Колонки Сергей Головнев
  2955  0

О дураках и дорогах: не заплатишь, не поедешь

Во всем мире финансирование строительства новых магистралей компенсируется платным проездом по ним. И только в Украине социализм продолжает разваливать транспортную инфраструктуру.

дорога,платная

В начале октября мне довелось в компании коллег пересечь юг Франции на автомобиле от швейцарской Женевы до города Ля Рошель на атлантическом побережье. Это около 750 км.

Еще до выезда нас разочаровала новость о том, что скоростные автомагистрали во Франции платные. Впрочем, всегда есть бесплатный альтернативный маршрут. Навигаторы во французских автомобилях перед построением спрашивают путешественника: вам с платными дорогами или без?

Следуя украинской традиции, мы выбрали "халяву". Первые километров 200 ехали через населенные пункты с ограничениями скорости в 90, а то и в 60 км/ч.

В конце концов, поняли, что так нужное расстояние мы преодолеем не меньше чем за 10 часов и стали на платный маршрут. С тех пор уже ни разу не выбирали альтернативные бесплатные дороги.

Популизм против развития

Как устроена система автодорог во Франции?

Национальные автодороги в этой стране имеют протяженность более 20 тыс. км. Их украинский аналог – государственные автомагистрали. Они имеют протяженность около 45 тыс. км.

После Второй мировой войны руководство Франции столкнулось с недостатком автомобильных путепроводов. На тот момент было разработано множество проектов строительства дорог, мостов и туннелей. Однако у государства не было денег реализовать эти проекты.

Все, как у нас.

Тогда правые партии выдвинули идею передачи концессий на строительство и эксплуатацию автомагистралей частным компаниям, предоставив им возможность брать плату за проезд. Отцом французских дорог считается премьер (1952 год), а позже министр транспорта (1955-56 годы) Антуан Пине.

С большим трудом он преодолел сопротивление левых популистов. Пине добился принятия закона, предусматривающего платные автомогистрали. Это позволило Франции очень быстро построить сеть качественных скоростных дорог.

Сейчас в стране работает более 20 частных компаний, которые управляют объектами дорожной инфраструктуры. Они объединены в профильную Ассоциацию – French motorway companies association (ASFA).

платная,дорога_франция

 Как это работает? Правительство видит необходимость нового автомобильного путепровода – магистрали, туннеля или моста и объявляет конкурс для выбора строительной компании на условиях концессии.

Условия могут быть разными. Например, компания, построив объект, взымает с него плату в течении какого-то периода. Допустим – 30 лет.

После этого объект переходит в собственность государства, которое решает, что с ним делать дальше. Может сделать открытым, или будет продолжать взымать плату в государственный бюджет.

Рынок платных магистралей

Часть управляющих дорогами компаний принадлежит крупным корпорациям. Каждая из них содержит в название указание на объекты, которыми управляет.

Например, мы платили компании Autoroutes du Sud de la France (ASF) – "Автодороги южной Франции". Эта компания принадлежит крупной французской строительной корпорации VINCI Autoroutes.

Этой же корпорации принадлежат компании ARCOUR и COFIROUTE, управляющие дорогами в Бургундии и ESCOTA, содержащая автомагистраль в Провансе. Сейчас VINCI строит платную трассу Москва – Санкт-Петербург в России, которая должна быть запущена в 2018 году.

Еще одна крупная французская корпорация – Eiffage. Ей принадлежат компании APRR (Автодорога Париж-Рейн-Рона) и AREA (Автодорога Рона-Альпы). В эти компании инвестировал Macquarie – австралийский инвестиционный банк.

дорога

Тремя трассами управляет компания Sanef, которая является частью испанской корпорации по строительству и управлению дорогами Abertis Group.

Еще две трассы управляются французской инженеринговой компанией Egis. Еще в 90-х Egis открыла представительство в Украине. Она сотрудничает с Мининфраструктуры и Укравтодором, осваивает донорские средства ЕБРР. Однако на качество украинских дорог это не оказывает большого влияния.

Некоторые концессии создаются для строительства одного масштабного инфраструктурного объекта.

Компания ATMB (Autoroutes et Tunnel du Mont Blanc) строит туннель из Франции в Италию под Монбланом – самой высокой вершиной Европы. Компания SMTPC управляет туннелем Prado-Carenage в Марселе длинной в 2,5 км.

Компания CEVM, принадлежащая уже упомянутой корпорации Eiffage управляет виадуком (мостом на опорах) Мийо в южной Франции.

В Европе строительство дорог – привлекательная инвестиция. Смысл взимания платы очень прост. Если бы компания не зарабатывала, взымая плату за проезд, таких объектов не было бы вовсе.

Государство, даже имея средства, никогда бы не смогло эффективно построить длинные туннели о грандиозные мосты. Ни украинское, ни французское.

Эксплуатация

Пользование платными дорогами интуитивно просто и не вызывает вопросов после первого использования. Въезжая на дорогу автомобиль останавливается возле терминала перед шлагбаумом. Водитель берет талон, который фиксирует в системе точку въезда на платную магистраль.

Дальше вы едите туда, куда вам нужно. Понятное дело, что платные дороги имеют зеркальную поверхность, разделитель между направлениями движения, несколько полос. Ограничение скорости составляет 130 км/ч. При этом вы можете переходить с одной платной трассы на другую, не снижая скорости.

Через каждые 20-30 км дороги оборудованы местом для отдыха. На нем обязательно будут туалет, стол с лавками и баки для мусора. В некоторых местах есть детские площадки.

При выезде с платной магистрали вы вставляете в терминал свой талон и система показывает стоимость, которая зависит от расстояния и класса автомобиля. По украинским меркам тариф не маленький, но вполне посильный.

дороги,платные

Чтобы пересечь на малолитражке всю страну с востока на запад по платным дорогам (около 750 км), вам придется заплатить 60 евро – около 1700 грн. Примерно столько же, сколько потратили на бензин.

Тариф рассчитывается в зависимости от общего веса автомобиля и объема двигателя. Владельцам грузовиков и автобусов пришлось бы заплатить больше. Владельцам фур – еще больше.

С другой стороны расстояние в 500 км (примером, как от Запорожья до Киева) можно проехать за 4 часа с максимальным комфортом – без единой ямы, без населенных пунктов, ни разу не снизив скорости менее 100 км/ч.

Та же история с отдельными мостами и туннелями. Например, чтобы проехать по трехкилометровому мосту, соединяющему Ля Рошель и остров Рэ, нам пришлось заплатить 8 евро (230 грн) с машины в оба конца.

Очень либерально, учитывая, что короткие мосты через Днепр в Украине строятся лет по 10-15 без гарантированного результата.

Мотивация

Все что понадобилась французам – правильная мотивация. Концессионеру самому крайне выгодно сделать свой объект идеально качественным, чтобы люди готовы были предпочесть его бесплатной альтернативной дороге. А наличие альтернативных путей обязательно.

С другой стороны, эксплуатирующая компания заинтересована с самого начала сделать качественную дорогу, чтобы не латать ее каждый год. Чем лучше дорога и чем эффективнее компания использует средства на ее обслуживание, тем больше денег она заработает.

Как же выглядит схема эксплуатации дорог в Украине?

Управлением государственных магистралей у нас занимается госорган – Госагентство автодорог (Укравтодор). Оно имеет филиалы в каждой области.

Мало того, при Укравтодоре существует государственная дорожностроительная компания – ГАК "Автомобильные дороги Украины". И она тоже имеет свои филиалы в регионах – облавтодоры райавтодоры и т.д.

Смысл украинского дорожного строительства противоположен французскому. Средства на ремонт дорог ежегодно выделяются из государственного бюджета и передаются Укравтодору.

Часть средств тот выделяет на "ямочный ремонт" – чисто украинское инфраструктурное явление. Для этого агентство проводило тендера, на которых чаще всего побеждала госкомпания "Автодороги Украины".

ремонт,ямочный

Это объясняется очень просто. Еще в 2013 году там работало 30 тысяч человек. Нельзя же оставить их без зарплаты, лишив госкомпанию подрядов. Тогда ежегодный оборот ГАК составлял около 3 млрд грн. На тот момент, это $375 млн.

Лишь 2015 году правительство Яценюка решило ликвидировать ГАК "Автодороги Украины".

Укравтодору, госкомпании "Автодороги Украины" их региональным филиалам было выгодно, чтобы ремонт дорог никогда не заканчивался. Если бы страна заимела качественные дороги, у этих структур больше не было бы денег.

Украинский опыт

Украинские дороги в плохом состоянии не только потому, что они в ямах. После завершения Великой отечественной войны, Украина не проложила ни одну новую дорогу. Проходили лишь капитальные ремонты уже имевшихся.

Это не соответствует понятию "магистральная дорога". Например, почти все украинские трассы проходят через населенные пункты, что ограничивает их скоростной режим.

Мне приходилось общаться с несколькими руководителями Укравтодора – с Вадимом Гуржосом и с Евгением Прусенко. Все они планировали строительство платных дорог в Украине.

Об этом уже заявил новый руководитель Укравтодора – поляк Славомир Новак.

дорога,одесская

Фото: focus.ua

Это возможно. В Украине приняты законы о концессии и о частно-государственном партнерстве. Правительству достаточно решаться на проведение инвестиционного конкурса и дать его участникам гарантии управления этими дорогами на известный срок.

Украина – транзитная страна. Построив сеть скоростных магистралей, это может быть отличным источником наполнения госбюджета. Часть платы, собираемой с дорог, будет уходить государству в виде налогов или ренты.

Платные дороги позволят изъять сбор на их ремонт из акциза на бензин. Концессии на строительство послужили бы толчком для экономики, создали бы рабочие места. Не говоря уже о том, что сами по себе качественные транспортные артерии – залог успешного государства.

Обидно, что правила и инструкции известны. Европа живет по ним более полувека. Украина же до сих пор живет в социализме. С плохими дорогами и популистами-дураками.

 
 
 вверх