Колонки Иван Красиков
  1533  3

"Наркофармация": из истории бюджетных прокладок

Как и по каким ценам медицинские коммунальные предприятия закупают лекарства для больных, страдающих неизлечимыми болезнями?

25 мая сотрудниками прокуратуры были задержаны директор областного коммунального предприятия "Полтавафарм", депутат Полтавского областного совета Валерий Прядко и замначальника отдела экономической безопасности этого предприятия Руслан Гнездов.

Их подозревают в даче взятки сотруднику полиции за "быстрое" обследование и получение разрешений для использования помещений коммунальных аптек, в которых хранятся и отпускаются наркотические препараты.

Бизнес на легальной продаже отечественных наркотиков, большинство из которых производятся на одном предприятии в Харькове – привилегия коммунальных фармкомпаний в регионах, но и он, лишь, видимая часть айсберга в сфере манипулирования бюджетными средствами и коммунальным имуществом по всей стране.

Наркотические препараты применяются в разных отраслях медицины, но те, что, в основном, продаются в коммунальных аптеках, это сильнодействующие обезболивающие.

Купить их можно по специальному рецепту, который должен выписать лечащий врач – чаще всего, это врач амбулатории семейной медицины. Такие рецепты, например, выписывают тем, кому современная медицина помочь не в силах – паллиативным пациентам.

В целом, это люди, которые терпят сильную боль и остро нуждаются в таких препаратах. А острая потребность в препарате – возможность получить хорошую прибыль. Используя при этом, средства налогоплательщиков и коммунальное имущество.

Так, в соответствии с результатами исследования, проведенного при поддержке программной инициативы "Общественное здоровье" Международного фонда "Видродження", Центр первичной медико-санитарной помощи Славянска (Донецкая область) закупал наркопрепарат "трамадол" производства компании "Здоровье народа" (Харьков) по 7,2 гривны за ампулу при цене производителя 2,47 грн/ампула у донецкого коммунального предприятия "Фармация".

Кликните для увеличения

Александровская клиническая больница г. Киева закупала наркопрепарат "фентанил" по 57,24 грн/ампула при отпускной цене производителя 26,32 грн/ампула. А препарат "сибазон" по 39,99 грн/ампула при отпускной цене производителя 16,06 грн/ампула – у городского коммунального предприятия "Фармация" (Киев).

Медучреждения Днепропетровской области, в основном, закупали наркопрепарат "морфин" по 45-46 гривен за ампулу у областного коммунального предприятия "Фармация". Донецкое коммунальное предприятие "Фармация" продавало "морфин" центральной городской клинической больнице Дружковки по 40,4 грн/ампула.

В то же время, больницы Львовской и Ровенской областей закупали данный препарат у ЧП ПКФ "Скайинвест" приблизительно по 32 грн/ампула. Отпускная цена производителя на этот препарат – 23,54 грн/ампула.

Коммунальные фармацевтические предприятия (в Киеве, Донецкой, Днепропетровской и ряде других областей они носят название "Фармация") имеют на своем балансе большое количество зданий и помещений, в том числе, и в больницах, в которых расположены аптеки и склады.

Многие из них, как, например, "Фармация" в Днепропетровской области, управляют несколькими десятками аптек, а большинство объектов недвижимости сдают в аренду, но ряд других, как "Полтавафарм", управляют сетями, в которые входят сотни аптек.

Главное преимущество коммунальных "фармаций" по сравнению с другими субъектами рынка – жесткая привязка к коммунальным медучреждениям. Зачастую центры первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП) в городах и районах не заинтересованы закупать медицинские препараты напрямую. Якобы из-за того, что не могут оплатить их стоимость за счет бюджетных средств полностью и сразу.

Кликните для увеличения

И здесь "руку помощи" протягивает местная "Фармация": предприятие закупает лекарства у дистрибьютора (нередко, по уже завышенной цене), а затем, как бы, продает ЦПМСП, с маржой. На самом деле, фармпредприятие передает лекарства пациентам по, так называемым, "бесплатным рецептам" в своих аптеках.

В ряде городов, эту "услугу" оправдывают еще и тем, что медучреждения не имеют условий (помещений, персонала), чтобы передавать лекарства пациентам самостоятельно. А ЦПМСП, получив деньги из местного бюджета, оплачивают стоимость переданных препаратов.

Но часто коммунальная "Фармация" зарабатывает не только на кругообороте бюджетных средств и, фактически, их "продаже" больницам, но и на самих пациентах, имеющих право получать бесплатные лекарства.

Общеизвестно, что за бюджетные средства закупается 10-50% лекарственных препаратов от потребности тех пациентов, которые должны получать их бесплатно. И если речь идет о пациенте, который терпит сильнейшую боль, то ему некогда ждать, пока власти выделят деньги на закупку новой партии препаратов.

И он платит. При этом не факт, что со следующей закупки он получит лекарство, которое законодательство обязывает предоставить ему бесплатно: в Украине нет правовых норм, которые четко описывают схемы определения потребности в препаратах.

Тем более, что на протяжении двадцати пяти лет, больницы получали только маленькую часть от требуемого количества бюджетных средств. Но главное, ни один акт законодательства не регулирует систему общественного контроля над реализацией схем определения не только потребности в препаратах, но и их передачей конкретному пациенту.

Любые злоупотребления в этой сфере надежно защищены законодательством о персональных данных и медицинской тайной, а создать систему проверки формирования потребности и получения пациентами бесплатных лекарств, основываясь на де-персонифицированных данных, в Кабинете министров и в Верховной раде так никто и не предложил.

Впрочем, в условиях, когда медицина продолжает финансироваться из государственного бюджета по так называемому "остаточному принципу" и выделяемых средств катастрофически не хватает, любая система контроля, с высокой долей вероятности, не будет результативно функционировать.

Но Министерство здравоохранения, Министерство экономического развития и торговли, народные депутаты и депутаты местных советов, городские головы и главы местных государственных администраций, могут прекратить деятельность бюджетных прокладок и создать юридические условия, чтобы лекарственные препараты за бюджетные средства закупались медучреждениями по отпускным оптовым ценам производителей и дешевле.

А не основываясь на Реестре оптово-отпускных цен на лекарственные препараты, утвержденном Министерством здравоохранения, который, в целом ряде случаев, создает основания для нерационального расходования бюджетных средств, особенно, на уровне регионов.

 
 
 вверх