Колонки Сергей Головнев
  1066  0

Чего боятся европейские издатели

На Европейском газетном конгрессе, который состоялся 14-15 мая в Вене медиа менеджеры из европейских стран боялись "диджитализации", опасались Facebook и размышляли над тем, как зарабатывать больше на подписчиках. Чем отличаются подходы к медиабизнесу в Европе и Украине?

Фото: enc.newsroom.de

С коллегами побывал на Европейском газетном конгрессе (European Newspaper Congress), который ежегодно проходит в Ратуше столицы Австрии – Вене. В этом году он проходил 14-15 мая.

Это такой себе медиа-хурал для German World – немецкоговорящего мира. В основном там были представители изданий из Германии, Австрии и немецкой Швейцарии. Также был пул редакторов из восточной Европы – Польша, Чехия, Румыния.

Украина там воспринимается на ровне со странами Азии. Собственно, панель с участием главного редактора журнала "Український тиждень" Дмитрия Крапивенко проходила в формате "А как у них там не в Европе?".

В этой панели, которая была посвящена борьбе с фальшивыми новостями (fake news), участвовали редакторы из Украины, Азербайджана, Казахстана и РФ.

Вот несколько общих наблюдений по результатам двух дней конгресса.

1. Не так уж мы далеко от европейцев по влиянию большого бизнеса на СМИ. Принципиальное отличие – там нет олигархов, которые содержат СМИ для лоббизма. Соответственно – нет датируемых изданий. Если ты не на гранте и не общественное медиа, то должен себя окупать.

Но у Конгресса много спонсоров. Один из основных партнеров – химико-фармацевтическая немецкая корпорация Bayer AG. Она прославилась после того, когда в 1898 году запустила в продажу диацетилморфин под видом лекарства от кашля. Лекарство продавалось под торговой маркой "Героин", под которым известно и сегодня.

Сейчас Bayer AG завершает сделку по покупке транснациональной корпорации Monsanto, которая занимается биотехнологиями, то есть – ГМО. Ее представительство есть и в Украине. Основные продукты Monsanto – генно-модифицированные семена кукурузы, сои и хлопка.

Газетный конгресс открыл руководитель Bayer AG Вернер Бауман (Werner Baumann). Он произнес долгую речь о том, что нужно ответственно подходить к контенту и не стоит называть ГМО "аграрным ядом", если эта продукция может спасти страны третьего мира от голода.

Мол, мы конечно готовы терять миллиарды ради свободы слова, но вы же думайте, о чем пишите. По сути, Бауман заплатил за возможность провести пресс-конференцию перед большим пулом редакторов европейских изданий с их обязательной явкой.

2. Европейские издатели бояться обанкротится из-за "диджитализации медиа". Он-лайн СМИ, соцсети, мессенджеры, видео-контент – одним словом весь этот digital – убивает печатные газеты и журналы.

Особенно был обеспокоен Филип Вельте (Philipp Welte) из издательства Burda. В Украине есть их представительство, которое находится не в лучшем финансовом положении, насколько мне известно.

Что их пугает? По словам участников Конгресса, в Европе происходят те же бизнес-процессы, что и в США с отсрочкой года в три. В конце прошлого года обанкротилось и было продано крупнейшее в мире американское издательство Time Inc. – более 125 наименований газет и журналов.

Его купила медиа-корпорация Meredith Corporation. В марте 2018 она объявила о закрытии многих печатных изданий Time Inc. и об увольнении сотрудников. Европейцы боятся, что та же участь постигнет их издательства.

Журналы храбрятся, заявляют о "новых стратегиях" и "новых подходах". Но я думаю, в качестве массового сегмента общественно-политических медиа они все равно вымрут.

В Украине, к слову, до сих пор издается несколько общественно-политических журналов. Все они так или иначе датируются за счет бизнесменов, имеющих интересы в политике.

3. И он-лайн и печатные медиа в качестве огромной проблемы рассматривают Facebook. Он отбирает рекламные деньги, продуцирует "фейковый" контент и вообще Марк Цукерберг – предтеча Апокалипсиса.

Грубо говоря, как изданию продавать качественный контент, если любой подписчик может ретранслировать его в социальную сеть? Правообладателю трудно отыскать и удалить этот контент. Следовательно, продавать его на своем ресурсе все труднее.

Кроме того, заказчики контекстной и баннерной рекламы охотнее отдают деньги Facebook, как более эффективному каналу коммуникации с потенциальными клиентами.

Были, правда, люди, которые в дискуссиях возражали, что соцсеть – это инструмент, а не медиа.

4. Было много обсуждений того, что конечным процессом любых маркетинговых компаний по продвижению медиа должны стать продажи. И в этом основное отличие европейских медиа от украинских.

В Европе эффективность канала в мессенджере (WhatsApp или Telegram), группа в соцсети (Facebook или Vkontakte), каналы в Twitter или Google+ должны приводить к одному результату – увеличению количества платных подписчиков.

Соответственно, издания ориентируются на то, что нужно их аудитории, чтобы та согласилась платить деньги за контент.

В Украине во главе угла стоит заказчик контента, или донор, или инвестор (акционер). Все маркетинговые ходы направлены на увеличение трафика. Не важно, будет ли контент полезен аудитории. Важно, чтобы она была – тогда можно зарабатывать деньги

Мэт Линдсей (Matt Lindsay) из консалтинговой компании Mather Economics прочитал доклад о том, как завлечь и удержать подписчика. Издатели рассылают подписчикам поздравительные письма, разрабатывают гибкие системы скидок, дарят подарки. Это помимо того, что издание должно иметь качественный контент.

В Украине такой маркетинг не работает. Подписчиков, готовых покупать общественно-политический и общеэкономический контент, очень мало. Зато есть олигархи, которые могут сохранить свой статус лишь благодаря СМИ

5. Посмешила панель "Иди за своими мечтами" (Follow your dreams). Спикер Стефан Шифар (Stephan Schäfer) из издательства Gruner + Jahr (G+J) рассказал, что они выгоняют в отпуск редакторов своих журналов, чтобы те недели 2-3 "подумали над новыми идеями". Вот они пришли из отпуска, собрались на "брейнсторм" и выдали на гора кучу крутых идей.

В числе прочего, они придумали выдавать новые журналы по саморазвитию. Теперь я мечтаю работать в G+J. В моем типично украинском понимании, следую за мечтами = ищи халяву.

Издательство G+J, кстати, входит в медиа-корпорацию Bertelsmann из Гамбурга, которой в Украине принадлежит "Клуб сімейного дозвілля".

На вопрос модератора, эффективно ли давать такие отпуска высокооплачиваемым менеджерам, Стефан ответил словами Майкла Джордана: "Когда я не бросал мяч в корзину, то 100% не попадал в нее. Надо попробовать".

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх