Колонки Андрей Кузьменко
  1488  0

Методы управления и вмешательство профсоюзов довели порт Черноморск до цугундера

"Славная" история борьбы Ильичевских профсоюзных боссов с внешними инвестициями началась еще в середине 90-х годов.

Некоторое время назад, с подачи МИУ, в украинских СМИ появилась информация о якобы скором приходе в Черноморск ведущей мировой портовой корпорации Hutchison Ports.

Причем об условиях этого прихода (концессия, приватизация, аренда) не сообщалось вообще ничего, а сама компания хранила обычное в таких случаях молчание. Тем не менее, один из профсоюзных лидеров Черноморска Сергей Брызгалов утверждает: то ли продажа, то ли "передача мощностей порта" (чтобы это ни значило) недопустима, поскольку "это приведет к массовым сокращениям и является незаконным".

Кроме того, утверждается, что "почти все контейнерные терминалы полностью или частично автоматизированы. И Hutchison Ports для работы нужны максимум 150 человек. Остальных он не загрузит работой, потому что в Украине нет сегодня рынка контейнерных перевозок".

К сожалению, г-н Брызгалов не очень хорошо разбирается как в современных контейнерных технологиях, так и в рынке контейнерных перевозок (что неудивительно, поскольку его личный опыт работы докером в порту закончился свыше 25 лет назад).

Среди 48(!) терминалов и портов, находящихся под управлением этой уважаемой компании во всем мире, автоматизированных (в разной степени) не более 5. При этом мировой стандарт экономической рентабельности автоматизации начинается с оплаты труда персонала в размере 20-25 евро в час. Поэтому в мире есть немного стран, где строятся автоматизированные терминалы. И, к сожалению, Черноморску это пока не грозит.

Утверждение Брызгалова об "отсутствии рынка" в Украине также ошибочно – общий объем перевалки контейнеров в 2016 г. составил 680 000 TEU, что примерно соответствует уровню 2006 г., когда на отсутствие рынка никто не жаловался.

Однако в ГП "ЧМТП", действительно, их доля в 2016 г. составила менее 3%, а с сентября контейнера исчезли совсем. И произошло это именно благодаря многолетним усилиям таких портовиков, как Брызгалов, прилагавших титанические усилия, чтобы изгнать из порта любых нормальных партнеров, приносивших новые технологии, процедуры и связанную с этим (sic!) эффективность.

 

Любой комментарий г-на Брызгалова относительно работы порта и тем более его развития, следует рассматривать с учетом того, что сам он с января 1999 г., то есть свыше 18(!) лет бессменно возглавляет самый большой профсоюз порта и все это время является основной стороной подписания коллективного договора.

А это значит, что ни одно важное решение, принятое в порту за эти годы – реструктуризация, совместная деятельность, увольнения и сокращения, не проходили без его ведома и согласия и что именно он, наряду с 8 (!) сменившимися за это время начальниками порта несет прямую ответственность за его текущее состояние.

И если сегодня порт, по мнению всех его клиентов, находится на дне, то спросить за это можно было бы именно несменяемых профсоюзных лидеров, бодро поддерживавших любые начинания любого текущего начальника, лишь бы тот соглашался удовлетворить их интересы (не путать с интересами предприятия или коллектива).

Напомню, что славная история борьбы Ильичевских профсоюзных боссов с внешними инвестициями началась еще в середине 90-х годов, когда ими был зарублен проект строительства калийного терминала, который затем был построен инвестором в Вентспилсе, где успешно работает до сих пор.

А в относительно недавнем контейнерном контексте Черноморска неизбежно вспоминается судьба "Укртрансконтейнера", договор с которым в 2005 г. Брызгалов сначала лично согласовал, а потом объявил предприятию крестовый поход, что и убило, в конечном итоге, неудачливого инвестора.

Однако, как оказалось, с изгнанием из порта нормального оператора ушли и контейнерные потоки, поэтому в отсутствии контейнерного рынка в Черноморске Сергей Александрович должен в первую очередь винить самого себя.

Следующее утверждение - о сокращении 850 сотрудников из 1000, тоже придется оставить на совести лидера профсоюза – не зная технологии и планируемого объема перевалки (который явно с приходом Hutchison Ports будет больше сегодняшнего нуля), невозможно говорить о будущей штатной численности.

Очевидно, что это точно не 150 человек, а гораздо больше, как показывает опыт того же "Укртрансконтейнера", имевшего в свое время персонал около 650 чел., и это без причалов 1 и 2, о которых упоминается в заявлении.

Еще более непонятно, как можно делать какие-то выводы из неизвестных планов "продажи или передачи", и тем более лепить ярлыки "незаконности" на договора, которых никто не видел. Это чистый волюнтаризм. Оставшиеся фразы из заявления Брызгалова комментировать попросту бессмысленно - это обычные социалистические и популистские лозунги, при помощи которых лидеры профсоюзов успешно блокируют развитие этого несчастного порта уже свыше 20 лет.

Однако уже даже членам профсоюза должно быть очевидно – текущие методы управления и вмешательство профсоюзов довели порт до цугундера.

Но пока еще есть шанс оттуда выбраться – однако для этого нужно перестать учить жизни и работе компании, переработавшие в сотни раз больше тонн различных грузов и тем более контейнеров, чем Черноморск за всю свою славную (и печальную) историю своего существования.

Лишь в одном месте Сергей Александрович прав – когда он говорит, что если "сесть за стол и говорить профессиональным языком, то разговор о Hutchison Ports в порту "Черноморск" закончится через 15 минут".

Это действительно так – профессиональный разговор должен начаться и немедленно закончиться – открытием шампанского и согласием на сотрудничество. Приход подобного инвестора в самый запущенный большой порт страны можно только приветствовать.

Это будет счастьем и редкой удачей для предприятия, измученного воровством, лозунгами и болтовней. Трагедией это может быть лишь для тех, кто предпочитает собственный карман развитию родного порта.

У всех профсоюзных лидеров Черноморска есть еще время определиться, что им более ценно.

Андрей Кузьменко

Опыт работы в морском транспорте – 25 лет. Руководитель компании Sea-Land Service в Украине (1995-1999) и офиса Maersk Ukraine в Одессе (1999-2003), начальник контейнерного терминала порта Ильичевск (2004-2005) и заместитель директора "Укртрансконтейнер" (2005-2007), исполнительный директор контейнерного терминала ТИС (2008-2012), руководитель проекта модернизации порта Поти (Грузия, 2012-2014), руководитель проектов в сфере морского транспорта в других портах Украины, России, Нидерландов и пр. (2007-2017).

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 вверх