Колонки Александр Ситухо
  750  1

Как избавиться от креативности

О фильме "Почему мы креативны" и не только.

В основе фильма – странная история. Автор 30 лет разъезжал по миру, задавая известным личностям один и тот же вопрос: "Почему вы креативны"". В качестве хобби – как вид коллекционирования, если есть время и немалые деньги – почему нет.

Как проект личного продвижения – массовые селфи, в надежде, что часть их славы передастся тебе – сомнительно и инфантильно. В качестве научного исследования, с цель прояснить реальные причины "креативности" – откровенная профанация.

Большинство реакций, из тех, что попали в фильм, соответствуют известной мудрости: "на глупые вопросы – глупо ждать ответа". Звезды реагируют похоже, говорят нечто невнятное, делают нечто "креативное", вежливо отмахиваются.

Кто-то пытается умничать, кто-то просто молчит. Вероятно, среди ответов, не вошедших в фильм, были и более резкие реакции.

Но фильм снят, спродюсирован, продвигается. И пусть небольшие, но выделенные под него залы – полны. В соцсетях – восторженные отзывы юных зрительниц. Есть те, кто ожидал его выхода. Реакции понятны, креативность – в тренде.

Образ жизни, культ, главное требование к компетенции. В чем же дело?

В мире набирает оборотов "Креативная экономика" (creative economy). Прибыльность этой индустрии перевалила за триллион. Внимание миллионов приковано к происходящим в ней процессам. Это не будущее, это уже настоящее, в которое надо встроится.

А процессы, как и в рыночной экономике, частью которой "креативная экономика" является, идут разные. Создаются рынки, продукты, разрабатываются методы продвижения, стимулирования потребления, формируются монополии, ликвидируются конкуренты.

Конкуренция – основной принцип рыночной экономики, не так ли? Только привычные методы контроля конкурентной борьбы тут не работают. Антимонопольный комитет отдыхает.

Точное определение, что такое "креативная экономика" найти сложно. Что само по себе настораживает. Чаще всего встречаются термины в духе Станислава Лема: "что такое сепулятор? Это такая штука, в которой есть сепулька. Используется для сепуления".

Рекурсия, если по – научному. Так и с креативной экономикой, она опирается на креативность и производит креативный продукт.

По сути же, креативная экономика решает насущные проблемы капитализма, связанные с пределами расширения сбыта обычных, "материальных" товаров.

Можно приучить потребителя менять телефон каждый год, обновлять гардероб к сезону, но с более крупными покупками уже сложнее.

А еще проблемы утилизации отходов, экологии, торможения привязанного к потреблению научно-технического прогресса, обостряющееся неравенство.

В креативной экономике эти проблемы не так остры. Креативный, он же культурный продукт уже практически не имеет материального носителя, его производство в меньшей степени требует природных ресурсов. Не занимает землю под свалки.

Не требует кораблей, поездов и трубопроводов для перевозки. Потребляться может всегда и везде – смартфоны практически у всех. И объемы потребления еще длительное время будут нарастать.

В отличии от материального производства, где власть постепенно захватывают роботы, креативная экономика в основе своей имеет человека.

Главный ее продукт – идея, сюжет, мелодия, история, оформленные в виде сериала, игры, квеста или постановки, продуцируется только человеческим сознанием. Способность создать новую историю и есть креативность.

Главный актив креативной экономики не заводы и финансы, а креативные люди, их творческий потенциал. А если точнее – креативные сообщества, так как креативность – групповой феномен.

Любая "звезда" – только фасад целого коллектива, функционирующего по своим законам, без которого не только креативный продукт не появится, но и сама звезда не вспыхнет.

Какая задача стоит перед теми, кто уже захватил определенные позиции в креативной индустрии и хочет контролировать ее в будущем?

Ликвидация уже существующих сообществ, профилактика их появления, подавление творческого потенциала там, где он выражен особенно сильно. А таких мест в мире не много.

Управление креативностью – основная задача, которую непрерывно решает человеческая цивилизация всю свою историю. Методов наработано немало. Креативность – это не только шедевры искусства и волнующие перфомансы.

Войны, революции – масштабные креативные проекты. "Творчество процветает и в пыточной камере, и в совершении преступления, и в мелких проделках" (Джон Хокинс, "Креативная экономика").

Подавлять творческий потенциал – задача не менее, а может и более актуальная, чем его развитие. Особенно, когда на кону триллионы.

Подавлять креативность можно грубо, массово – созданием атмосферы страха, вины, убежденности в своем ничтожестве. Для этого используются религии и идеологии.

Можно точечно – выискивая и "выдергивая" из общества представителей с наиболее проявленными креативными способностями.

Можно – тонкой обработкой целевых групп, тех, кто наиболее заинтересован в развитии собственного творческого потенциала, ищет себя в креативной экономике.

Им достаточно внедрить ложные представления о том, что такое креативность, как ее развивать, как ею управлять, как сделать ее продуктивной и экономически рентабельной. Иногда – особым цинизмом – через тренинги креативности, "хакатоны", книги и фильмы.

Так что там с фильмом. Зритель выходит из зала, ошарашенный потоком известных лиц. Вот Такеши Китано в дурацкой шапочке, вот Тарантино – еще полный сил, вот еще шикарная Анджелина Джоли.

А как трогателен Далай – Лама в своих откровениях о неспособности контролировать мысли во время медитации. А что с креативностью? Нашелся ответ?

Пока сознание зрителя сковано созерцанием яркой упаковки из "звезд", его подсознание фаршируется вполне конкретными представлениями, что креативность – нечто редкое, феномен за которым можно гоняться десятилетиями по всему миру, признак избранности, нечто недоступное понимаю даже тем, кто им обладает.

Эти представления, если их не вычистить, принесут свои плоды через некоторое время. Убедят в отсутствии креативных способностей, бессилии что-то изменить, повергнут в депрессию и отчаянье. Стратегия не новая.

О распространении научных иллюзий и ложных экономических концепций, позволяющих создавать и веками поддерживать неравенство в развитии, отставание одних и лидерство других сейчас пишется и говорится много (Эрик Райнерт "Как богатые страны стали богатыми").

Но противостоять этой стратегии без специальных навыков очень сложно. Требуется критическое восприятие, способность воспринимать изменения в своем сознании, выявлять и разрушать вредоносные представления.

Чем дальше, тем больше будет подобных интервенций. Они будут становиться все более изощренными. Причина в том, в силу обстоятельств, украинцы – весьма творческая нация. Во всех смыслах. В части искусства, науки, политики.

Это наше реальное, одно из последних и пока еще существующее конкурентное преимущество. Оно и раньше многим не нравилось, теперь же начинает откровенно беспокоить.

Разрыв с постСССР – не единственный источник угроз. Не Россия лидер креативной экономики, и ей не светит лидерство в этой индустрии. В составе СССР именно Украина была главным источником творческого потенциала, сейчас это видно особенно отчетливо.

Интеграция Украины в европейское и мировое сообщество угрожает позициям нынешних лидеров креативной индустрии, а также тем, кто таковыми себя мнит. У них такого творческого потенциала нет.

Вспомним хотя бы сложности с референдумом по договору об Ассоциации с ЕС, возникшие в креативных Нидерландах. Вот и приходится принимать профилактические меры.

Так что фильм очень рекомендуется к просмотру – для тренировки навыков противодействия подавления креативного потенциала. Они пригодятся очень скоро.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх