Колонки Андрей Заяц
  1764  1

Для украинской медицины наступило время инноваций

Почему медицинские учреждения сегодня как никогда заинтересованы во внедрении IT-решений.

Фото: techcrunch.com

Любые инновации нужны, чтобы становиться лучше в том или ином аспекте. Долгое время у украинских медучреждений не было стимула для того, чтобы улучшать свои услуги.  

Пациенты, будучи заложниками существующей системы здравоохранения, приходили в больницы и так. Чётко сформулированного запроса на повышение качества обслуживания с их стороны не было.

У медицинских учреждений также не было сильных внутренних мотивов. Отдельные и достаточно редкие случаи инновационных изменений были вызваны скорее личной инициативой главврачей и коллективов.

Медицинская реформа запустила среди государственных и частных медучреждений механизм конкуренции за пациента. С пациентом приходят деньги, а значит он превратился в клиента.

Больницы начинают конкурировать между собой. Таким образом, становиться лучше – выгодно. Появился не слабый мотив. Как IT-инновации могут помочь его удовлетворить?   

В первую очередь с помощью информационных технологий клиника может увеличить свой коэффициент полезного действия, то есть убрать всё лишнее и усилить всё необходимое. Для этого нужно чётко видеть и понимать процессы, которые проходят в медучреждении.

Они должны быть максимально эффективны и приближать к достижению определённой цели. Сейчас эта цель формулируется так: больше пациентов, выше качество обслуживания.

Рассмотрим несколько примеров того, как информационные технологии позволяют решать эту задачу. Прошедший год характеризовался активным внедрением электронных систем управления пациентопотоком.

Опыт показывает, что с их помощью удается уменьшить нагрузку на регистратуру на 50-90%. Регистратура – это "узкое горлышко" в структуре медучреждения, через которую проходят все пациенты.

Если мы автоматизируем типовые задачи, её сотрудники получают возможность больше времени уделять процессам, в которых действительно требуется участие человека. Это ургентные (неотложные) случаи заболеваний и другие нестандартные ситуации.

Таким образом для пациентов, которым поход в регистратуру был лишним, становится комфортнее, а тем, кому внимание регистратуры необходимо - получает его в достаточном объеме.

То же касается работы врача. Информационные технологии позволяют оптимизировать график занятости, обеспечив условия, в которых специалист принимает в нужное время нужных пациентов.

IT-решения дают возможность освободить его от бумажной рутины (справки, рецепты, заполнение медицинских карточек и т.п). Врач меньше сил и времени тратит на формальные действия.

Следовательно, он может сосредоточиться на процессе лечения, в результате повышается качество медицинского обслуживания. С другой стороны, пациент записывается к врачу через интернет и не стоит в длинных очередях.

А если, например, внедрить электронную систему для обмена результатами анализов между клиниками и лабораториями, люди смогут экономить время на ненужных поездках.

Очевидно, что смена модели финансирования, которая реализуется в ходе медицинской реформы, является в настоящее время главным стимулятором для внедрения инноваций.

Это касается не только государственных, но и частных клиник, потому что они также могут претендовать на государственные деньги для оплаты обслуживания пациентов. 

Реформа также стимулирует более тесное взаимодействие Минздрава и IT-бизнеса. Синергией это назвать пока что нельзя, однако направление, выбранное для развития системы здравоохранения Украины предполагает, что сотрудничество будет углубляться.

Наиболее горячей темой для этого в настоящее время является внедрение электронной системы здравоохранения eHealth. Существует две главных области, где интересы государства и бизнеса пересекаются.  

Во-первых, совместная работа над долгосрочной стратегией развития eHealth. Дело в том, что львиная доля экспертных знаний в этой области принадлежит сегодня бизнесу.

К разработке стратегии привлекаются и международные консультанты, однако украинский IT-бизнес в данной сфере далеко не последний в мире, чтобы пренебрегать советами его экспертов.

Во-вторых, внедрение периферийного компонента eHealth. Минздрав пошел по пути децентрализации. И, действительно, гораздо эффективнее и быстрее реализовывать комплексные национальные решения в сотрудничестве с бизнесом.

Хотя бы потому что бизнес – это очень много рук и голов. Но ещё и потому что у бизнеса уже есть проверенные и опробованные на практике IT-решения для клиник. Это позволяет очень быстро реализовывать периферийный уровень eHealth.

Со стороны Минздрава требуются только регуляторные стимулирующие действия по отношению к системе здравоохранения в целом. Часто задают вопрос, где медицинским учреждениям искать эти IT-решения. А дело в том, что искать не надо.

IT-решения сами вас найдут. Уверен, что у каждого главврача, мало-мальски осознающего необходимость инноваций, на столе уже лежит несколько предложений от разных компаний.

Потому что именно сейчас, впервые за многие годы, медучреждения массово заинтересовались информационными технологиями. Соответственно они готовы вникать, внедрять и получать опыт использования самых разных систем.

Конечно, в сфере информатизации здравоохранения Украина сильно отстаёт от многих развитых стран. Но в позднем старте есть и свои плюсы.

Период научно-технологического развития, в котором мы сегодня находимся, позволяет создавать гораздо более продвинутые медицинские системы, чем те, которые уже работают, скажем в США или Австралии.

У нас есть колоссальная технологическая фора, дающая основания, чтобы стать мировыми лидерами отрасли.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх