Колонки Владимир Гавриш
  1546  0

Как бороться с коррупцией в общественном строительстве

В 2016 году электронное декларирование в Украине показало, как мало мы знаем о своей стране, а особенно об украинских чиновниках, депутатах и известных политиках.

гостендер

Фото: Константин Чегринский / Kharkiv Today

Неизвестно, сколько еще интересного нам предстоит открыть, и какие громкие скандалы станут предметом общественного внимания. Сегодня, на мой взгляд, тема коррупции стала настолько "заезженной" в новостях, что многие из нас перестали обращать внимание на резонансные задержания, а размеры взяток уже никого не удивляют.

Тем не менее, меня как главу госадминистрации, интересует больше практика и конкретные способы выявления и борьбы, как с неэффективным, так и с коррупционным использованием общественных средств. И сразу отмечу, что почти во всех сферах, в которых нашей команде приходилось работать, можно навести порядок, когда на то есть "добрая" воля.

коррупция

Думаю, не секрет, что общественное строительство (строительство, ремонты) является наиболее непрозрачной и слабо контролируемой рядовыми гражданами сферой. Поэтому эта статья, должна пролить небольшой свет на то, как и откуда коррупционные потоки попадают в различные "карманы" всей вертикали власти нашей страны.

Этап 1 Выбор объекта

В каждом селе, городе или области вы можете найти значительное количество острых проблем – будь то ремонт садика, строительство школы, поточный ремонт дороги, обновление помещений больницы и т.д. – и зачастую на это всегда не хватает денег! Конечно, при таких расценках на строительные работы, денег действительно никогда не хватит. Даже с кредитом МВФ!

Пример 1. Сметная стоимость небольшого стадиона в пгт. Окны (где в данный момент работаю) почти 1,8 млн. долларов! И уже половина освоена.

стад

 Сметная стоимость здания школы на 250 человек в селе Ставрово почти 6 млн. долларов и уже более 30% освоено.

школ

Совет 1. Если у Вас есть время и желание, вы можете самостоятельно узнать что и за какие деньги строиться в вашем городе или селе в данный момент – нужно просто написать запрос в соответствующую администрацию.

По многим таким объектам пройдена государственная экспертиза, проведен тендер и все документы проверены КРУ - т.е. все будет в порядке!

Но документы это одно, а украинская строительная реальность это другое. Зачастую в каждом из этих объектов был заложен "интерес" того, кто находил финансирование, и того, кто занимался непосредственно подрядом.

Поскольку вариантов, что нужно ремонтировать и строить много, как вы думаете, кто принимает решение, и делает выбор?

Если вы подумали, что это может быть мер, депутат, глава РДА, то это не совсем так! Что и как строить выбирает обычно тот, кто находит или контролирует финансирование. И если, там есть его "интерес" - например своя подрядная организация, или гарантия поставки материалов, то, скорее всего, объект будет построен. Если такого интереса нет, то финансирование найти будет крайне сложно – проще говоря "Денег нет".

Это приводит, к сильному удорожанию и коррупции по всей цепочке принятия решений.

Но может быть и другой вариант, например, вместо нужного ремонта школы, могут начать строить дорогу в небольшое село (всего 200 жителей) за несколько миллионов гривен, или выберут такой проект школы на 250 детей, что в нем можно, наверное, разместить всех школьников района (общая площадь проекта Ставровской школы составляет 6000 тыс. кв. метров).

Вывод первый

Обществу нужно принять простой, понятный механизм анализа и выбора объектов строительства, ремонтов с выставлением приоритетов.

В США широко используется система MCDA (1) – которая учитывает различные критерии при выборе на основе суммы баллов по каждому альтернативному объекту или способе его строительства.

По всем объектам нужно заранее информировать людей о рассматриваемом проекте, его сметной стоимости и возможных альтернативах. Хотя, в различных законах это предусмотрено (общественные слушания), на практике это случается редко.

Этап 2 Смета

Как правило, именно в сметах заложены почти все "бонусы" участников, а расчет сметы на объект это целое искусство, которое доверяют специалистам – сметчикам. Многие строительные нормы действуют еще с советских времен, да и норм этих очень много. Иногда, они могут противоречить друг другу. Со слов ряда строителей, в реальности нет ни одного здания, которое полностью отвечает всем нормам, заложенным в законах.

Такое положение вещей позволяет сметчику, по желанию заказчика (смотрим этап 1) рассчитать смету практически на любую необходимую заказчику сумму!

Способов может быть много, но самые популярные такие.

  1. Закладывать в сметы виды работ, которые можно не делать или они изначально не нужны.
  2. Неточно указывать спецификацию материалов и их объем (оставляя "люфты" в процессе).
  3. В смете прописывать дорогие материалы, но по факту использовать более дешёвые.

Пример 3.

Например, в смете по установке окон, отдельно заложены работы по демонтажу окон, демонтажу откосов, демонтажу подоконников (с расчетом за метр погонный), вывозу мусора на расстояние 25 км от объекта.

В ней же стоит неопределенная позиция – "Пластиковые окна", которые как мы знаем, могут обладать различными эксплуатационными характеристиками. В расчет поставят более дорогие (5 камер, 3 стекла), но установят самые дешёвые (3 камеры, 2 стекла) и отдельно рассчитают вставку окна, шпаклевку откосов, утепление проема и так далее. На своем личном опыте удостоверился, что цена может измениться в два раза.

Совет второй. Не верить! К любой смете должны идти такие документы как – ведомость ресурсов, дефектный акт и возможно объектная смета (сводная смета всего объекта). Все это нужно, просмотреть и проконсультироваться с другим независимым сметчиком на предмет лишних работ и спецификации материалов. Иначе никак!

Вывод второй. Вся техническая документация по объектам (в том числе и договор) должна быть доступна общественности до тендера, она должна активно обсуждаться особенно с теми, кто потом непосредственно будет эксплуатировать помещение.

Хотя для того что бы разобраться вам понадобятся усилия и возможно помощь специалиста, но это того стоит.

Вот пример: в результате, активного участия нашей администрации и проведения прозрачного тендера, был полностью отремонтирован (по технологии) спортзал, всего за 450 тыс. грн., хотя изначально была озвучена сумма почти в 2 млн. грн.

Этап 3 Строительство и ремонт

Об этих процессах в Украине уже ходят легенды. Наша практика показывает, что если вы, как чиновник, заинтересованы в качестве и соответствии выбранной смете, то доверять подрядчику и его субподрядчика не стоит. Не буду тратить время, на исследование причин, а расскажу, как мы пытаемся это поправить.

Способов заставить подрядчика быть честным много.

  1. Ежедневно присутствовать на каждом объекте.
  2. Всегда присутствовать на промежуточных и скрытых работах, фотографируя процесс.
  3. Просить оставлять упаковку от материалов, делать копии чеков, накладных и других документов.
  4. Разговаривать с рабочими – они знают почти все! Просить рассказать о том, что сделано, а что нет. Собирать оперативные совещания с подрядчиками и вашими специалистами.
  5. Приглашать к такому контролю, тех, кто будет потом это здание эксплуатировать и сторонних специалистов.

Такой подход, обычно удивляет строительные организации, но более или менее гарантирует вам соблюдение всех условий договора и необходимое качество. Обязательно нужно заранее договориться с компанией или бригадой об этих принципах.

Главный вывод на этом этапе – доверия в строительстве не существуют. Если вы не сможете убедиться, что, например, под плиткой есть гидроизоляция и несколько слоев грунтовки или, например, что лаги обработаны антисептиком, то можете считать, что это не сделано. Такова реальность.

Этап 4 Прием работ и экспертиза

На этапе приема работ проверить можно только то, что визуально видно и что можно объективно оценить. Очевидно, что саму технологию, скрытые и подготовительные работы оценить практически невозможно.

Например, попытка нашей администрации проверить толщину слоя основания на стадионе (упоминался в первом примере) оказалась невозможной, в виду того, что таких денег не запланировано в бюджете. Только на основании возбужденного уголовного дела, можно провести экспертизу, которая может судить о качестве и объеме работ и которая может быть принята в суде.

Однако и тут возникает проблема. Как можно возбудить уголовное дело, если у вас есть только подозрения, т.е. нет факта? Более, того, существует экспертный вывод КРУ, который не нашел никаких нарушений на данном объекте.

Совет третий. Не стоит пренебрегать расходами на техническую экспертизу сдаваемого объекта, даже если это не является полноценным проектом (где есть авторский и технический надзор). Эти расходы можно, изначально закладывать в смету и заказывать у сторонней компании.

Вывод. На этапе принятия объекта, к сожалению, объективно оценить полноту работ и их качество практически не возможно.

Этап 5 Попытка проверить, и уменьшить стоимость.

Так бывает, что здравый смысл и забота о своем государстве и контроле его расходов, толкает общественных активистов на различные попытки разобраться в стоимости работ и их качестве, уже после того, когда акты выполненных работ подписаны и объект сдан. Практически это бесперспективное дело.

Заказчик и подрядчик такого объекта, даже если получиться получить все документы, будет защищать свою позицию таким, формальным образом.

  1. Есть смета (проект), сделанная сертифицированными специалистами.
  2. Проведен конкурс или тендер на работы.
  3. Есть экспертиза и акт. Даже если вы закажите независимую экспертизу, обычно подрядчик делает встречную свою экспертизу!

Документы, поданные активистами в прокуратуру и потом, возможно, в суд, крайне редко приводят к какому либо результату, т.к. ответственность сильно распределена между участниками и каждый из них, особенно если фигурируют значительные суммы подрядов, может найти способы юридической защиты.

Вывод. Контроль над общественным строительством и ремонтом, нужно начинать на самом первом этапе, привлекая специалистов. Способом получения информации, может быть ваш депутат или письменный запрос в соответствующий орган местного самоуправления.

К сожалению, в Украине в общественном строительстве отсутствует реальная конкуренция и контроль со стороны общества. Это приводит к завышенным расходам (иногда не контролируемым), к возникновению долгостроев, к низкому качеству построенных объектов.

С другой стороны, коммерческое строительство в нашей стране, давно уже работает по другим стандартам и здесь конкуренция привела как к снижению стоимости, так и повышению качества самих работ на объектах.

Что бы хоть немного сдвинуть эту ситуацию, мы используем такую простую схему:

  1. Размещение в Prozzoro дефектных актов на небольшие ремонты и заказа проекта на капитальное строительство.
  2. Обсуждение с выигравшим подрядчиком локальной сметы, ведомости ресурсов и условий проверок.
  3. Ежедневный контроль работ.
  4. Максимальное участие общественности.

Думаю, нужно полностью пересмотреть законодательную базу в этой сфере, внедряя распространённую в Европе практику контроля независимых инженеров и других форм независимого мониторинга. В пересмотре нуждаются и сами строительные нормы.

Надеюсь, данная статья поможет улучшить ситуацию в общественном строительстве, послужит неким примером того, что изменения в нашей стране возможны, а в Украине можно строить и ремонтировать качественно и за адекватную стоимость.

Хорошим примеров такой системы является COST прозрачное строительство

Владимир Гавриш, глава Окнянской районной государственной администрации Одесской области

Страничка автора в Facebook

 
 
 вверх