Колонки Сергей Головнев
  1737  0

Рынка газа нет. И в ближайшее время не будет

Почему даже после приведения цен на газ к рыночному уровню, мы не можем выбирать поставщика газа?

газ

Фото: UPG/PhotoXPress

Рынок газа в Украине подобен инопланетянам. Все о нем говорят, но никто его не видел.

27 апреля правительство Владимира Гройсмана внесло изменения в постановление №758 от октября 2015 года, которым отменило льготные цены на газ для населения.

Согласно алгоритму, предложенному Кабмином, теперь единая цена на газ для населения составит 6879 грн за тысячу кубических метров. Больше не будет "социальной цены" в 3600 грн за тысячу кубов и цены для "Теплокоммунэнерго" в 2900 грн за тысячу кубов.

Смысл выравнивания цен на газ в том, чтобы запустить конкуренцию. Юридически Украина запустила рынок с 1 октября 2015 года, когда вступил в силу закон "О рынке газа". Физически рынок мог бы начаться с 1 мая, когда вступило в силу решение Кабмина о выравнивании цен. Фактически его не будет еще долго.

Сейчас монополией на поставку газа владеют НАК "Нафтогаз Украины" во главе с Андреем Коболевым и локальные операторы газовых сетей – облагазы. Около 70% этих предприятий контролируются "Региональной газовой компанией" (РГК) олигарха Дмитрия Фирташа.

Как газ попадает в котлы и конфорки населения? Большую его часть (около 13 млрд кубов из 18 необходимых) добывает госкомпания "Украгаздобыча" (УГД). Магистральными сетями, принадлежащими госкомпании "Укртрансгаз" (УТГ), ресурс идет к газораспределяющим компаниям – облгазам.

Средства, уплаченные населением за потребленный газ, идут по цепочке других компаний – трейдеров. В соответствии с законом "О рынке газа", который выполняет требования европейского энергетического сообщества, сети и поставщик не могут находиться в одних руках.

Облгазы Фирташа легко выполнили это требование. Они зарегистрировали сбытовые компании при облгазах. Было ПАО "Винницагаз", при нем создано ООО "Винницагаз сбыт".

Потребители платят сбытовому предприятию, которое переводит средства локальным распределяющим компаниям и "Укртрансгазу" за транспортировку. Средства за газ, как товар, перечисляются НАК "Нафтогаз", который рассчитывается ими с "Укргаздобычей".

газ

Раньше эта схема была оправдана, так как НАК среди прочего поставлял "льготный газ". Правда, на этих поставках хорошо наживались облгазы и их сбытовые "дочки", которые на бумаге поставляли большое количество газа по льготной цене, а фактически продавали его по рыночной.

Теперь, по задумке правительства, открыта дорога для независимых поставщиков.

"Теперь любой желающий может поставлять газ населению – сообщила первый заместитель министра экономического развития Юлия Ковалив на встрече с журналистами 27 апреля. – В течении 4-5 месяцев мы разработаем механизм погашения частным поставщикам субсидий, а пока что они могут поставлять газ тем, кто субсидией не пользуется".

Некоторые независимые поставщики попытались поучаствовать в рынке. Трейдер, который пока не хочет называть себя, подписал договора с несколькими бытовыми потребителями (население) на поставку газа. Вот, что из этого получилось.

Первая проблема – так называемые спецобязательства. Компании, имеющие специальные обязательства по поставке газа населению, прописаны в постановлении правительства. Это все те же сбытовые предприятия облгазов. Только они могут продавать газ населению на абонентам конкретного облгаза.

В законе о рынке газа спецобязательства указаны – как исключительная мера. На практике получилось, что вместо рынка в стране сплошное исключение.

Таким образом, Кабмин вручную утвердил закрытый список поставщиков.

Трейдер воспользовался нормой закона о том, что спецобязательства может получить компания, выполнившая ряд требований – создать спецсчет, предоставить документацию и т.д.

Теперь независимый поставщик подает в "Укртрансгаз" так называемую номинацию. Это заявка на получение объемов газа для своих абонентов на следующий месяц. УТГ должен переправить эту заявку на оператора локальных сетей – облгаз, чтобы тот включил ее в свой месячный баланс.

После этого УТГ дает трейдеру так называемый мэтчинг – подтверждение того, что заявка принята и объемы газа в следующем месяце зарезервированы. Но здесь всплывает другая проблема.

Облгазы просто игнорируют заявку стороннего поставщика. Это логично. Ведь тогда деньги за газ будут уплачены не ихним сбытовым предприятиям, а независимому игроку.

Чтобы решить эту проблему энергетический регулятор (НКРЭКУ) уже полгода предлагает ввести абонентскую плату за газ. То есть, каждый месяц потребитель платит облгазу фиксированную плату за обслуживание сетей. И отдельно заключает договор с поставщиком на закупку газа.

Но, в правительстве бояться реакции населения. Тем более, ключевой проблемы – злоупотребление облгазами монопольным положением, это не решит.

Третья проблема – источники ресурса и монополия НАК "Нафтогаз". Эта компания обеспечивает более 80% всего рынка. До выравнивания цен это было оправдано. НАК закупал дорогой импортный ресурс и дешевый газ УГД, делал из них "финансовый микс" и поставлял населению по льготным ценам.

Теперь стоимость газа УГД привязана к импортному паритету. Зачем в этой схеме НАК "Нафтогаз"?

Но, независимый трейдер купить газ для поставок населению у "Укргаздобычи" не может.

Глава правления этой компании Олег Прохоренко откажет ему, ссылаясь хотя бы на отсутствие спецобязательств.

Прохоренко ориентируется на руководителя "Нафтогаза" Андрея Коболева, который привел его на эту должность. И Коболев, и его ближайший соратник Юрий Витренко на словах все делают для запуска конкуренции. На деле же "Нафтогаз" остается абсолютным монополистом на рынке газа, а после выравнивания цен для населения – самой крупной в стране компанией по выручке.

Теоретически независимый трейдер мог бы поставлять газ предприятиям Теплокоммунэнерго (ТКЭ), которые обеспечивают население теплом и горячей водой. Это юрлица, которые свободно могут подписать договор со сторонним поставщиком.

Но, согласно законодательству, если компания ТКЭ имеет задолженность за потребленный газ, она не может сменить поставщика.

Сейчас задолженность компаний ТКЭ перед "Нафтогазом" составляет около 8 млрд грн. Практически все они из-за неотлаженной системы компенсации разницы в тарифах – должники НАКа.

В идеале, независимый поставщик мог бы покупать газ в УГД и поставлять его населению, заключив соответствующие договора с облгазами и УТГ на транспортировку. Но, из-за того, что цена посчитана по усредненным алгоритмам, а системы монетизации субсидий до сих пор нет, это невозможно.

И еще. Несмотря на активный пиар, "Нафтогаз" и облагзы все делают для того, чтобы сохранить монополию на рынке и не пустить сторонних игроков. Ведь, если рынок действительно запустится, обе структуры потеряют выручку.

Повышение цен в таком случае – не запуск рынка, а увеличение оборотных средств НАК "Нафтогаз", которому принадлежит "Укргаздобыча" - самая крупная добывающая компания в стране.

 
 
 вверх