Колонки Юрий Щуклин
  1371  0

Одна лишь автоматическая система распределения вагонов не спасет "Укрзализныцю"

Автоматическая система стала заложником конкурентных войн среди экспедиторов и на данном этапе не справляется с находчивостью "лидеров" и их грязными методами.

С зерновозами все плохо не потому, что Автоматическая система "Управление пересылкой порожних вагонов" (далее АС УППВ) плохая. Все плохо, потому что обеспечение порожняком (зерновозами в частности), в последние 15 лет превратилось в отдельную высокодоходную исключительно коррупционную отрасль. Ее доходы составляют 350 – 500 млн грн в год.

Нет ни одного работника "Укрзализныци", Дороги или Дирекции (поле реформы стали филиалами), ни одного начальника или руководителя, который бы реально хотел, чтобы АС УППВ полноценно заработала. А те "кадры", которые контролировали этот "доход", не позволят никакой Системе его остановить.

Основной причиной, (следствием которой явился коллапс с перевозкой) я считаю наличие в Украине, такого себе, парадокса - "конфликт интересов, наоборот".

Почти всех участников зерновой индустрии , кроме производителей зерна и собственников компаний-зернотрейдеров, устраивает сегодняшнее положение дел с логистикой в Украине:

- большинству элеваторов выгодно, чтобы зерно своевременно не вывозилось – они зарабатывают на хранении, и не несут ответственности;

- экспедиторы при дефиците зерновозов повышают ставки, оправдывают свое существование;

- чиновники "Укрзализныци" на местах, контролирующие распределение вагонов, получают ни с чем не сравнимую "благодарность" за приоритетное обеспечение нужных экспедиторов (часть из которых им же и принадлежит);

- украинский менеджмент иностранных компаний-зернотрейдеров, получая от своих экспедиторов "премии" закрывает глаза на завышенные бюджеты перевозки, и уже не имеет возможности требовать от элеваторов и перевозчика (УЗ) выполнения обязательств по своевременной отгрузке зерна.

- УЗ, благодаря посреднику, освобождается от претензий реальных грузовладельцев-экспортеров (за невыполнение планов погрузки и за сохранность груза), самоустраняется от обязательств перед элеваторами, которых для нее (УЗ) не существует. Вся ответственность, теоретически, возлагается на экспедитора, который не желает предъявлять иски к УЗ.

По природе своей, услуга экспедирования зерна по железным дорогам – это коррупция 80-го уровня. Это, когда одна сторона выдумывает усложнения в виде сертификатов, планов, санобработок вагонов, других нормативных извращений, а вторая - нанимает "предприимчивых" и "договороспособных", для устранения проблем и выполнения контрактов "любой ценой".

Автоматическая система стала заложником конкурентных войн среди экспедиторов и на данном этапе не справляется с находчивостью "лидеров", с их грязными методами. Она обеспечивает вагонами больше тех, кто химичит с АС "Месплан" (система электронного документооборота), являющейся источником исходных данных для АС УППВ.

Программа – это чистая математика, в отличие от украинского бизнеса. Нельзя объяснить машине, что заложенные в программу алгоритмы, основанные на нормативах, могут не выполняться, искажаться и нарушаться самими же отправителями и железнодорожниками.

К сожалению, в условиях жесткой конкуренции, представители зерновой индустрии, а также собственники элеваторов и чиновники "Укрзализныци", реально не хотят что-либо изменить, виртуозно находя причины своего бездействия в Правилах перевозок и в Уставах, ссылаясь на коммерческие тайны и " законы свободного рынка", сами эту свободу и хороня...

В ближайшее время я опубликую свои соображения о том, как сократить оборот вагона и где взять средства на запокупку 1000 зерновозов в год без увеличения тарифа.

 
 
 вверх