Колонки Екатерина Назимко
  1838  7

Что делать с дорогами

Ежегодно весной украинцы обсуждают одну и ту же "зраду" – ямы на дорогах.

Казалось бы, ежегодно тратятся миллиарды гривен на ремонты и реконструкцию, но мы топчемся на месте. После зимы даже те дороги, которые недавно ремонтировали, в ухабах и ямах. И нам очень нужны хорошие дороги.

В развивающихся странах они стимулируют развитие экономики. Например, так было в соседней Польше и в далекой Индонезии – обе страны в 1990-х годах начали строить новые дороги и автобаны, впоследствии это ускорило рост ВВП.

Хорошие дороги помогают развивать внутренний туризм, позволяют населению быть более мобильным, а бизнесу – осваивать новые рынки.

Важным является и гуманитарный аспект – чем легче попасть из точки А в точку Б, тем чаще граждане одной страны общаются, тем меньше мифов и предрассудков гуляет по стране.

Наконец, это один из мощнейших факторов децентрализации и устойчивого развития регионов страны – за счет хороших дорог можно добиться равномерного распределения ресурсов. Это предотвращает различные "перекосы" в экономике.

Вместо нескольких экономических зон с центром в 5-7 больших городах, в стране создается разветвленная сеть из десятков экономически активных региональных городов-лидеров.

Но как это сделать? Вначале немного цифр.

В Украине почти 170 тыс. км автомобильных дорог. В прошлом году "Укравтодор" отремонтировал 1,5 тыс километров дорог государственного значения. Это меньше, чем в 2017 году (2,2 тыс. км), но больше, чем в 2016 году (1,1 тыс. км).

В среднем ежегодно мы ремонтируем около 1-2 тыс. км. И тратим на это 22-23 млрд грн. Журналисты подсчитали, что в таком темпе мы будем ремонтировать дороги 60 лет.

В Министерстве инфраструктуры называют более оптимистичные сроки – 50 млрд грн ежегодно и за 5 лет будут отремонтированы дороги государственного значения, без учета местных дорог.

Но дело не столько в деньгах и в сроках, сколько в результате, который мы хотим получить. Но его не будет, если не поменять подходы в управлении дорожным хозяйством.

Во-первых, нужно отказаться от "ямочных ремонтов". В "Укравтодоре" признаются, что за качество такого рода ремонта никто не отвечает. А значит, огромные средства налогоплательщиков тратятся на ветер. Этот замкнутый круг необходимо разорвать.

Во-вторых, надо раз и навсегда решить проблему перегруза на дорогах. Нужно жестко наказывать всех, кто перегружает крупногабаритный транспорт. Именно фуры с грузом по 70-100 тонн больше всего разрушают дороги.

В европейских странах действует технология автоматического измерения и учета подобных перевозок во время движения транспорта. Это дает возможность быстро реагировать и наказывать нарушителей высокими штрафами.

В-третьих, Кабинет министров должен внедрить системы независимого контроля качества отремонтированных дорог. По сути, от подрядчиков еще на этапе объявления тендера, требуют гарантию на дороги от 5 до 10 лет.

Но определить, насколько качественными были работы, и должен ли подрядчик отвечать за появление выбоин уже через 1-2 года может только независимая экспертиза.

Несмотря на соответствующее обязательство, которое Украина подписала в Соглашении об ассоциации с ЕС, институт независимых аудиторов дорожной безопасности так и не появился.

В-четвертых, Украине нужны платные автобаны. Это прибыльный бизнес для инвесторов и выгодный проект для государства и его граждан. Как показывает опыт Польши, такие дороги пользуются популярностью среди туристов, перевозчиков и другого транзитного транспорта.

И наконец, проектируя дороги, в Украине совсем не учитываются экологические нормы.

Неухоженные обочины, отсутствие безопасных переходов и специальных ограждений вдоль дороги для диких животных, шумопоглощающих экранов – все это уже must have в 21-м веке.

Сделаем все это – забудем о ямах на дорогах, особенно ранней весной.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх