Колонки Сергей Головнев
  1107  0

Верховная зрада

Не важно, кто возглавит правительство. Жизнь от этого не изменится

гройсман

Благодаря информационной обработке общества, в стране существует уверенность того, что смена правительства решит многие ее проблемы.

Арсения Яценюка в разное время предлагали заменить Михаилом Саакашвили, Наталией Яресько, а теперь – Владимиром Гройсманом.

На самом деле, смена главы правительства ничего не изменит в этой стране. Новый человек просто распределит ключевые посты в государстве, а следовательно – финансовые потоки. Реформы с его приходом не начнутся.

Это не потому, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Это потому, что институционально Кабмин является лишь исполнителем реформ, а не их инициатором.

Это следует из Конституции – Основного закона страны. Все основные изменения в государстве утверждает национальный парламент – Верховная рада. По сути, на посту спикера Гройсман мог сделать для внедрения реформ гораздо больше, чем на посту премьера.

Парламент формирует внутри себя большинство, которое назначает правительство. Оно должно подготовить соответствующие изменения в законодательство. Ведь только после них в стране могут произойти какие-либо изменения.

Но, коалиции фактически нет. Законодательные инициативы, которые идут в парламент, похоронены под ворохом политики. По словам членов Кабмина, Рада утверждает лишь около 30% направленных туда законодательных инициатив.

Кроме того, народным депутатам нет смыла внедрять реформы. Ведь, если бы Гройсман вместе с главой фракции БПП Юрием Луценко способствовали принятию нужных Яценюку законов, реформы имели бы шанс начаться. И тогда Гройсман не стал бы новым премьером.

Руководство парламента, коалиции и крупнейших фракций – это лишь один из тормозов реформ. С таким же энтузиазмом они тормозятся снизу – главами профильных парламентских комитетов. Они, по сути – канал, по которому законы из Кабмина попадают в сессионный зал на голосование.

Недаром после парламентских выборов фракции месяцами торгуются за должности глав комитетов – это идеальные кресла для лоббизма.

Что сейчас происходит с реформами? Открываем сайт Верховной рады на вкладке "комитеты" и идем по руководителям.

Изменения регулирования требует аграрный сектор. На сегодня, правду сказать, он развивается наиболее динамично. При этом правительство пытается оттащить крупные агрохолдинги от аграрных льгот, которые задумывались для поддержки мелких фермеров.

Профильный комитет возглавляет Тарас Кутовой, который раньше возглавлял Компанию "Райз" крупного агробизнесмена Олега Бахматюка. Заинтересован ли Кутовой в изменениях, которые лишат преференций крупные агрохолдинги?

Одной из самых отсталых и в то же время - важных сфер в государстве, является здравоохранение. Министр здравоохранения Александр Квиташвили уже больше года лишь числится на должности. Одной из причин, которые он огласил, когда подавал в отставку в 2015 году, была бездеятельность парламента в части принятия изменений в законодательство.

Профильный комитет возглавляет Ольга Богомолец. У нее хорошие отношения с Глебом Загорием, владельцем производителя фармпрепаратов "Дарница".

Никаких концептуальных законов в этой сфере Рада не принимала. Зато запретила рекламу фармпрепаратов по ТВ. Возможно, это нужный шаг. Но, наряду с ним, никакие реформы не внедряются.

Зато отмена рекламы выгодна "Дарнице", которая является лидером по производству не требующих рекламы препаратов: анальгина, цитрамона, оксолина и т.д.

Наиболее болезненная сфера государства – энергетика. До конца 2015 года профильный комитет возглавлял Николай Мартыненко, имеющий интересы в государственных компаниях "Энергоатом", "Укргаздобыча" и "Одесский припортовый завод".

Будет ли он заботиться о построении рынков электроэнергии, газа и тепла? Если такая реформа состоится, он потеряет возможность "доить" государственные компании.

После ухода Мартыненко обязанности главы комитета по ТЭК исполняет Александр Домбровский. Он активно лоббирует законопроекты, которые дают преференции альтернативной энергетике. Почему? Потому что ранее он работал в холдинге крупного аграрного бизнесмена Юрия Косюка и развивал там производство электроэнергии из биогаза.

В это же время парламент не может принять так необходимые для реформ законы "О рынке электроэнергии" и "О регуляторе". Последний был проголосован в первом чтении лишь 12 апреля.

Законодательного обеспечения требует реформа железной дороги, которую Украина пытается внедрить уже несколько лет. Акционерное общество "Укрзализныця" уже создано. Но, дальше дело не движется, потому что нужны изменения в законодательстве.

Профильный комитет возглавляет Ярослав Дубневич. В 2008 – 2010 годах корпорация КРТ, которая принадлежала братьям Дубневичам, получила большой подряд на поставку рельсовых креплений для железных дорог. Он состоялся благодаря тому, что УЗ тогда возглавлял Михаил Костюк – партнер Дубневичей по патенту на эти крепления. Сейчас люди, близкие Дубневичу, влияют на закупки УЗ.

Нужны ли Дубневичу реформы, которые сделают из предприятия эффективную компанию? Ведь тогда она не будет закупать товары у нужных фирм.

Нина Южанина, которая возглавляет комитет налоговой и таможенной политики, активно общается с бизнесом. В конце 2015 года она лоббировала свою версию налогового кодекса, более либеральную, по сравнению с версией министра финансов Наталии Яресько.

Бизнесу Южанина нравится. Она готова снижать налоги. Ведь не ей потом верстать бюджет по этому кодексу и объяснять, почему нет денег для Пенсионного фонда и социальных выплат.

Что будет дальше? В правительство придет Гройсман со своей командой, а команда Яценюка в Раде начнет ставить палки в колеса уже ему. "Народный фронт" так же управляет несколькими комитетами: Павел Пинзенык на регламентном комитете или Сергей Пашинский на комитете по нацбезопасности.

Например, комитет по вопросам экономической политики возглавляет Андрей Иванчук – правая рука Яценюка. В 2014 году он делал все для того, чтобы не был принят закон об акционерных обществах, который бы лишил Игоря Коломойского контроля над "Укрнафтой".

Ему пришлось это делать, потому что Коломойский - его партнер по бизнесу.

Народные депутаты продолжат лоббировать свои интересы, симулируя заботу о людях. А очередное правительство будет занято распределением кресел, должностей и госкомпаний.

Это означает, что реформы опять забуксуют. Их делают не "технари" в правительстве, не англоговорящие экспаты и не еврооптимисты в Facebook. Реформы должна вводить Верховная рада, как орган представительства всех украинцев.

Парламент же у нас – источник политиканства, лоббизма и дележа государственных финансов.

Так какая разница, кто будет возглавлять Кабмин? Посадите в премьерское кресло хоть самого эффективного менеджера на планете, хоть ощипанного петуха – эффект будет одинаковым.

Когда очередной парламентарий размышляет о том, что власть не справилась с внедрением реформ и не сделала жизнь людей лучше, он должен стучать себя кулаком по затылку. Потому что именно там находится "зрада" – корень отсутствия реформ в стране и плачевного состояния экономики.

Колонка - материал, отражающий субъективное мнение автора, которое может не совпадать с мнением редакции

 
 
 вверх