Колонки Александр Когут
  2578  0

Трудности перевода: как манипулируют европейским законодательством

Зачем выталкивать из Украины легальный бизнес, который приносит ей миллиарды и создает тысячи рабочих мест?

В бизнесе работает простое правило: хочешь быть убедительным – аргументируй свою позицию. Факты, аргументы и объяснения – основа для принятия любого решения и гарантия успеха.

Мне всегда казалось, что эта прописная истина является основополагающей и в законотворческом процессе. Ведь любой закон должен иметь неоспоримую аргументацию (почему и зачем государство регулирует что-либо), а также учитывать последствия этого регулирования.

В Украине нет ни одной отрасли, которая была бы настолько зарегулирована, как табачная. С начала работы Верховной Рады VIII созыва зарегистрировано около 60 законопроектов, которые так или иначе касаются нашей индустрии.

Многие народные депутаты взвешенно относятся к регулированию табачной отрасли. Прежде чем предлагать изменения, они разбираются в теме, особенностях бизнеса, изучают международный опыт. И не забывают о здравом экономическом смысле. Но есть те, кто придерживается других принципов.

Почти детективная история

Два года назад, в мае 2015 года, группа народных депутатов зарегистрировала законопроект №2430, призванный внести изменения в регулирование табачной отрасли. Авторы законопроекта громко заявили о том, что их документ внедряет европейскую практику в украинское законодательство, а именно – нормы новой Директивы ЕС 2014/40/ЕС, которые регулируют работу табачной отрасли.

Но оказалось, что это совсем не так. Например, он не учитывает ряд норм этой Директивы, которые являются основополагающими для нормальной работы отрасли. А некоторые его положения прямо противоречат указанной Директиве.

Кроме того, текст законопроекта не предусматривал никаких переходных периодов, был юридически и лексически некорректным, включая грамматические ошибки, и содержал оценочные суждения, которые недопустимы в текстах законов.

Именно поэтому он получил негативный вывод от Главного научно-экспертного управления ВРУ. Также к нему возник ряд вопросов у Антикоррупционного комитета ВРУ, Министерства аграрной политики и продовольствия, Министерства экономики, Министерства юстиции и других инстанций.

Зато намного меньше таких вопросов возникло к альтернативному законопроекту №2430-1, нормы которого отображали более взвешенный подход.

Что нужно было сделать в таком случае? Наверное, прислушаться к мнению профессионалов в области экономики и юстиции, переписать текст законопроекта и использовать неоспоримые аргументы.

Но авторы законопроекта №2430 пошли другим путем. Осознав, что поддержки нет, они отозвали его, изменили название, добавили несколько фраз в заключительных положениях и, не потрудившись исправить грамматические ошибки, зарегистрировали снова под другим номером – 2820.

Но зарегистрировали его в комитете здравоохранения, хотя регулирование табачной отрасли, согласно Постановлению Верховной рады Украины № 22-VII – прямая ответственность Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

Ведь законопроект предусматривает техническое регулирование отрасли (состав продукции, маркировка, технические требования, отчетность, и т.д.), что не является зоной ответственности Комитета здравоохранения.

В поисках альтернативы

Индустрия не против регулирования как такового. Но мы за то, чтобы оно было обоснованным, практичным, нейтральным с точки зрения конкуренции и возможным с точки зрения исполнения. Но, к сожалению, это не случай законопроекта № 2820.

Не буду вдаваться в подробности, опишу только самые нелогичные требования этого законопроекта. Например, авторы предлагают разместить медицинское предупреждение о вреде курения в верхней части упаковки.

Но такая норма прямо конфликтует с требованиями законодательства о размещении в этом же месте акцизной марки. А марка должна разрываться при открытии пачки и не перекрывать медицинское предупреждение.

Еще предлагается запретить производство пачек со скошенными или закругленными углами. По мнению авторов, это поможет снизить уровень курения в стране.

Также они предлагают запретить добавки, которые абсолютно необходимы для производства табачных продуктов. Например, сахар, который содержится в табачном листе, но утрачивается в процессе сушки.

И самое главное – внедрить все требования сразу, без каких-либо переходных периодов, которые предусмотрены Директивой, на которую ссылаются авторы законопроекта № 2820.

В результате в парламенте оказались два законопроекта № 2820 и № 2430-1, которые регулируют одинаковую сферу вопросов, но рассматриваются разными комитетами.

Вмешаться в процесс пришлось главе Верховной рады. Он поручил создать рабочую группу, которая разработала бы новый законопроект на основе двух вышеупомянутых. Такой, который будет учитывать требования европейских Директив, но будет изложен юридически и экономически грамотно.

Рабочая группа была создана при Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики в июне 2016 года. Авторы законопроекта №2820 были приглашены в группу, чтобы разработать новый законопроект, но полностью проигнорировали это предложение.

Зато не проигнорировали акцию антитабачных активистов под Верховной Радой на прошлой неделе, где снова призывали поддержать свой некачественный законопроект.

Вопреки здравому смыслу

В бизнесе есть еще одно правило: манипуляции ни к чему хорошему не приводят. Никогда. Понимают ли это законодатели, которые продолжают отстаивать законопроект №2820, раскритикованный всеми возможными инстанциями?

Очевидно, да. Но продолжают манипулировать фактами и общественным мнением, декларируя заботу о здоровье украинцев и прикрываясь перекрученными нормами европейского законодательства.

Кстати, в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС нет требований имплементировать Директиву 2014/40/ЕС в украинское законодательство. Мало того, даже среди членов Европейского Союза остаются три страны, которые этого еще не сделали. Так почему Украина должна бежать вперед, сломя голову?

Давайте будем честными. Форма пачек сигарет никак не отразится на уровне распространения курения. Зато отсутствие переходных периодов, за которые мы должны изменить технологию производства, приведет к остановке фабрик и потерям для бюджета Украины.

Табачная индустрия в 2016 году принесла в бюджет Украины только акцизного налога на сумму более 32 млрд грн. Еще $ 279 млн ежегодно приносит экспорт табачной продукции в другие страны.

Зачем выталкивать из Украины легальный бизнес, который приносит ей миллиарды и создает тысячи рабочих мест?

Крупнейшие производители в Украине – это международные компании, которые ведут свой бизнес исключительно в рамках законодательства.

Мы всегда выступали за качественное регулирование на самом высоком уровне, а поэтому адаптация к европейскому законодательству должна проходить по-европейски – честно, справедливо, вовремя и без дешевых манипуляций.

 
 
 вверх