Колонки Яна Киян
  651  0

Как вид партнерства в морской отрасли, концессия экономически привлекательна для государства и инвестора

Верховная рада приняла в первом чтении проект закона "О концессиях". Министерство инфраструктуры планирует применить именно этот формат привлечения частного капитала в государственные порты и государственные стивидорные компании.

 

Основные проблемы украинских портов - низкий уровень модернизации средств производства и отсутствие эффективного менеджмента.

Инфраструктура портов требует серьезных капиталовложений, которые государство не способно обеспечить в условиях кризиса.

Частный сектор экономики готов вкладывать ресурсы в реконструкцию, модернизацию и совершенствование работы портов, но не видит действенных механизмов реализации своих проектов.

Концессия - одна из наиболее популярных в мире форм государственно-частного партнерства, но достаточно сложная организационно, финансово и юридически, и до сих пор не была затребована в Украине.

Принятый в 1999 году Закон, регулирующий концессионные взаимоотношения, не соответствует международным стандартам, и по мнению экспертов, содержит много пробелов, открывающих возможности для коррупционных рисков.

Новый проект Закона Украины "О концессиях" № 8125 детально регламентирует процедуру заключения договора концессии, предусматривает возможность государственной поддержки концессии.

Вместе с тем, проект содержит ряд противоречий и требует доработки ко второму чтению. Например, касательно прав иностранных компаний на участие в концессии.

Другой момент касается концессионных конкурсов: Закон предусматривает, что передача объекта в концессию может состояться как по итогам конкурса, так и по итогам переговоров с действующим арендатором государственного объекта.

Безусловно, определение концессионера по условиям конкурса является наиболее справедливым и прозрачным.

Однако процедура проведения конкурса, на мой взгляд, не содержит четких критериев для отбора претендентов, и не предусматривает обязательного участия претендентов в процедуре оценки их конкурсных предложений.

С другой стороны, определение концессионера путем прямого перехода правоотношений аренды в концессию выглядит значительно проще.

Почему арендатор, надлежащим образом исполняющий свои обязательства по договору аренды и желающий реализовать инвестиционный проект на территории порта, не может иметь преимуществ при заключении договора концессии?

В то же время, такой подход может ограничивать права других претендентов.

Поэтому целесообразно предусмотреть в проекте Закона норму об обязательном объявлении открытого спроса на наличие других претендентов на концессию объекта портовой инфраструктуры.

Концессия как особый вид государственно-частного партнерства, отличается сложностью и наличием высоких рисков финансовых потерь, поскольку концессионеру не гарантируется окупаемость инвестиций.  

Реализация определенных проектов может быть затруднена без государственной поддержки, и Закон предполагает ее возможность.

Речь может идти о реконструкции, проведении определенных работ, либо - новом строительстве государственным партнером части смежных инфраструктурных объектов, без которых невозможно функционирование и эффективное использование объектов концессии.  

Законом предусмотрено, что господдержка не должна покрывать в полном объеме риски спроса и/или предложения концессионера по концессионному договору и не может превышать произведенных концессионером инвестиций.

В пользу выбора концессии как формы сотрудничества с государством для потенциальных инвесторов - что приведенный в проекте Закона перечень форм государственной поддержки концессионеру не является исчерпывающим.

Одним из перспективных моментов концессии для бизнеса является возможность реконструкции имеющихся активов, или законного нового строительства на территории морских портов.

Проектом Закона предусмотрена процедура выделения земельных участков под реализацию концессионных проектов.

Продолжительные сроки концессии позволят наладить концессионеру эффективное управление объектом и возможность получения прибыли от инвестиций. Для государственного партнера выгод, на мой взгляд, гораздо больше.

Государство остается собственником активов, переданных в концессию, а также приобретает права собственности на недвижимое имущество, возведенное концессионером в рамках действия договора.

При этом, используя опыт и профессионализм частного партнера, государство, при сохранении полноценного контроля, получает эффективное управление своими активами в морской отрасли.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх