и в случае с офлайн точками, ценообразование в онлайне будет учитывать бесконечное количество факторов, а цены на один и тот же препарат также будут отличаться.

И это тоже еще не конец. Так как аптечные сети очень заинтересованы в развитии продаж в digital-каналах, они могут давать "специальные" цены на лекарства своим партнерам.

Например, сайтам-агрегаторам, таким как Liki24.com, Medcentre, 103.ua, Compendium, Tabletki.ua, и другим. При этом такие "специальные" цены также могут быть аж до 50% ниже, чем на онлайн-площадках аптечного ритейла.

Важно отметить, что такие Сервисы сравнения цен на лекарства именно поэтому и появились – так как самостоятельно проводить "маркетинговое исследование" цен в аптеках покупатель просто не в состоянии.

Экономия на покупке лекарств – вопрос номер один для большинства украинцев. Так, по данным исследования Мирового банка и ВООЗ, 95% украинцев считают, что стоимость лечения сложного заболевания одного из членов семьи выводит эту семью за черту бедности и ведет к разорению домохозяйства.

Только у 2% людей есть полисы добровольного медицинского страхования (ДМС), в рамках которых стоимость лекарств покрывает страховая компания. Еще 3% населения вообще не хотят иметь дела с отечественной медициной и предпочитают лечиться заграницей.

Тем не менее, цены на один и тот же препарат на Сервисах-агрегаторах тоже могут отличаться. Но за своего пользователя такие сайты соревнуются между собой не только по ценовому фактору.

Так как на рынке существует 45 тыс. позиций и огромное количество их комбинаций в заказе, невозможно заранее определить наиболее удобный для пользователя вариант покупки.

Поэтому покупателю всегда нужно максимально включаться в свой заказ, сравнивать варианты и делать оптимальный выбор. Потому что как и во многих сферах – "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх