Колонки Ольга Кошарная
  1689  2

НКРЭКУ & НАЭК "Энергоатом"

Тарифная политика НКРЕКУ относительно ГП НАЭК "Энергоатом" последние годы, особенно после применения формулы "Роттердам+", имеет откровенно дискриминационный характер.

Если в 2000 году превышение тарифа ТЭС над АЭС в Украине составляло 1,5 раза, то за 7 месяцев 2017 оно достигло рекордных 3,5 раза. Из мирового опыта известно, что в странах с развитой ядерной энергетикой превышение в тарифах ограничивается 30%, в РФ - только на 16%.

Цена электроэнергии на российских АЭС, учитывая курс НБУ, на 41% выше тарифа украинских АЭС. При этом, в отличие от российских АЭС, которые обеспечены ядерным топливом и энергетическим оборудованием внутреннего производства, НАЭК "Энергоатом" закупает свежее ядерное топливо и оплачивает услуги по вывозу отработанного ядерного топлива преимущественно по внешним контрактам.

Непропорциональное относительно девальвации гривны, состоявшейся в 2015 году, увеличение тарифа для АЭС (в 1,5 раза, в то время как девальвация была трехкратной) привело к увеличению топливной составляющей в тарифе АЭС до рекордных 48%. Хотя обычно она составляет 25%.

Таким образом, искусственное "замораживание" тарифа для АЭС привело к тому, что из-за увеличения топливной доли в тарифе средств на повышение безопасности и развития Компании катастрофически не хватает. А в этом году инвестиционная составляющая уменьшилась до рекордных 7,7%, то есть – вдвое по сравнению с 2014 годом.

Отдельно отмечу, что от финансового благополучия НАЭК "Энергоатом" и достаточного объема средств в его тарифе на развитие (инвестиционная составляющая) зависит функционирование других предприятий отрасли, которые поставляют товары и услуги для АЭС. Предприятий, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью и являющихся гордостью промышленности государства Украина.

Согласно ст. 11 Конвенции о ядерной безопасности, ст. 32 Закона Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" оператор АЭС несет полную ответственность за безопасность ядерной установки и должен иметь соответствующие финансовые, материальные и другие ресурсы, которыми государство его должно обеспечить.

На текущий год потребности "Энергатома" в финансировании мероприятий по повышению безопасности учтены в тарифе только на одну треть. Выделение необходимых средств происходит не ритмично.

В частности, на начало года по статьям "продление сроков эксплуатации", "повышение безопасности некапитального характера" средства в тарифе вообще не предусматривались. А на сопровождение эксплуатации всех 15 энергоблоков было выделено только 5,1 млн грн!

Вместе с тем, эти средства расходуются Компанией на подготовку таких важных документов, как отчеты по анализу безопасности, оплату государственной экспертизы по ядерной и радиационной безопасности этих отчетов и технических решений, которые Компания планирует внедрить при продлении срока эксплуатации или при повышении безопасности.

Перебирание на себя НКРЭКУ несвойственных ей функций, а именно – права решать, какие мероприятия по Комплексной сводной программе повышения безопасности украинских АЭС стоит включать в тариф, и в каком объеме, является вмешательством в хозяйственную деятельность Компании и противоречит постановлению Кабмина от 07.12.2011 года №1270, согласно которому с НКРЭКУ должны согласовываться только объем финансирования КСПБ на текущей год.

А действующий порядок расчета тарифа на электроэнергию (утвержден постановлением НКРЭ от 12.10.2005 №896) противоречит нормативному документу по ядерной безопасности ЧП 306.2.106-2005 "Требования к проведению модификации и порядка оценки безопасности".

Участие НАЭК "Энергатом" в работе профильных обществах и ассоциациях, как оператора парка энергоблоков, занимающего по количеству второе место в Европе и девятое в мире, является неотъемлемой частью развития его производственной деятельности.

В частности, во Всемирной ассоциации операторов АЭС, объединяющей все организации мира, эксплуатирующие АЭС. Членство в ВАО АЭС, которая создала основательную и объемную базу данных по событиям на АЭС мира, позволяет использовать ее для предотвращения аналогичных событий на украинских АЭС, применять в практической деятельности рекомендации, разрабатываемые ВАО АЭС, для сравнительного анализа и повышения эффективности работы и надежности АЭС при эксплуатации.

Миссии технической поддержки, обмен опытом в рамках работы ВАО АЭС позволяют украинскому оператору усваивать лучший мировой опыт, благодаря чему его усилия в сфере модернизации и повышения АЭС получили мировое признание, что было подтверждено на заседании Сторон Конвенции по ядерной безопасности, состоявшейся в апреле 2017 года в МАГАТЭ (Вена, Австрия).

ВАО АЭС работает на некоммерческой основе. Все расходы на содержание Секретариата и руководящих органов, выполнения программ осуществляется за счет членских взносов.

Отказ НКРЭКУ включить в тариф НАЭК "Энергоатом" взносы в профильные общества и ассоциации без аргументов, при том, что это происходит постоянно с 2014 года, приведет к потере членства в ВАО АЭС, и станет беспрецедентным случаем за всю историю Ассоциации.

Зарубежные коллеги не могут сдержать своего недоумения, каким образом компания, генерирующая около 60% электроэнергии в стране объемом товарной продукции около 40 млрд грн в год, не в состоянии оплатить 0,4% от этого объема.

Этот позорный факт не только порочит репутацию Компании, но и негативно влияет на восприятие государства Украина в мире. Не стоит также забывать, что именно благодаря международной технической помощи и тесному сотрудничеству с международными профильными организациями НАЭК "Энергоатом" значительно улучшила уровень безопасности украинских АЭС с 90-х годов и стала генератором собственных "хороших практик", которые ВАО АЭС и Стороны Конвенции по ядерной безопасности рекомендуют внедрять другим операторам.

Держать в "черном теле" государственную генерирующую компанию, чтобы сверхприбыли получала частная компания, владеющая ТЭС – это мы уже проходили в 2012 – 2014 годах во времена правления Януковича-Азарова.

Но "молодая команда", пришедшая в НКРЭКУ после Революции Достоинства, успешно продолжила эту позорную традицию, нагло попирая основной принцип работы регулятора естественных монополий, которого она должна была бы свято придерживаться: сохранять баланс интересов бизнеса, государства и потребителя.

Заметьте, что бизнес стоит на первом месте, при этом не важно, кто им владеет. Но либералы-рыночники, в лице пана Дмитрия Вовка, ссылающегося постоянно на европейский и мировой опыт, особенно относительно цен и тарифов, и акцентируя, что у нас в Украине они самые низкие, не только баланс не сохраняют, но и откровенно играют на стороне одного всем известного олигарха, вероятно, получая от него немалые "чаевые".

В ущерб не только государственной компании, но и самому государству и потребителям.

 
 
 вверх