Технологии
  304  0

 ​SpaceX Илона Маска может оставить "Роскосмос" без коммерческих заказов

В ночь на пятницу, 31 марта, частная американская​ компания SpaceX впервые совершила успешный повторный запуск первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, что, по оценке компании позволит снизить стоимость одного запуска до $40–45 млн.

При этом все идет к тому, что Маск переманивает у России клиентов и фактически выталкивает ее с рынка пусковых услуг, сообщает РБК со ссылкой на собеседников в российской космической отрасли, передает БизнесЦензор.

В 2012 году SpaceX впервые провела коммерческий запуск ракеты-носителя Falcon 9. За три года компания совершила 20 удачных пусков, полная стоимость одного составляет $62 млн. SpaceX не собирается останавливаться на достигнутом и планирует произвести 27 коммерческих и гражданских пусков в нынешнем году.

В связи с этим в 2015 году, чтобы остаться на рынке, России пришлось снижать цену запуска своего носителя ракеты "Протон" почти на треть, до $70 млн.

По словам источников агентства в отрасли, еще больше снизить цену "Роскосмосу" будет сложно. При этом "Роскосмос" планирует перейти к летным испытаниям космической ракеты с многоразовой первой ступенью только в 2031 году.

Как отмечает агентство, еще четыре года назад рынок коммерческих космических запусков делили между собой фактически два игрока: Россия и Евросоюз. Доля США, Индии, Китая и Японии на нем была незначительной.

90% этого рынка пусковых услуг составляет запуск телекоммуникационных спутников, остальные 10% – это вывод экспериментальных космических аппаратов, спутников дистанционного зондирования Земли.

Еще в 2014 году стоимость вывода спутника связи на геостационарную орбиту при помощи одноразовой ракеты-носителя "Протон-М" составляла около $90–100 млн (в зависимости от условий контракта). Цена запуска европейской Ariane 5 была примерно $180–200 млн (ракета выводит два спутника одним запуском).

Член Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков отметил, что Россия довольно долго лидировала в этом сегменте, впервые уступив США и Китаю в 2016 году.

За прошлый год Россия совершила 18 удачных запусков (из них два – коммерческие), Штаты – 22 (половина – коммерческие), Китай – 21 (один коммерческий). Европа запускала свои ракеты 11 раз (все по коммерческому заказу, для двух запусков использовались российские ракеты-носители "Союз").

Как отмечают собеседники агентства, "сдача позиций" России объясняется постоянным сокращением финансирования и падением репутации из-за неудачных пусков. Кроме того, в январе 2017 года все двигатели производства Воронежского механического завода для второй и третьей ступеней "Протона-М" были отозваны. Оказалось, что в них использовался припой без драгоценных металлов, не предусмотренный технологией.

Главный аналитик ГЛОНАСС Андрей Ионин также отметил, что потеря клиентов связана не столько со снижением надежности российских ракет, сколько следствием санкций, введенных в отношении российской ракетно-космической отрасли в 2014 году.

Источник: http://biz.censor.net.ua/n3023849
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх