Колонки Олег Проценко
  1236  2

Землю – громадам

Одни продуцируют громкие заявления, якобы защищая "народную" землю. Другие, публично изображая согласие с реформой, тихо саботируют ее введение.

Вопрос земли снова, как и сто лет назад, стоит в центре политической повестки дня. В наследство от Советского союза нам досталась гиперцентрализованная система управления земельными ресурсами. Система совершенно несоответствующая требованиям рыночной экономики. Система, прямо противоречащая идеологии ключевой реформы – реформы децентрализации.

Есть у ОТГ земля?

В Украине более 60 млн га земли. Из них больше 70% (42 млн га) – земля сельхозназначения, которая находится за границами населённых пунктов. Более 30 млн га распаеваны и принадлежат 6,9 млн частных лиц.

Печально что уже около 1 млн человек умерли так и не воспользовавшись своим правом на распоряжение своим имуществом.

А 10,5 млн га – до сих пор государственные. Реформа децентрализации позволит объединенным территориальным громадам (ОТГ) распоряжаться большей частью этих земель, которыми сейчас распоряжаются центральные органы власти.

Земля – главный ресурс, перспективы использования которого являются неотъемлемой частью стратегии развития громады. Привлечение инвесторов, инициация создания промышленных и перерабатывающих предприятий, аренда (в перспективе – возможно и продажа) участков агропроизводителям – вот те "золотые жилы", разработка которых сможет определить вектор громады на долгие годы.

С другой стороны, давайте скажем честно, без прав на свою землю ОТГ – это просто общественная организация "Клуб любителей села N". Без полноценного управления землями у громады гораздо меньше денежных ресурсов, без наличия которых очень сложно улучшить социально-экономическое развитие громады.

Реформой мы исправим несправедливость, допущенную еще в 2001 году при принятии Земельного кодекса. Тогда полномочия по управлению землями были переданы Центральным органам власти, которые себя зарекомендовали, мягко говоря, не с самой лучшей стороны.

Прозрачность или черный рынок земли

Проблема в том, что сейчас чиновники нередко передают землю в аренду кому угодно, кроме местных жителей. А также зачастую раздают ее подставным лицам в порядке "бесплатной" приватизации. Есть подозрения, что делают это, скажем так, не безвозмездно.

Есть три функции собственности: владение, использование и распоряжение.

Что касается владения – формально ныне государственная (потенциально коммунальная) земля не продается. Просто она сдается в долгосрочную аренду на 49 лет. Что в нашей реальности и есть продажа.

Причем, поскольку формального рынка земли нет, то и поступления от такой аренды в госбюджет минимальные. Они исчисляются исходя из сомнительного качества оценки. Поступления в местные бюджеты – минимальные в сравнением с теми которые можно получать после открытия рынка земли и проведение децентрализации по управлению землями.

Хотя фактически рынок земли есть – просто он совершенно теневой и коррупционный. А вот неформальные "решалы" получают долю из расчета реальной цены земли на черном рынке (минимум $1000\га).

Распоряжение – местные органы власти лишены каких-либо возможностей распоряжаться землей сейчас.

Использование – часть земли сдается в аренду официально. Но иногда земля по документам пустует, а по факту там ведется деятельность, которая не оформлена и государство ничего с этого не получает.

Вроде там сплошные пустыри, а в действительности - бурная деятельность. Просто чиновники эту деятельность "не замечают". Вряд ли бесплатно.

Как должна произойти децентрализация земельных отношений

Основная идея по децентрализации в управлении земельными ресурсами заложена в законопроект №4355 "Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо розширення повноважень органів місцевого самоврядування з управління земельними ресурсами та посилення державного контролю за використанням і охороною земель".

Этим законом детально описана процедура передачи государственной земли от Геокадастра местным органам власти.

Цель – по европейскому образцу передать сельским, поселковым и городским советам полномочия по распоряжению землями государственной собственности за пределами населенных пунктов.

Реформа была внесена в коалиционное соглашение, но, к сожалению, сверхмощных лоббистов в течение долгого времени она не имела. В первую очередь, идея интересна местному самоуправлению, простым гражданам и бизнесу.

Основные положения законопроекта предусматривают:

1. Установить, что земли государственной собственности за пределами населенных пунктов передаются в собственность территориальных общин, которые объединились в соответствии с законом, и определить порядок такой передачи;

2. Передать сельским, поселковым, городским советам полномочия по распоряжению землями государственной собственности за пределами населенных пунктов в качестве делегированных полномочий (кроме земель обороны, земель природно-заповедного и другого природоохранного назначения на объектах природно-заповедного фонда общегосударственного значения и других, которые имеют важное значение для государства).

3. Предоставить полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель:

- центральному органу, который реализует государственную политику в сфере земельных отношений;

- исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов (в части контроля за выполнением требований по использованию земельных участков по целевому назначению; соблюдению сроков своевременного возвращения временно занятых земельных участков и обязательного выполнения мероприятий по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению; принятие в соответствии с законом меры по возвращению самовольно занятых земельных участков их владельцам или пользователям).

Установить, что полномочия по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель исполнительные органы местного самоуправления приобретают в случае принятия соответствующим советом решения об их осуществлении.

Установить, что центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, осуществляет надзор за осуществлением исполнительными органами местного самоуправления государственного контроля за использованием и охраной земель.

4. Предоставить органам местного самоуправления полномочия по изменению целевого назначения земельных участков частной собственности.

5. Определить порядок установления (восстановления) границ территориальных общин при возникновении неопределенности или спора по поводу таких границ.

Кто против

Главные враги реформы – лоббисты нынешнего теневого рынка госземли.

Посчитайте сами его объем, умножив 10,5 млн га на $1000\га. Это $10,5 млрд. Для сравнения, объем экспорта товаров и услуг Украины в 2016 году составил $44,885 млрд. Согласитесь, за контроль над такими деньжищами стоит побороться.

Даже небольшой доли этих средств хватит, чтобы нанять псевдообщественников, журналистов и депутатов, которые будут отстаивать глубоко порочную, отсталую, коррумпированную, социалистическую, по сути, систему хозяйствования.

Одни продуцируют громкие заявления, якобы защищая "народную", то есть чиновничью форму управления госземлей. Другие, публично изображая согласие с реформой, тихо саботируют ее введение, постоянно оттягивая и заговаривая принятие ключевых нормативных актов.

В результате долгожданный местными громадами законопроект просто не попадает в зал для голосования. Всегда находятся отговорки и дела поважнее.

Тем не менее, я уверен, что курс на реальную децентрализацию – безальтернативен. А реальной она станет лишь тогда, когда громады получат землю.

Убежден, что совокупное давление гражданского общества, прессы, здоровой части исполнительной и законодательной властей, а также наших зарубежных партнеров все же приведет к введению здоровой системы земельных отношений.

 
 
 вверх