Колонки В'ячеслав Черкашин
  3849  0

Как президент ударил Указом по реформам

Чем указ президента Зеленского о неотложных мерах по проведению реформ сможет помочь реформам?

Президент Владимир Зеленский выдал общемодернизационный Указ №837 с нетривиальным названием "О неотложных мерах по проведению реформ и укреплению государства".

Документ получился в духе времен правления Януковича (такой себе аналог Указа №187 от 12 марта 2012 года) – назначены сроки и исполнители с иногда размытыми и неконкретными задачами и наполнением.

Но ближе к тексту. Если группировать меры по смыслам:

(1) Отказ от внедрения законов 128-IX и 129-IX (о кассовых аппаратах и тотальной фискализации с 1 января 2021 года), которые бизнес требует пересмотреть, не будет, но будет:

  • двухлетний мораторий на фактические проверки физлиц-предпринимателей (кроме рисковых видов деятельности) по вопросам применения регистраторов расчетных операций (РРО). С учетом того, что самые жесткие нормы по фискализации начинают работать с 01.01.2021, замораживание проверок фактически произойдет только на год;
  • смягчение штрафов за нарушение порядка представления отчетности, по РРО (хорошо, но мало – некоторые штрафы выросли в 60 раз!);
  • разработка программного решения (для программных РРО) и его тестирование (хотя нас уверяли что решение уже есть и оное уже тестируется, а тут незадача) с последующим использованием на бесплатной основе (тем самым абонплаты в 1000 грн/месяц скорее всего не будет);
  • разъяснение о порядке регистрации расчетных операций при реализации товаров/услуг через сеть Интернет (вот тут нас ждут сюрпризы если позицию доверят выписывать, как это принято последнее время, не Министерству финансов, а самим налоговикам).

А еще бизнес ожидает:

(2) эксперимент по внедрению электронной товаротранспортной накладной (потенциально инициатива сравнима с эпопеей по внедрению системы СЕА ПДВ и механизма блокировок налоговых накладных, нужно особое внимание).

(3) очередной план мероприятий (бюрократы не спят) по повышению позиции Украины в рейтинге Мирового банка Doing Business. И это с учетом понижения Украины за текущий год сразу на 11 позиций в разделе "Налогообложение";

(4) законопроект по урегулированию добычи янтаря. Уже реализовано правительством – их законопроект 2241 (о ренте на янтарь) больше месяца "валяется" в профильном комитете парламента;

(5) вопрос ликвидации налоговой милиции, а также создания и запуска Бюро финансовых расследований перенесен аж на 31 марта 2020 года, хотя соответствующий законопроект 1208-2 практически готов ко второму чтению;

(6) аналогичные предыдущему пункту срока реализации получили две важные таможенные инициативы: запуск института уполномоченного экономического оператора (Закон №141-IX от 02.10.2019) и внедрение электронной транзитной системы (Закон №78-IX от 12.09.2019);

(7) еще из таможенного направления, запуск к 30 апреля 2020 года открытых баз таможенной стоимости товаров;

(8) по мнению Президента, новые налоговая и таможенная службы начнут функционировать как единые юридические лица лишь к 30 августу следующего года (хотя фактически уже зарегистрированы и работают, а опция об этом присутствует еще в старом Меморандуме с МВФ);

(9) единый счет для уплаты налогов и сборов будет готов лишь к концу 2020 года, соответствующий Закон принят парламентом еще 04.10.2019, но до сих пор не подписан Президентом. В те же сроки можно будет ожидать и единую отчетность по ЕСВ и НДФЛ (так предусмотрено Законами №115-IX и №116-IX от 19.09.2019 года);

(10) до конца текущего года бизнес ожидает новый механизм исполнения судебных решений о конфискации подакцизных товаров;

(11) к концу 2020 года появится интернет-ресурс по информационному сопровождению деятельности украинских экспортеров за рубежом.

Вообще, в Указе много электронного – начиная от электронного фермерского реестра, электронной платформы "Е-ветеран" и электронного кабинета моряка или водителя до электронных разрешений на международные перевозки грузов и единой государственной электронной системы в сфере строительства.

Не обошлось без казусов. Например, правительству поручено до 31.12.2019 внести законопроект "о либерализации деятельности в сфере производства спирта этилового", но по этому вопросу уже есть президенсткий законопроект №2300 от 23.10.2019. В сущности не ясно, Президент отзовет свой проект, или КМУ подавать альтернативный?

Или не менее курьезное поручение обеспечить "осуществление Государственной налоговой службой и Государственной таможенной службой предусмотренных законодательством функций и полномочий в полном объеме".

Кто эти таинственные силы и люди, что сегодня мешает нашим налоговикам и таможенникам действовать в полную силу? Загадка!

Но главное, в Указе Президента ни слова о важнейших фискальных вопросах таких как деофшоризация экономики, введение налога на выведенный капитал, международных обязательствах Украины (FATCA, BEPS и прочее), снижении налогов на труд или хотя бы о более эффективном проведении откровенно затормозившей комплексной реформы контролирующих органов.

Нет совсем ничего о содержании Малой и Большой налоговых реформах, анонсируемых еще с сентября. По сути, Указ скомпелировал все уже стартовавшие инициативы (и хорошие и плохие) и не содержит новых прорывных опций. Совсем. А жаль.

Таким образом:

  • В Украине сохраняется недружественная экономическому росту и развитию бизнеса налоговая система с нереформированными контролирующими органами;
  • В сфере налоговой и таможенной политики революции, тем более радикальной или либеральной/либертарианской, пока ожидать нет никаких оснований (тем более, что новый руководитель партии "Слуга народа" уже анонсировал отказ политической силы от идеологии свободы);
  • Скорее всего, у действующего Президента нет особого видения или комплексного решения в указанной сфере, а политика государства напоминает лоскутное одеяло из этатистских решений и попыток смягчить уже содеянное.

Отсюда и такой Указ. Чем удобряли, то и выросло, как говорит Михаил Жванецкий.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх