Колонки Галина Мельник
  910  0

Налог на выведенный капитал: как это должно работать?

Идея внедрить налог на выведенный капитал была заложена еще в Законе Украины от 21.12.2016 года. Тем не менее, по состоянию на декабрь 2017 года данный документ все еще не внесен в Парламент в качестве законодательной инициативы, как этого требовал вышеупомянутый Закон.

Фото: uzhgorod.net.ua

Законом "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно улучшения инвестиционного климата в Украине" Кабинету Министров Украины предписывалось до 01.07.2017 года разработать и внести в Верховную Раду Украины законопроект о внедрении налога на выведенный капитал.

Действительно, соответствующий проект был разработан, опубликован на сайте Министерства финансов Украины, и в октябре этого года был одобрен Кабмином. 

Вокруг последствий введения данного налога разгорелась жаркая дискуссия. Президент пообещал бизнесу внедрить налог на выведенный капитал уже в 2018 году.

При этом сам же Минфин (разработчик законопроекта) отметил, что хотя данный налог в целом должен стимулировать бизнес реинвестировать заработанные деньги в производство и развитие, в первый год работы такой налог приведет к потерям государственного бюджета в сумме 26 млрд грн, а местных бюджетов – 5,4 млрд грн.

Более того, Минфин обнародовал справку касательно соответствия законопроекта о налоге на выведенный капитал обязательствам Украины в сфере евроинтеграции, которая критикует подобную новацию.

В данной справке указано, что налог на выведенный капитал будет противоречить избранной Украиной стратегии противодействия размыванию налоговых баз (плану BEPS).

Также справка утверждает, что налог на выведенный капитал не соответствует Типовой налоговой конвенции ОЭСР, которая базируется на классической модели налогообложения прибыли (действует на данный момент в Украине и в большинстве стран мира). 

Итак, что же представляет из себя налог на выведенный капитал?

В отличие от классической модели налога на прибыль, при которой облагается разница между доходами и расходами, налог на выведенный капитал применяется только к определенным исходящим платежам (к выводу прибыли в форме дивидендов и приравненным к нему операциям).

Таким образом, расходная часть в ее классическом понимании теряет значение, поскольку расходы не учитываются при определении базы налогообложения.

При этом удельный вес в расчете налоговой нагрузки приобретают операции по распределению прибыли, которые законопроект предлагает облагать по ставкам 5%, 15% и 20% (в зависимости от конкретного вида операции).

Налогом по ставке 5% предлагается обложить выплаты процентов, комиссий, штрафов и иных подобных платежей по займам, полученным от родственных нерезидентов. 

Налогом по ставке 15%, в частности, предлагается облагать вывод капитала в форме дивидендов; при продаже долей, выходе из состава участников или ликвидации компании – сумму, превышающую расходы участника/акционера на приобретение участия (capital gain).

А также в случае выплат/возврата средств из совместной деятельности и доверительного управления – сумму, превышающую переданную в совместную деятельность/доверительное управление.

По ставке 20% законопроект предлагает облагать все остальные операции, приравненные к выводу капитала. К таким операциям, среди прочего, относятся:

  • выплата процентов и комиссий по займам от нерезидентов, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях;
  • выплата процентов и комиссий по займам от связанных нерезидентов, если сумма долговых обязательств у 3,5 раза превышает размер собственного капитала заемщика;
  • выплата финансовой помощи неплательщику налога на выведенный капитал (например, физическому лицу, плательщику единого налога);
  • бесплатная передача имущества (товаров/работ/услуг) неплательщику налога;
  • нецелевое расходование средств неприбыльными организациями;
  • приобретение товаров/работ/услуг у связанных лиц, которые используют упрощенную систему налогообложения;
  • инвестиции за рубеж;
  • выплаты на нерезидентов-принципалов по посредническим договорам;
  • выплаты роялти;
  • выплаты в рамках контролируемых операций, которые не соответствуют принципу "вытянутой руки".

 Примечательно, что в большинстве случаев вышеуказанные операции облагаются налогом на выведенный капитал только в том случае, если выплаты осуществляются на неплательщика налога на выведенный капитал.

То есть, пока деньги циркулируют среди плательщиков налога на выведенный капитал, они не облагаются налогом.

При этом пресекаются возможности вывода средств из бизнеса с существенной экономией на налогах, в частности, в виде займов физическим лицам и расходных операций с плательщиками единого налога и связанными нерезидентами.

Описанный выше механизм налогообложения выведенного капитала воплощает кардинально иной подход к наполнению бюджета в сравнении с тем, который имеется сейчас.

Новая модель налогообложения бизнеса базируется на отложенном положительном эффекте для казны: снижение налогового бремени должно стимулировать экономику, вследствие чего в будущем ожидается увеличение бюджетных поступлений. 

Несмотря на благие намерения правительства, вполне логичными являются опасения бизнеса о том, что в случае введения налога на выведенный капитал государство все же будет принимать активные меры по восполнению недостатка бюджетных поступлений, которые ожидаются в первое время.

А это означает, что вполне оправдано ожидать сокращения расходной части бюджета (что, в том числе, негативно скажется на качестве оказания государством административных услуг бизнесу), увеличения ставок других налогов и сборов и ужесточения доначислений по итогам проверок налогоплательщиков.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх