Колонки Андрей Заяц
  5505  4

eHealth 2018: что должно заработать в этом году?

В начале 2017 года была создана концепция электронной системы здравоохранения e-Health и конкретизирован первый этап её внедрения.

С первым этапом внедрения все участники процесса пришли к согласию, что необходимо начать с полного учета финансовых средств, которые государство тратит на первичное звено медицинской помощи.

Это критически важно для реализации одного из фундаментальных принципов медицинской реформы, известного, как "деньги идут за пациентом". Конкретный врач должен получать за оказание услуг конкретному пациенту тоже вполне конкретные деньги.

Поскольку переход на новую систему финансирования планируется начать летом 2018 года, основные усилия сейчас направлены на то, чтобы эти планы стали реальностью. Что для этого нужно сделать?

Верхний уровень e-Health.

Центральный модуль в тестовом работает ещё с прошлого года. Начали заполняться реестры лечебных учреждений, врачей и пациентов. Задача 2018-го – передача управления этой частью системы Государственному предприятию "Электронное здоровье".

Эта организация должна сформировать команду и стать администратором e-Health. Также должна полноценно заработать Национальная служба здоровья Украины.

Национальная служба здоровья Украини (НСЗУ) станет официальным заказчиком медицинских услуг для населения со стороны государства и будет контролировать все выплаты врачам. Для этого медучреждения должны будут заключить с ним договоры.

При этом сначала они должны сменить свой статус с "бюджетного учреждения" на "некоммерческое коммунальное предприятие".

Периферийный уровень e-Health.

Все медицинские учреждения первичного звена должны передавать данные в центральный модуль. Как это будет сделано – задача, которую предстоит самостоятельно решить руководству каждой участковой больницы, поликлиники и т.д.

Государство в этот процесс вмешиваться практически не будет. Начинать нужно, конечно, с обеспечения врачей компьютерами и выходом в интернет.

Затем на компьютеры нужно установить программное обеспечение (ПО), которое может быть интерфейсом для связи с центральным компонентом e-Health.

Для этого используются медицинские информационные системы (МИС), решающие самые разные задачи, связанные с автоматизацией работы медучреждения.

Отечественному IT-бизнесу есть чем ответить на этот запрос, поэтому в медицинских учреждениях ещё в прошлом году стали появляться новые сервисы для пациентов. В 2018 году количество внедрений новых МИС будет расти ещё быстрее.

Самый распространенный на сегодня вариант – система управления пациентопотоком. Это не просто сервис, который позволяет записываться на приём к врачу онлайн и попадать к нему без очередей.

Система оптимизирует работу медперсонала и таким образом повышает качество обслуживания в целом. Постепенно будут уходить медицинские бумажные карточки.

В некоторых медучреждениях уже создаются электронные кабинеты пациентов, в которых агрегируются диагнозы, результаты анализов, обследований и т.п.

Сервисы, дающие возможность передавать данные из лабораторий, расположенных за пределами медучреждений, будут экономить время пациентов.

Ещё одно новшество, которое постепенно коснётся всех пациентов – электронная декларации о выборе врача по предоставлению первичной медицинской помощи.

Фактически сегодня мы и так выбираем себе врачей, не оглядываясь на территориальную привязку. Теперь это будет происходить официально. Цель медицинской реформы состоит в том, чтобы лучшие специалисты получали большую зарплату.

За каждого пациента в год они будут получать 370 грн (это базовая ставка, к которой будут применяться разные коэффициенты в зависимости от категории больного). Электронная декларация позволяет фиксировать выбор пациента.

Вся информация, которая вносится в неё, будет передаваться на верхний уровень eHealth и заноситься в реестр договоров между пациентами и медиками. Опираясь на эти данные, НСЗУ будет адресно распределять бюджетные средства.

IT-инструменты обеспечат максимальную защиту этого процесса от мошенничества. Речь не идёт о данных из медицинских карточек, так что пациентам опасаться раскрытия конфиденциальной информации не стоит.

Зато они смогут более комфортно чувствовать себя во время визита к врачу, поскольку будут знать, что фактически приносят деньги полюбившемуся специалисту. От развития e-Health в 2018 году будет зависеть успех первого этапа медицинской реформы.

Поэтому принципиальные задачи должны быть решены. Конечно, встанет вопрос о глубине, широте внедрения, о повсеместности использования системы. Но количество заинтересованных сторон не позволит процессу сильно затормозиться.

Уже сейчас пора  приступать к выработке дальнейшей стратегии развития электронной системы здравоохранения.

Создание плана действий на 7-10 лет с привлечением всех заинтересованных сторон (МОЗ, IT-бизнеса, общественных организаций, доноров) – это ещё одна принципиальная задача, которую предстоит решить в 2018-м.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх