Транспорт
  3315  4

 Как размер портовых сборов влияет на экономику Украины

Василий Мельник

Несмотря на политическую волю руководителей профильного министерства и администрации морских портов, портовые сборы в Украине остаются самыми высокими в мире. Последствие этого – снижение грузооборота в украинских портах.

Как размер портовых сборов влияет на экономику Украины 01

Украина теряет привлекательность своей портовой инфраструктуры из-за высоких ставок портовых сборов. Почему так произошло?

Назначение сборов

Портовые сборы – это оплата за пользование портовыми сооружениями, буксирным флотом, акваторией порта, предоставление лоцманских услуг и прочее. В идеале, они направляются на финансирование содержания и развития водной инфраструктуры порта.

Каждое грузовое судно, входящее в порт платит портовые сборы, которые градируются в зависимости от конкретного порта, типа судна, его условного объема и груза.

Вместе с платой за услуги, которые предоставляет портовый оператор, эти платежи составляют дисбурсмент – расходы судна во время нахождения в порту.

Сейчас в Украине взымается корабельный, канальный, маячный, причальный, якорный, административный, санитарный и швартовый сборы.

Размер дисбурсмента напрямую влияет на привлекательность порта. Экспедитор включает его в стоимость фрахта судна. Вся эта транспортная составляющая закладывается в стоимость товара. Именно она влияет на то, выгодно ли что-то поставлять в Украину, или наоборот – из Украины.

История формирования сборов

Ставки портовых сборов с всегда устанавливались Министерстом транспорта, сейчас – Мининфраструктуры (МИУ). Впервые они были установлены приказом министерства №214 в июне 1996 года. Этот приказ с изменениями действовал вплоть до 2014 года, пока его не отменили.

"В основу расчета изначально базового уровня ставок всех судовых портовых сборов для морских портов Украины была положена стоимость услуг: издержки, плюс прибыль на развитие производства", - сообщает кандидат экономических наук Всеволод Попов в журнале "Порты Украины".

Все это время расчетом тарифов занималось ГП "Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины" (УкрНИИМФ), в котором работает Попов.

Ставки установлены в долларах США, так что инфляционные процессы внутри страны на них не влияют. Не смотря на это тарифы несколько раз увеличивались. В 2003 году они в среднем поднялись на 7%, а в 2007 – больше чем в полтора раза, на 58%.

В итоге, дисбурсмент в украинских портах стал одним из самых дорогих в мире.

По данным проекта International Seaborne Market (специализированный фрахтовый сервис "МеталлКурьера") ставки сборов в украинских портах в 2 - 3 раза превышают аналогичные платы в других портах мира.

Сборы в морских портах мира (тыс. $)

ПортГрузоподъемность судна: 5300 тонн Грузоподъемность судна: 27500 тонн
Nikolayev16-21100-120
Odessa 13-15  55-60 
Constanta7,5-7,8 25-26 
Varna8,7-9 34-35 
Novorossiysk7,6-8 36-37 
Marmara Sea ports727-28 
Porto Marghera9,5-10 28-29 
Taranto8,2-8,7 32-33 
Thessaloniki5,3-5,8 14-15 
Alexandria6,3-6,8 21-22 
Barcelona8-8,5  22-23
Rotterdam 9-10 35-36 

Источник:  International Seaborne Market

Минусы для Украины

Высокие портовые сборы делают дорогими как экспортные товары – железную руду и зерно, так и необходимый Украине импорт. Например – энергетический уголь.

По данным Нацкомиссии, регулирующей энергетику (НКРЭКУ), средняя стоимость перевалки одной тонны угля за последние 12 месяцев составила $7,19. Разгрузить судно типа Capesize со 180 тысячами тонн угля на борту, стоит $1,3 млн.

Эти средства закладываются в стоимость угля, который, в конченом счете, оплачивают украинские потребители электроэнергии.

Точно также высокие портовые сборы влияют на привлекательность экспорта украинских товаров, которые приносят валютную выручку в страну.

"У нас есть дикий перекос. Полный комплекс услуг по обработке танкера в порту Грузии стоит $30 тысяч, а в Украине это может стоить $300 тысяч. То есть, больше не в 2-3 раза, а в десятки раз", - рассказывает министр инфраструктуры Владимир Омелян в интервью БизнесЦензор.

Главный сборщик

Портовые сборы идут в ГП "Администрация морских портов Украины" (АМПУ), которое было создано в 2013 году для консолидации финансовых потоков с портовой инфраструктуры.

Сборы приносили и продолжают приносить большой доход. Украинским экспортерам некуда деваться – везти свою продукцию в порты других стран черноморского региона все равно будет дороже.

Этого не скажешь о владельцах транзитных грузов. Поэтому летом 2016 года Кабмин ввел бессрочную скидку в украинских портах для транзитеров.

Несмотря на эти шаги, в 2016 году объем перевалки в украинских портах уменьшился на 8,6%, что является самым сильным снижением за последние 4 года.

Одновременно с падением перевалки грузов, АМПУ показывает огромную прибыль. В 2015 году предприятие получило самую крупную чистую прибыль среди всех украинских компаний – 3,85 млрд грн при годовой выручке 6,8 млрд.

В 2016 году, как сообщил новый руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс в интервью "Интерфакс-Украина", предприятие уплатило 4,66 млрд грн в бюджет при выручке 7,3 млрд грн.

Теоретически, эти деньги должны были пойти на поддержание и капитальные инвестиции в инфраструктуру портов. Однако крупных проектов в 2016 году АМПУ так и не реализовало. 60-70% выручки предприятия уходит в бюджет.

Другими словами Украина держит одни из самых высоких ставок портовых сборов, но не развивает инфраструктуру. В результате объемы перевалки грузов, а значит и инвестиционная привлекательность страны, в целом падают.

Тернистое снижение ставок

И в правительстве и в АМПУ есть понимание того, что существующий уровень портовых сборов мешает развитию украинского бизнеса.

"Я рассчитываю, что министерство и несколько независимых экспертов из Канады и Нидерландов сообща не только разработают реформу АМПУ, но и радикальное уменьшение портовых тарифных сборов", - говорил в начале года Владимир Омелян в интервью БЦ.

Этих же взглядов придерживается и Райвис Вецкаганс – новый руководитель АМПУ, который был назначен на должность в январе после того, как победил в конкурсе на замещение директора предприятия.

"В ближайшее время мы планируем пересмотр портовых сборов и надеемся, что украинские порты будут более интересными для бизнеса", - заявил Вецкаганс в феврале.

Что мешает снизить ставки портовых сборов?

Как сообщили БЦ в Мининфраструктуры в ответ на запрос, в соответствии с законом "О морских портах", размеры ставок портовых сборов для каждого из портов должны устанавливаться Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере транспорта.

Однако этот государственный орган до сих пор не создан. Поэтому его функции выполняет министерство инфраструктуры. Нацкомиссия должна разработать и утвердить методику, по которой устанавливаются сборы. Однако, по понятным причинам, ее тоже нет.

Сегодня действуют ставки сборов, установленные приказом МИУ №316 от мая 2013 года с изменениями. Количество сборов, регулируемых централизованно, сократилось до четырех: лоцманский сбор, плата за регулирование движения суден, плата за услуги ледокольных работ и причальный сбор.

Полномочия по определению сборов за остальные услуги переданы операторам портов. Украинский бизнес, в первую очередь – экспортеры, ждут снижения портовых сборов уже в ближайшее время.

Источник: http://biz.censor.net.ua/r3024763
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх