Колонки Денис Русин
  2625  0

Кому мешает конкуренция в портах?

Мы наивно полагали, что времена "Дунканов Мак Лаудов" в бизнесе ушли безвозвратно…

Внедренные по требованию европейских партнеров изменения законодательства создали возможность для конкуренции на рынке зерновой логистики в Украине.

Благодаря этому рынок как таковой развивался в последние годы. Зерновладельцы и портовые операторы создали широкую сеть припортовых элеваторов и зерновых складов. У грузоотправителей появились альтернативы, где хранить и откуда отправлять грузы. Портовые операторы и морские порты начали бороться за грузы и предлагать клиентам лучший сервис и приемлемые цены. Видимо, эта конкурентность начала кому-то мешать.

Разработанная Министерством аграрной политики новая Инструкция о количественно-качественном учете зерна фактически отсекает от рынка целый пласт малого и среднего бизнеса и те морские порты, которые стали альтернативой большим портам.

Ассоциация международных экспедиторов Украины, в которую входит и наша компания, приняла обращение к премьер-министру, министру инфраструктуры и главе АМПУ с требованием отменить дискриминационную норму этой Инструкции, согласно которой "формирование партий экспортного зерна может производиться только зерновыми складами, которые ведут свою деятельность на территории морских портов, согласно Реестру морских портов Украины".

Мы хотим знать – почему под видом обновления правил складского учета зерна происходит перераспределение рынка, которое будет выгодно, в первую очередь, большим портам и олигархам, уже построившим там свои крупные складские комплексы и элеваторы.

Портовые операторы накапливают партии экспортных зерновых грузов на многочисленных припортовых складах, откуда подвозят к причалам и загружают суда. Норма Инструкции МинАПК вводит в эту цепочку нового участника – внутрипортовый зерновой склад.

Согласно Инструкции, отправитель груза обязан загрузить зерно на внутрипортовый зерновой склад, и уже с территории этого склада зерно может попасть на корабль.

Это абсурд. Потому что ни в одной развитой стране порты не работают как склады. Вокруг всех крупных портов стран Европы выстроена инфраструктура по накоплению грузов: так называемые "сухие порты", вспомогательные терминалы, откуда грузы доставляются в морской порт.

Порт функционирует как хаб, а не как склад, и добавленную стоимость создает не только линия причалов, прилегающая к морю, а регион вокруг порта. Такая система обеспечивает и оптимальную загруженность портов, и приемлемые для рынка цены за перевалку грузов (которые ниже украинских в среднем в 3-4 раза).

По такому же принципу сейчас функционируют порты Азовского и Днепро-Бугского региона (например Бердянски йморской порт, СМП "Ольвия"), которые изначально не были предназначены для зерновых грузов. Благодаря выстроенной частными компаниями системе накопления и доставки зерновых грузов в порт, объемы перевалки зерна через Бердянский порт выросли – и это компенсировало урон от падения грузопотоков металла и угля после начала боевых действий на Донбассе.

Акцентируем, что государство не тратило средств в расширение пропускной способности порта как зернового хаба - т.к. это сделали частные компании, которые развивали там бизнес. Выигрывали все: и государство в лице Администрации морских портов (которая получала больше отчислений от заходов судов), и владельцы зерновых грузов из Юго-Восточной Украины.

Но Инструкция лишит предпринимателей права продолжать этот вид деятельности, а их инвестиции в создание припортовой инфраструктуры окажутся не защищены. Это абсурд, что логистику перевалки зерновых грузов через причалы морских портов регулирует Министерство аграрной политики и продовольствия, а тем более – в "Инструкции о количественно-качественном учете зерна".

Законодательство Украины не указывает, что право быть портовым оператором зависит от наличия или отсутствия склада на территории порта.

Сегодня в Украине есть рынок логистики украинского зерна, в котором производитель может выбирать и определять приемлемую для себя цену услуги, не зависеть от государственного монополиста.

12 июля 2017 года истек месяц, выделенный на общественное обсуждение проекта Инструкции. Ассоциация международных экспедиторов, куда входят более 150-ти транспортно-экспедиторских организаций разных форм собственности, призывает власти не внедрять норму, которая убьет средний и малый бизнес, увеличит издержки на логистику зерна, и ухудшит условия для украинских экспортеров.

Искусственное перераспределение рынка зернового экспорта в пользу крупного бизнеса, который одновременно располагает и доступом к морским причалам, и техническими возможностями накапливать на складах крупные партии зерна, означает возврат к старым методам бизнеса времен 90-х, когда успех зависел не от качества сервиса, а от умения "подмять рынок под себя" и уничтожить конкурентов. Мы наивно полагали, что времена "Дунканов Мак Лаудов" в бизнесе ушли безвозвратно…

 
 
 вверх