Колонки Александр Когут
  1703  0

Почему резкое повышение акцизов не поможет наполнить бюджет

Если повышение акциза на табачные изделия призвано пополнить бюджет, то основываться нужно не на желании как можно скорее получить крупную сумму денег, а на экономически обоснованных подсчетах.

акциз

Каждый декабрь накануне новогодних праздников наш парламент утверждает бюджет. Наверное, никто так не ждет этого события как государственные служащие, учителя, медики и производители сигарет.

И если большинство ждут обещанного повышения зарплаты, то мы – понимания, сколько денег не хватает государству, и сколько мы будем вынуждены дополнительно доплатить.

Исторически сложилось так, что любое проседание доходной части бюджета покрывается благодаря подакцизным товарам.

Схема предельно проста: "Не хватает на зарплаты? - Поднимем акцизы".

Это ведь проще, чем отдать на приватизацию разваливающиеся остатки государственной собственности, или глобально перестроить экономику из сырьевой в индустриальную. И быстрее.

Не поймите меня неправильно: мы не против платить налоги. Мы это делаем постоянно и абсолютно честно. Наша отрасль – одна из крупнейших налогоплательщиков Украины. В 2015 году только акцизов мы уплатили на 22,2 млрд грн.

Мы даже не против повышения акциза. Но! – Прогнозировано во времени и цифрах. Вся наша отрасль не раз обращалась к правительству с одной единственной просьбой – внедрить долгосрочное планирование повышения акциза, создать акцизный календарь хотя бы на три года.

Но, буквально на прошлой неделе узнали, что для нас готовят очередной сюрприз. Несмотря на подготовленные индустрией расчеты, созданный трехлетний график и прочие аргументы, Минфин собирается увеличить адвалорную ставку акцизного налога на табачные изделия на 3 процентных пункта (с 12% до 15%), а специфическую – на 30%.

Декларируемая цель у повышения акцизов всегда одна – наполнение бюджета. Но если постепенный и прогнозированный рост специфического акциза действительно донаполнит бюджет, то адвалор мало чему поможет.

Небольшой экскурс в табачный рынок. Сегодня 80% рынка – это дешевый сегмент – до 18 грн за пачку сигарет. За дешевые сигареты производители платят минимальное акцизное обязательство, которое сегодня составляет 425 грн за 1000 сигарет.

Остальные 20% рынка – так называемый премиум-сегмент – от 18 грн за пачку. За него производители платят два вида акциза: специфический и адвалорный.

И если размер первого вида акциза зафиксирован в абсолютных цифрах – 318 грн за 1000 сигарет, то второй – это процент от цены пачки сигарет в продаже, который составляет 12%.

То есть, адвалорный компонент акциза платит только 20% рынка. А это значит, что его повышение имеет минимальный эффект для бюджета. Объясню почему.

Сегодня украинский рынок сигарет составляет 70 млрд штук в год – это около 3,5 млрд пачек. Адвалор в 12% платится с 20% рынка – сигарет, средней стоимостью около 20 грн за пачку.

Умножив все цифры, получим 1,68 млрд грн в год. При повышении адвалора на один процентный пункт, рынок сигарет не сократится, но стоимость пачки сигарет премиального сегмента вырастет где-то на 0,5 грн.

Учитывая специфику потребления в Украине, это приведет к тому, что часть покупателей – около 2% по нашим подсчетам – перейдут в более дешевый сегмент. В результате адвалор в 15% будет уплачиваться только с 18% сигарет. И это принесет бюджету… все те же 1,68 млрд грн!

С другой стороны, повышение специфического акциза на один процент обеспечивает прирост в 220 млн грн ежегодно (70 млрд шт * 318 грн * 1%). Кроме того, такой подход соответствует обязательствам относительно повышения минимальной ставки акциза до европейских показателей – 90 евро за 1000 штук. Сейчас в Украине этот показатель составляет 16 евро.

Мы не против постепенного роста специфического акциза. Исходя из опыта Европейского Союза, новым странам, получившим членство, понадобилось около 13 лет на выполнение условий ЕС по гармонизации налогов.

По подсчетам нашей индустрии, нам понадобится минимум 10 лет на гармонизацию акцизных ставок с ЕС. Несложно подсчитать, что для этого необходимо ежегодно повышать ставку минимального акциза на 20%.

Даже при потенциальном сокращении рынка, использование такого сценария уже в 2017 году принесет дополнительные 4 млрд грн, а год спустя – еще 5 млрд грн. Такой подход обеспечивает стабильность и прогнозируемость акцизной политики – все, что мы просим у государства.

Стоит также обратить внимание на то, что те страны, в которых произошло резкое повышение ставок, столкнулись с настоящим взрывом нелегальной торговли.

Например, когда в Болгарии ставка акциза резко выросла почти в два раза, уровень нелегальной торговли составил 30,7%. Такая же ситуация возникла и в Латвии, где нелегальная торговля выросла до 37%, и Венгрии – 40,7%.

Способствовало ли это наполнению бюджета? Вопрос риторический. Ведь если повышение акциза на табачные изделия призвано пополнить бюджет, а не терять налоговые поступления, то делать это нужно грамотно. И основываться не на желании как можно скорее получить крупную сумму денег, а на экономически обоснованных подсчетах.

Мы против повышения адвалорной составляющей акциза и за постепенное повышение специфической. Ведь в государственных делах, как и в бизнесе, важна не сиюминутная выгода, а стабильный и постоянный доход.

 
 
 вверх