Колонки Андрій Герус
  13040  9

Ахметов плюс. Новое решение НКРЭКУ на 0,8 миллиарда

Власть придумала квази-государственную гарантию для частных компаний. Можете ли вы ее получить? Нет. А компания Ахметова – может.

Два года назад, в марте 2017 НКРЭКУ, утвердила новую методику расчета оптовой цены электроэнергии.

Согласно этой методике, в тариф тепловой генерации (вырабатывает электроэнергию путем сжигания угля) весь уголь засчитывается по цене как стоимость угля в Роттердаме (хотя там качество выше) + доставка в Украину. 

Таким образом, стоимость угля в тарифах выросла на 120% с 1100 грн/т до 2450 грн/т. 

Соответственно и тариф тепловой генерации вырос почти на 120% с 0,91 грн/квт-ч в январе 2016 года до почти 2 грн/квт-ч в марте 2018г. 

Это уже принесло 26 млрд грн сверхприбылей ( http://rotterdam.com.ua ) бенефициарам этой формулы: 80% добычи всего украинского угля и тепловой генерации контролирует компания ДТЭК Рината Ахметова. Остальные 20% тепловой генерации – "Центрэнерго" и "Донбассэнерго".

Но, несмотря на такой бурный рост тарифов для тепловой генерации, НКРЭКУ под управлением Дмитрия Вовка принимает еще ряд решений в интересах компаний ТЭС.

А именно - некоторое платежи пускает в обход общего алгоритма. Решение предусматривает, что все компании-производители получают денежные средства пропорционально своей тарифной выручке.

Таким образом, вследствие трех решений в режиме "ручного управления", около 4,5 млрд грн идут исключительно компаниям тепловой генерации, а государственные "Энергоатом", "Укргидроэнерго" и "Укрэнерго" не получают ничего.

Но и это не все. Несмотря на то, что уже с весны 2016 года тепловая генерация работает по формуле "Роттердам+", эти же компании продолжили пользоваться бесплатными кредитными средствами, оплата процентов по которым перекладывалась в цену электроэнергии, то есть на потребителей.

Схема следующая:

1 - госпредприятие "Энергорынок" (его функция усреднять цену э/э, которая производится разными производителями), через которое проходят все расчеты, берет банковские кредиты. 

2 - Но "Энергорынку" кредиты не нужны, и эти средства по решению НКРЭКУ сразу выдаются, как авансы компаниям тепловой генерации.

3 - Проценты по этим кредитам включаются в смету ГП "Энергорынок", а эта смета полностью включается в оптовую цену электроенергии.

4 - Оптовая цена э/э включается в розничные тарифы на э/э. Это увеличивает тарифы на э/э на 0,2% - 0,4%. То есть, деньгами пользуются компании тепловой генерации, но проценты платят потребители.

Таким образом, на 2017 год в тариф потребителям было включено 780 млн грн, как покрытие процентов по кредитам, которыми пользовались компании ТЕС.

 

Для увеличения кликните на изображение

На 2018 год потребителям были опять включены эти проценты по кредитам. На этот раз - в размере 618 млн грн. 

Для увеличения кликните на изображение

Таким образом, за два года потребители заплатили около 1,4 млрд грн процентов по кредитам, которыми пользовались компании тепловой генерации (80% у компании ДТЭК, остальные – Центрэнерго и Донбасэнерго).

В 2018 году значительная часть этих кредитов должна была быть погашена. Именно это предусматривала реформа энергорынка, иначе перейти на другую модель невозможно.

Но заинтересованные компании включили мощный лоббистский ресурс, чтобы продлить эти кредиты до апреля 2019 года, несмотря на угрозу срыва всей реформы.

На позапрошлой неделе Кабмин согласовал продление этих кредитов. Но очень интересная позиция НКРЭКУ – в конце январе глава Нацкомиссии Вовк выступил "против" продления этих кредитов и с очень логичной аргументацией.

Стоит понимать, что для продления этих кредитов, нужно два решения: Кабмина и НКРЭКУ.

Но уже через два месяца тот же самый глава НКРЭКУ, который был против этого решения, резко меняет позицию, выносит вопрос на заседание НКРЭКУ и все единогласно поддерживают продление этих кредитов!

Таким образом, погашение кредита в размере 1,26 млрд грн переносится на март-апрель 2019 года.

Около 60% от этой суммы или около 0,8 млрд грн – это деньги, которыми будут пользоваться компании группы ДТЭК.

В следствие этого и некоторых других решений НКРЭКУ смета "Энергорынка" за три месяца возросла более чем в три раза: если на конец 2017 года она была 1,1 млрд грн, то на конец марта она составляет 3,6 млрд грн.

Напомню, что смета "Энергорынка" финансируется специальной надбавкой к оптовой рыночной цене э/э (ОРЦ) и в конечном итоге покрывается розничными тарифами на э/э. И при ближайшем пересмотре оптовой цены э/э вся новая смета "Энергорынка", вероятно, будет включена в тарифы на э/э.

Но даже если новый состав НКРЭКУ заставит тепловую генерацию оплачивать проценты по кредитам, схема этим компаниям все равно выгодна. Ведь это беззалоговый кредит, а через госпредприятие "Энерегорынок" он еще и более дешевый.

По сути это квази-государственная гарантия для частных компаний. Можете ли вы такое получить? Нет. А компания Ахметова – может.

Но очень интересно, что же такого произошло за последние несколько недель, что глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк сменил свою позицию на полностью противоположную? Какие такие неизвестные нам аргументы могут так менять позицию "независимого" (!) регулятора?

И ведь это не в первый раз. Так в 2015 году Дмитрий Вовк утверждал, что себестоимость угля ДТЭКа на уровне 800 грн/т, поэтому цена 1100 грн/т достаточная, а повышение будет во вред экономике.

А потом этот же глава регулятора поднял цену на 120% и уже настаивает, что это правильно. Что же так изменило позицию?

Осенью 2015 года он планировал RAB-тарифы с доходностью 5% на переоценку по старой более низкой оценке. А потом тот же глава НКРЭКУ инициировал изменение методики, чтобы переоценка была вдвое выше, а доходность должна была составить 12,5%.

Какие же такие тайные мотивы и аргументы, которые так резко улучшают решение в пользу энергетических монополий, в частности в пользу компании ДТЭК самого богатого украинца Ахметова?

Давайте вместе попытаемся разгадать эту загадку.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх