Колонки Александр Выговский
  820  0

НБУ усовершенствовал порядок регистрации и лицензирования коммерческих банков

В самом конце 2017 года НБУ внес ряд изменений в Положение о порядке регистрации и лицензирования банков, открытия обособленных подразделений, утвержденного Постановлением Правления НБУ от 08.09.2011 г. №306.

Эти изменения коснулись целого ряда вопросов, в том числе порядка приобретения или увеличения существенного участия в капитале банка, начала нового вида деятельности банками, в отношении которых применялось ограничение в деятельности, а также изменения касающиеся применения печатей в документах на регистрацию.

Наиболее важные нововведения в этом контексте касаются приобретения существенного участия в банке, то есть 10 или более процентов уставного капитала банка.

Хотя владение таким пакетом акций – это еще далеко не контроль над банком, но его приобретение может быть первым шагом к установлению такого контроля.

Акционер, владеющий таким значительным пакетом акций, обладает целым рядом дополнительных возможностей влияния на процесс управления банком.

Поэтому банковский регулятор уделяет особое внимание личности владельцев существенного участия, которые могут стать таковыми только после согласования приобретения (увеличения) соответствующего пакета акций с Национальным банком.

В рамках такой процедуры согласования регулятор проверяет финансовое состояние лиц, которые намереваются стать владельцами существенного участия.

Новые положения предусматривают, в частности, что размер собственных средств юридического или физического лица, которое станет конечным владельцем существенного участия в банке, должен быть большим, чем та часть регулятивного капитала банка, которая пропорциональна приобретаемой доле в уставном капитале такого банка.

Финансовое состояние такого акционера имеет большое значение: регулятору важно знать, что в случае, если банк будет испытывать финансовые трудности, его собственники смогут оказать банку весомую финансовую поддержку.

Кроме того, в украинском банковском законодательстве существуют нормы, позволяющие привлечь к ответственности владельцев существенного участия в банке, действия которых послужили причиной наступления его неплатежеспособности.

В частности, связанное с банком лицо, действия или бездеятельность которого привели к причинению банку ущерба по его вине, несет ответственность своим имуществом. Поэтому важно, чтобы такого имущества было достаточно.

Законодательство также обязывает владельцев существенного участия предпринимать своевременные меры для предотвращения неплатежеспособности банка.

К примеру, своевременно совершать действия по докапитализации соответствующего банковского учреждения (т.е. доведения размера его уставного капитала до уровня, требуемого законом, в рамках установленного регулятором плана докапитализации).

Вышеуказанные изменения коснулись и этого аспекта.

Теперь в случае приобретения юридическим или физическим лицом существенного участия в банке, который требует докапитализации, такое лицо должно подать в НБУ подтверждение источников происхождения всех необходимых средств, которые будут направляться на дополнительную капитализацию этого банка.

С учетом того, что не все конечные бенефициары банков, чей капитал не соответствует требуемому показателю, готовы совершать дополнительные взносы в уставные капиталы или привлекать сторонних инвесторов, банковский регулятор хочет изначально удостовериться, что такие собственники имеют достаточные финансовые возможности легального происхождения для совершения этих инвестиций.

Помимо этого, для согласования приобретения существенного участия в банке лицо, которое будет конечным владельцем такого участия, должно подать, среди прочего, бизнес-план деятельности банка, который должен включать информацию о необходимости банка в финансировании (в том числе путем увеличения уставного капитала), размерах финансирования, его сроках и источниках происхождения средств для такого финансирования.

Если новый владелец планирует сменить руководство банка после приобретения пакета акций, указанный бизнес-план должен содержать также данные о кандидатах на должности председателя правления, председателя совета банка и главного бухгалтера, включая информацию об их профессиональной пригодности и безупречной деловой репутации.

Благодаря этим новым требованиям банковский регулятор уже на стадии согласования приобретения существенного участия в банке сможет понимать планы нового владельца в отношении дальнейшего развития банка, его менеджмента и оценивать способность такого владельца оказывать банку финансовую поддержку в будущем.

Внесенные изменения предусматривают также возможность приобретения или увеличения существенного участия в банке без предварительного согласования этого с НБУ в ряде оговоренных случаев. К таким случаям относятся:

  • получение акций в наследство; 
  • приобретение акций банка по результатам приобретения контрольного пакета акций такого банка (т.е. в случаях выкупа акций у оставшихся миноритарных акционеров в порядке, предусмотренном Законом Украины "Об акционерных обществах");
  • единоличное приобретение существенного участия лицами, которые ранее совместно владели существенным участием в банке, в результате прекращения правоотношений между ними.

Однако возможность приобретения или увеличения существенного участия в банке без предварительного согласования с НБУ в каждом из указанных случаев отнюдь не означает отсутствие обязанности его получения постфактум.

Владелец соответствующего пакета акций должен будет согласовать с НБУ фактически приобретенное (увеличенное) существенное участие в течение двух месяцев после такого приобретения.

Таким образом, новые положения вводят специальный правовой механизм легализации статуса таких лиц как фактических владельцев существенного участия.

Данный краткий обзор ключевых изменений в нормативном регулировании банковской деятельности позволяет сделать вывод, что они коснулись преимущественно вопросов, связанных владением существенным участием в капитале банка.

Это вполне соответствует общей тенденции к усилению ответственности связанных с банком лиц, повышению требований к таким лицам и прозрачности самого владения.

В то же время следует помнить, что ужесточение контроля за приобретением существенного участия в банке не является гарантией его стабильности в будущем.

Эффективная защита кредиторов банка от злонамеренных действий его владельцев по выведению активов и доведению банка до банкротства возможна только при высоком уровне банковского надзора со стороны регулятора за деятельностью банковских учреждений и своевременном принятии мер по недопущению банкротства банка.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх