Колонки Чекер Ярослав
  493  0

Чем поможет Украине Центр разрешения споров Энергосообщества

На сегодняшний день институт медиации начинает вызывать все большее доверие со стороны участников инвестиционных споров Европы.

  

Фото: smitheylaw.com

Такая ситуация обусловлена рядом факторов: потребность в быстром разрешении конфликтов, сложная процедура исполнения решений арбитражных судов, высокие издержки на судебные и арбитражные разбирательства.

В то же время, применение медиации может существенно упростить решение конфликтных ситуаций между инвестором и государством.

Вместе с тем, успешность такого института во многом зависит от понимания сторонами необходимости принятия на себя обязательств по исполнению достигнутых договоренностей, а также наличие третьей стороны, которая будет оказывать поддержку в организации переговоров и подборе путей решения конфликта.

Исходя из этого, Секретариат Энергетического Сообщества 25 октября 2016 года принял процедурный акт 2016/3/ECS и в соответствии с ним организовал Центр разрешения споров и переговоров ("Центр").

Центр является необходимым для энергетического рынка институтом медиации. Передача спора на рассмотрение в этот институт становится новым механизмом урегулирования разногласий и выработки приемлемого для сторон энергетического спора решения.

Согласно части 3 статьи 1 2016/3/ECS Центр предоставляет три процедуры решения споров:

- "third-party disputes", то есть поддержка переговоров о разрешении споров между частными сторонами, частными сторонами и государством, государствами;

- "dispute settlement negotiations", то есть переговоры по разрешению споров, которые возникают относительно Договора о создании Энергетического сообщества;

- "negotiation support", то есть помощь в проведении переговоров между государствами (их органами власти, государственными предприятиями), международными организациями и частными сторонами.

Для запуска наиболее интересной для частных сторон процедуры "third-party disputes" необходимо подать письменный запрос ("request for facilitation") о содействии Центра переговорам, который содержит указания названий, адресов, описание сути спора, описание рассмотрения связанного спора, любые другие документы, необходимые для целей переговоров.

После регистрации запроса сторонам направляется для подписания проект меморандума о взаимопонимании ("Memorandum of Understanding") и проект процедурного расписания.

Кандидатура посредника избирается по соглашению сторон из состава Секретариата Энергетического Сообщества, а в случае если стороны не пришли к решению по поводу арбитра, посредника назначает сам Центр.

Продолжительность переговоров и разрешения спора Центром составляет 3 месяца, при этом стороны могут согласовать и более длительный срок.

Процедура считается завершенной в трех случаях:

  • стороны достигли мирового соглашения;
  • стороны уведомили посредника о прекращении переговоров;
  • соглашение не достигнуто в сроки, указанные в меморандуме о взаимопонимании, или в трехмесячный срок, если иной срок не был установлен.

Преимущества медиации

Являясь новым инструментом урегулирования споров, обращение в Центр имеет ряд преимуществ по сравнению с другими механизмами, среди которых:

- широкий перечень заявителей, включая государства, участников рынка, инвесторов, общественные и международные организации;

- достаточно короткие сроки, отведенные на решение спора и возможность их регулировать путем соглашения сторон;

- Центр предоставляет услуги на бесплатной основе;

- свобода выбора посредника, сроков и места проведения переговоров, обеспечение конфиденциальности.

Недостатки процедуры медиации

Процедура урегулирования споров Центром имеет и ряд недостатков, основным из которых является риск того, что достигнутые соглашения не смогут стать окончательным решением для сторон спора.

Например, в случае, если стороны откажутся добровольно исполнять обязательства, взятые на себя по такому соглашению.

Кроме того, учитывая небольшую историю функционирования Центра, негативным аспектом применения медиации может стать отсутствие наработанной практики.

Исходя из этого, сложно предугадать возможные проблемы применения такой процедуры урегулирования спора.

Положительный опыт разрешения споров

Одним из примеров успешного урегулирования спора с участием Центра является спор о соблюдении принципа взаимности и взаимного признания лицензий в Косово.

На основе достигнутого согласия с Управлением регулирования энергетики в Косово (Energy Regulatory Office) участник рынка Германии Statkraft станет участником оптового рынка электроэнергии в Косово, не подпадая под требование о получении лицензии.

Также позитивным примером является спор двух тепловых электростанций с Боснией и Герцеговиной, который заключался в несоответствии двух экологических разрешений электростанций законодательству Энергетического Сообщества.

В результате урегулирования спора, Министерство охраны окружающей среды и туризма Боснии и Герцеговины согласилось изменить два разрешения в соответствии с требованиями Европейского Союза.

Следует заметить, что соглашение о разрешении спора было подписано в тот же день, в который проводилась медиация. Это свидетельствует о том, что при заинтересованности сторон спор может быть урегулирован в кратчайшие сроки.

Таким образом, уже существующая практика свидетельствует о возможности успешного, эффективного и быстрого урегулирования разногласий при обоюдном желании сторон достичь консенсуса в решении спора.

Перспективы применения в Украине

В Украине первое упоминание о возможности обращения в Центр касалось производителей электрической энергии из альтернативных источников.

Так, в сентябре 2017 года были утверждены изменения в Примерный договор о купле-продаже электрической энергии между ГП "Энергорынок" и производителями энергии из альтернативных источников.

Статья 7 Примерного договора установила, что "все споры и разногласия между Сторонами будут решаться по возможности путем переговоров.

Стороны могут обратиться в Центр за содействием в мирном разрешении таких споров и разногласий в порядке, установленном Процедурным актом Секретариата Энергетического сообщества 2016/3/ECS об учреждении Центра разрешения споров и переговоров".

В случае невозможности разрешения спора в таком порядке, Стороны могут обратиться в хозяйственный суд Украины или в арбитраж согласно Арбитражному регламенту Международной торговой палаты (ICC).

Таким образом, на сегодняшний день Центр становится новой эффективной возможностью быстрого урегулирования разногласий, возникающих касательно осуществления инвестиционной деятельности в энергетическую сферу.

Хоть и услуги Центра не носят обязательного характера, а решения не обеспечены специальной принудительной процедурой исполнения, практика обращения инвесторов в Центр свидетельствует о том, что стороны спора часто сами заинтересованы в нахождении эффективного, компромиссного решения в короткие сроки, чем в участии в длительных судебных и арбитражных процессах.

Для украинского и иностранного бизнеса обращение в Центр может стать хорошей альтернативой судебным и арбитражным разбирательствам в области энергетики.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх