Промышленность, Транспорт
  6512  3

 Почему "Укрзализныця" не может закупить грузовые вагоны

Василий Мельник

Срывается план по обновлению железнодорожного вагонного парка, необходимого экономике страны. Украинские производители вагонов не хотят участвовать в тендерах "Укрзализныци" из-за низких стартовых цен. В УЗ говорят о картельном сговоре.

Укрзализныця 01

Фото: пресс-служба УЗ

"Укрзализныця" (УЗ) не смогла закупить грузовые полувагоны в начале года, предложив на старте слишком маленькую цену.

Сейчас вагонный парк УЗ составляет около 47 тысяч полувагонов из которых почти 90% подлежат списанию из-за превышения допустимого срока эксплуатации.

Необходимость обновления парка полувагонов – одна из самых насущных проблем для украинской промышленности. Дефицит подвижного состава сказывается на обеспечении перевозок угля для украинских ТЭС, железной руды и зерна на экспорт.

Кроме грузоотправителей заказов на изготовление вагонов ждут украинские машиностроители и металлурги для обеспечения сбыта своей продукции на внутреннем рынке.

Проваленные закупки

В системе ProZorro 18 января были опубликованы тендера на закупку 3000 грузовых полувагонов общего назначения грузоподъемностью 70 тонн.

Всего в 2017 году УЗ планирует закупить 9 тыс. грузовых вагонов. Из них 3 тысячи должны произвести предприятия УЗ. "Панютинский вагоноремонтный завод" (ВРЗ) – 1800 единиц, Дарницкий ВРЗ – 800 единиц, Стрийский ВРЗ – 400 единиц.

Остальные вагоны компания планирует заказать у украинских производителей. Кроме 3000 вагонов, тендера на которые объявлены в январе, УЗ планирует закупить еще 2890 вагонов за кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а также собственные средства.

Январские торги проводил филиал "Дарницкий вагоноремонтный завод", входящий в УЗ. Всего было объявлено 8 конкурсов, половина из которых – на закупку 500 вагонов, остальные – на закупку 250 вагонов.

"Впервые в истории УЗ работа по освоению капинвестиций началась в январе, - цитировала тогда пресс-служба УЗ главу правления компании Войцеха Балчуна. – В конце декабря правительство приняло постановление, позволяющее УЗ осуществить первоочередные капинвестиции на сумму 16 млрд грн до утверждения финплана на 2017 год".

Исходя из условий конкурсов, стартовая стоимость одного вагона составила 999,6 тыс. грн или около $36,8 тыс. за один вагон по курсу Нацбанка на конец февраля. Всего на закупку 3 тыс. полувагонов предполагалось потратить чуть менее 3 млрд грн.

Однако 20 и 24 февраля все торги были отменены с одной и той же формулировкой: "На участие в торгах подано меньше двух тендерных предложений".

Причина провала закупок стала публичной 21 февраля, когда совладелец "Крюковского вагоностроительного завода" Владимир Приходько опубликовал на сайте предприятия обращение к УЗ.

"Крюковский ВСЗ" – самый крупный производитель вагонов в Украине. По словам Приходько, торги не состоялись из-за через чур низкой граничной цены одного вагона, выставленной УЗ.

Примечательно, что в сентябре УЗ осуществила успешные торги по закупке 1000 полувагонов. До конца 2016 года было поставлено 650 из них.

Тогда торги выиграли "Крюковский ВСЗ" Владимира Приходько, "Днепровагонмаш" Сергея Тигипко и "Попаснянский вагоноремонтный завод", который находится в аренде у компании "Лемтранс" Рината Ахметова.

Крюковский вагоностроительный завод 02

Фото: пресс-служба УЗ

Средняя стоимость закупки одного вагона составила 951 тыс. грн или около $36,7 тыс. за один вагон по курсу НБУ на конец сентября 2016 года.

Таким образом, в 2017 году цена за один вагон была увеличена даже в долларовом эквиваленте. По словам Приходько, из-за изменившейся конъектуры на рынке этого повышения недостаточно.

"Была предложена цена, "повышенная" по сравнению с 2016 годом на 40,4 тыс. грн. Для справки: только повышение в 2017 году цен на крупное вагонное литье составило более 50 тыс. грн", - пишет Приходько.

По его словам, в конечном итоге на каждом вагоне прямые убытки составили бы 42,7 тыс. грн, а на 3 тыс. вагонов – свыше 128 млн грн.

Действительно, в конце 2016 года мировые цены на металлургическую продукцию пошли вверх. Как сообщал БЦ, на это повлияло два фактора. Первое: закрытие шахт в Австралии, добывающих коксующийся уголь – сырье для металлургии. Второе: увеличение кредитования в Китае, которое использовалось на строительство инфраструктуры, что увеличило спрос на метпродукцию.

С другой стороны, в УЗ постоянно указывают на то, что при увеличении цен на металлургию, уголь, зерно и другие товары, которые перевозят железные дороги, тарифы на грузоперевозки не увеличиваются.

В конце 2016 года в УЗ заявили о планах повысить тарифы на грузовые перевозки на 25% с февраля 2017 года. Однако из-за противодействия грузоотправителей, повышение так и не состоялось.

Сам руководитель УЗ Войцех Балчун в одном из своих интервью, еще до отмены тендеров на закупку вагонов, указывал на возможный картельный сговор между украинскими производителями вагонов. Якобы, именно из-за этого они не подали свои предложения на торги по закупке полувагонов.

Кто в Украине производит вагоны

Всего в Украине более десятка предприятий, которые могли бы производить и поставлять вагоны. Некоторые из них специализируются на конкретных видах вагонов.

Например, криворожская компания "Медпром" выпускает думпкары – саморазгружающиеся вагоны. "Полтавхиммаш", который входит в структуру "Азовмаша", специализируется на производстве железнодорожных цистерн.

Азовмаш 03

Фото: пресс-служба УЗ

Однако крупных предприятий, которые могут освоить тысячные заказы УЗ, гораздо меньше.

ПредприятиеМестоположениеФормальные собственникиКонечный бенефициар
Крюковский ВСЗПолтавська область, КременчугOW Capital Management (Австрия), Transbuilding Service (Великобритания), AS Skinest Finants (Эстония), Osauhing Delantina (Эстония)Владимир Приходько
АзовобщемашДонецкая область, Мариуполь"Азовмаш", Azovmashinvest Holding (Кипр)Юрий Иванющенко
ДнепровагонмашДнепропетровская область, Каменское"ТАС ЭССЭТ Менеджмент", "Алькантара инвест", "Аспект финанс", Sertaco (Кипр)Сергей Тигипко
Папаснянский ВРЗЛуганская область, Попасная"Укрзализныця", в аренде у "Лемтранс"Ринат Ахметов
Дизельний заводДнепропетровская область, Кривой РогЗНВКИФ "Стартап", ЗНВКИФ "Унибудинвест", " Унибудинвест менеджмент", Teseristen Consulting (Кипр), Marathev Services (Кіпр), Zinit Finance (БВО)Леонид Юрушев
Панютинский ВРЗХарьковская область, Лазовая"Укрзализныця"Государство
Дарницкий ВРЗКиев"Укрзализныця"Государство
Стрыйский ВРЗЛьвовская область, Стрый"Укрзализныця"Государство

Из перечисленных предприятий, в производстве вагонов для УЗ с 2016 года уже были задействованы "Крюковский ВСЗ", "Днепровагонмаш", Папаснянский ВРЗ и три вагоноремонтных завода "Укрзализныци".

"Азовобщемаш" ни на один из тендеров не подавался. Его участие в закупках УЗ проблематично из-за таксичности основного бенефициаров – Юрия Иванющенко, который входит в ближний круг бывшего президента Виктора Януковича – так называемую "Семью".

"Дизельный завод" Леонида Юрушева также не подавался на торги в 2016 году. Другое предприятие днепровского бизнесмена - ПАО "Днепропетровский завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов" – ранее регулярно выигрывало тендера УЗ на ремонт пассажирских вагонов.

Президент "Крюковского ВСЗ" Владимир Приходько в своем обращении указывает на то, что кроме себестоимости производства в стоимость вагонов должны быть заложены расходы на проектирование и разработку новых моделей вагонов.

"Без работы и зарплаты оставлены тысячи рабочих. Без уплаты налогов оставлен бюджет. Ситуация с обеспечением УЗ перевозочного процесса 2017 года остается с теми же проблемами 2016 года", - жалуется Приходько.

Заказ УЗ у вагоностроительных заводов обеспечит заказами металлургические предприятия Украины. Наличие самих вагонов увеличит пропускную способность железнодорожных путей. Это позволит нарастить экспорт аграрной продукции и продукции горно-металлургического комплекса.

Пока же ситуация с закупкой трех тысяч грузовых вагонов остается под вопросом.

"Учитывая перенос решения об индексации тарифов на перевозки и, как следствие, необходимость внесения изменений в финансовый план УЗ на 2017 год, еще не принято решение состоится ли следующий тендер на закупку полувагонов и когда это может быть", – сказал в конце февраля член правления "Укрзализныци" Иринеуш Василевский.

До этого времени заказчик не смог договориться с подрядчиками. А значит, производственный толчок для экономики Украины тоже пока откладывается.

Источник: http://biz.censor.net.ua/r3022642
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх